Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платон и неоплатонизм. В этике самого великого из сокра­товских учеников Платона (427-347) центральное место занимает учение о благе




В этике самого великого из сокра­товских учеников Платона (427-347) центральное место занимает учение о благе. Благо — это то, к чему стремит­ся всякая вещь и что делает ее хорошей. Человек доброде­телен ровно настолько, насколько он устремлен от единич­ного, изменяющегося и преходящего к общему, неизменно­му и вечному. Если отличие богов от людей в том, что они бессмертны, то добродетель ведет от человека к богу.

Платон дал учению о добродетели человека прочную онто­логическую и психологическую основу. Онтологической (т.е. бытийной) основой является причастность души истинно сущему бытню: миру идей, в том числе идеям Бла­га, Истины, Красоты. Согласно платоновской психологии, тремя важнейшими способностями души являются вож­деление, страсть и словесное мышле­ние.

Наиболее примитивно вожделение — ощу­щение пустоты в себе и стремление ее наполнить. Тако­вы голод и жажда, а также низменное половое влечение, которое направлено на то, чтобы «покрыть и оплодотво­рить».

Что касает­ся страсти, то предметом античной этики является этос, понимаемый как определенное сочетание добродетелей и пороков, положительных и отрицатель­ных качеств человека. Платон связывает страсть с гневом и яростью, подразумевая здесь способность остро воспри­нимать, проворно преследовать и упорно сражаться. Речь, стало быть, идет не о желании вообще, а о желании напа­дать, сражаться, побеждать и господствовать. Иными сло­вами, в человеке присутствуют некоторые свойства хищ­ного животного. Третья душевная способность, именуемая многозначным словом «логос», тоже не лишена стремле­ния, но она — особое, свойственное только людям и богам стремление к истине. В зависимости от преобладания то­го или иного вида души существуют три породы людей: золотая, серебряная и медная или железная. Душевное золото отождествляется с мудростью. Серебро души порождает мужество. Его обла­дателям подобает быть воинами. Душа медного или же­лезного состава жаждет телесных удовольствий и богат­ства. Что-нибудь стоящее из нее получится, если ее вожде­ления будут укрощены добродетелью рассудительности.

Человеческую порочность он объясняет разнузданнос­тью какого-либо из двух низших видов души. Неподвла­стная логосу страсть проявляет пороки хищнического типа: несправедливость, жестокость, властолюбие. Души таких людей после смерти перейдут в породу волков, яс­требов и коршунов. Неукрощенное вожделение выража­ется в чревоугодии, беспутстве и пьянстве, обеспечивая своему носителю новое рождение в облике осла или ино­го нехищного животного. Душа «чистого золота», увлека­емая любовным порывом к благу, может вернуться на свою занебесную родину через ряд перерождений.

В таком распределении ролей и судеб Платон усматривал высшую космическую справедливость. Земная справедли­вость состоит в том, чтобы каждый занимал в государстве то место, к которому его предназначила порода. Подобная справедливость воз­можна только в идеальном аристократическом государ­стве. В тимократии, где правителя­ми становятся на основе военных заслуг, господствуют властолюбие и честолюбие. В олигархии, где властвуют богатые, самыми распространенными качествами стано­вятся стяжательство и корыстолюбие. В демократии сни­маются всякие сословные различия, и граждане устраива­ют жизнь по собственному вкусу, лишая ее порядка и гар­монии. В самой худшей государственной системе — тирании — устанав­ливается поголовное рабство, подданные превращаются в жалких трусов, а у правителей высвобождаются зверо­подобные влечения.

У своих истоков античная этика носила эвдемонистичес­кий характер, тесно связывая добродетель и земное сча­стье (эвдемонию). Платон вводит мотив бегства от мира, в котором зло окружает человека со всех сторон. Таким бегством явля­ется «теосис» — уподобление богу. У неоплатоников Плотина, Порфирия, Прокла и др. (III—VI вв.) центр вни­мания переносится с полиса на внутренний мир челове­ка, на восхождение души к Единому как высшему благу. Это восхождение есть именно бегство от мирского зла, мистический уход в себя.

Сообразно ступеням восхожде­ния или самоуглубления выстраивается иерархия добро­детелей. В основании иерархии находятся практические или политические добродетели, наличие которых необхо­димо для жизни в государстве. Одной ступенью выше рас­полагаются катартические добродетели, которые на­правлены на переход от телесной жизни к душевной. Тре­тью ступень образуют теоретические (созерцательные) добродетели, которые позволяют подняться от души к уму через созерцание идей. На последней, четвертой ступени находятся мистические добродетели, благодаря которым совершается переход от ума к Единому, экстатическое слияние с ним. Человек становится не только подобным богу, но самим богом, открывает тайну божественного света в самом себе. Высший принцип плотиновской эти­ки звучит так: «Очищай и формируй себя, пока не ста­нешь достойным вместилищем божественного блеска». В экстазе человек созерцает бога и себя, ставшего богом. Стремление человеческой души к единению проявляет­ся как эрос. Человек, созерцающий божественную красо­ту, забывает о чарах искусства и земной любви. Он впада­ет в священное безумие, в котором устранены преграды между его умом и Единым, испытывая блаженство, выше коего быть ничего не может.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.