Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сократ (469-399).




Античная этика

Этика античности (Этика Сократа и Платона).

Самостоятельной формой культуры этика стала только в Древ­ней Греции„ В античном обществе этическая мысль при­обрела качественное своеобразие и как часть философии активно включилась в процесс формирования человека. Политический демократизм эллинской культуры оказался плодотвор­ной почвой для свободного самоопределения человечес­кого духа. Че­ловеческий дух — подлинная основа нравственности — сместил фокус своего внимания с внешнего мира на себя. Этика ведь и является самоотражением деятельного духа, теоретической формой самосознания нравственности. Предметом античной этики является этос, понимаемый как определенное сочетание добродетелей и пороков, положительных и отрицательных качеств чело­века.

Сократовская философия по праву считается первой по­следовательной формой этического рационализма. До­бродетель понимается как положительное состояние че­ловека, как благо, воплощенное в нем. Важнейшим, а мо­жет быть, и единственным путем обучения добродетели является познание самого себя. Сократ отождествил по­нимание того, что такое добродетель, с обладанием этой добродетелью. Он представил дело так, будто человек, знающий сущность справедливости, мужества и воздер­жанности, уже благодаря одному этому является справед­ливым, мужественным и воздержанным.

Сущность сократовской этики сводится к четырем ключе­вым положениям:

· добродетель есть знание;

· только справедливый человек может быть по-настояще­му счастлив;

· самопознание является высшей задачей человека;

· самосовершенствование важнее всякой заботы о внеш­них благах.

К этим положениям для полноты картины следует доба­вить также, что Добродетель человека представляет со­бой систему взаимосвязанных качеств: мудрости, муже­ства, справедливости, благочестия и рассудительности. Мудрость — это знание самого себя, вплоть до последних оснований блага и зла; мужество — способность проти­востоять страху; рассудительность умение находить меру в отношении собственных страстей, господствовать над ними; справедливость — понимание как обходиться с людьми в полисе; благочестие — должное отношение к богам. Вот, собственно, круг основных отношений в ан­тичной нравственности.

Прежде чем управлять госу­дарством и уговаривать других с помощью красноречия, надо выяснить, в чем состоит добро и зло. Сократ, связывая справедливость с деятельно­стью правителя, считал, что она выражается в готовности заботиться о благе подданных, а не о своем собственном благе. Справедливо в целом такое положение, при котором лучшее управляет худшим, более совершен­ное менее совершенным. Так понимаемую справедливость Сократ считает непременным условием счастья.

Неспра­ведливость же разрушительна не только для тех, против ко­го она направлена, но и для творящего ее — для последне­го даже в большей степени. По заключению Сократа, лучше терпеть несправедливость, чем творить ее. Коренное пре­имущество справедливости Сократ усматривает в том, что она вносит во всякое целое единодушие и дружбу, тогда как несправедливость непременно ведет к развалу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.