Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лунные и солнечные затмения 5 страница




 

АТЕИЗМ – (от греч. а – частица отрицания, theos – бог, буквально безбожие)- система взглядов отрицающих религиозные представления (веру в бога, бессмертие души, воскресение из мертвых и т.п.) и религию в целом. А. возник давно. Еще в античные времена А.. как правило, выражал интересы прогрессивного общества. В каждую историческую эпоху изменялись объем и формы А. Современный А. обязан развитию науки. Начало ему положило гелиоцентрическое учение Н. Коперника. Наибольшего расцвета А. достигает в СССР, как основа коммунистической идеологии. С распадом Союза, А. постепенно теряет свои позиции.

 

АТЕИЗМ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ Выдающийся материалист ХУ11 в. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677гг.) явился крупнейшим представителем атеистической мысли столетия. Отвергнув дуализм Декарта, Спиноза признает только одну субстанцию, обладающею и протяжением и мышлением. Это единственно существующая субстанция есть природа, к-рую Спиноза называет также Богом. Ни умом, ни чувствами, ни волей этот Бог не обладает: эта пантеистическа я форма, в к-рой выражается система Спинозы весьма отлична от ее атеистической сути. Спиноза отвергает телеологическое понимание действительности, справедливо усматривая тесную связь между телеологией и религией. На первое место Спиноза ставит причинность и непреложную необходимость, исключающие какие бы там ни было случайности, не говоря уже о сверхъестественных явлениях. В своем «Богословско-политическом трактате» Спиноза выступает как основоположник научной критики Библии. Исходя и того, то каждому принадлежит «верховное право и высший авторитет свободно судить о религии», Спиноза считает, что главным инструментом при интерпретации Библии должен быть разум. Тщательно исследовав текст Библии он убедительно вскрывает множество противоречий и нелепостей. Таким образом не только о божественности, но и о простой разумности этой книги не может быть и речи. Так был разрушен ореол книги, считавшийся запечатленным божественным откровением. Спиноза был первым, проделавшим эту работу на основе анализа библейских текстов. Все религии – это предрассудки заявлял Спиноза. У религии не божественный, а вполне земной общественный источник. Но в то же время атеизм Спинозы был непоследовательным. Это выражалось не столько в печати теологии, лежащей на всей философской системе, сколько в учении о том, что для «повиновении и благочестия» нужна вера к-рую нужно привить народу как «чувствование Бога» и догматы, к-рой сводятся к важнейшим требованиям нравственности.

 

АТЕИЗМ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – В Древней Греции первые попытки научно материалистически осмыслить окружающий мир предприняли философы милетской школы (VII-VI вв. до н.э.) – Фалес, Анаксимадт и Анаксимен. Они стремились объяснить мир из него самого, не прибегая к внеприродным, сверх естественным силам. Милетцы внесли очень ценный вклад в науки – в математику, астрономию, физику, биологию.

Гераклит (около 540-480 гг.), Эмпедокл (около 490-430 гг.), Анаксагор (500-428 гг.) разделяли и развивали дальше взгляд милетцев, согласно которому Вселенная существует вечно, не создана богами и управляется не ими, а естественной закономерностью. «Этот космос, – говорит Гераклит, – один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». По Эмпедоклу, основу мира образует вечная несотворимая и неразрушимая материя, сводящаяся к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. А Анаксагор в утверждении вечности материи идет еще дальше. Он утверждает, что не только материя в целом, но и каждая из ее качественно определенных частиц – геометрии – никогда не возникает и никогда не уничтожается. Анаксагор, правда, ввел в свою систему ум – некую силу, приводящую в порядок частицы материи. Однако, из дошедших до нас фрагментов сочинения Анаксагора видно, что под этим умом он понимал скорее материальную движущую силу, нежели какое-то объективное сознание. Ум не создает мир, не управляет им, а лишь дает ему толчок, после которого никакого влияния на ход событий не оказывает. Единодушно эти философы и в признании царящей в мире объективной закономерности.

В древнем мире весьма распространенной была антирелигиозная аргументация, разработанная греческой философской школой скептицизма. Отстаивая принцип воздержания от суждения, в том числе и по вопросу о существовании богов, скептики заявляли, что выполняют обряды общепринятой религии не потому, что разделяют ее верования, а потому, что не следует противиться образу жизни, какого требует общество. Но, занимают такую позицию, коренным образом отличную от воинствующего атеизма эпикурейцев скептики подвергли сокрушительной критике самые основы религиозного мировоззрения, показали абсурдность религиозной веры.

 

АТЕИЗМ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ - для древней Индии эпохи создания религиозных книг- Вед (середина 2-го тысячелетия до н. э.) характерно поклонение обожествленным силам природы. Позднее, с образованием рабовладельческого общества, возникает вера в бога, развивается мифология. Священным книгам- Ведам приписывается божественное происхождение и неприкасаемость. Против авторитета Вед восстают первые индийские философы школы локаят ы (чарвака)-Брихаспати, Дхишан и др. (VI-в.до н.э.). Философы локаята утверждают, что никакого бога (ишвары) нет, что мир ни кем не создан, а существует по своим законам. Все вещи состоят из земли, воды, света и ветров. Различным образом соединяясь. Эти элементы образуют все сущее, в том числе и людей. Порознь каждый из элементов сознанием не обладает, но при особом соединении они образуют тело, одаренное сознанием. С разрушением этого тела неизбежно исчезает и сознание. То, что рассказывается в Ведах о загробном мире и рае, представляет собой обман. И том числе и то, будто животное, убитое при жертвоприношении, попадает в рай. Если бы это было верно, говорили локаята, то любящий сын должен был бы принести в жертву отца, чтобы тот попал в рай. По возвращению локоята, природа безразлична ко всему человеческому, ее свойства не имеют ни какого отношения к нравственным правилам. Ни в природе, ни в человеческой истории нет никакой целесообразности. Очень близок к этим воззрениям видный представитель школы санкхья Капила (ок. VI в. до н.э.). Вещей, существование которых нельзя доказать убедительными аргументами, нет, учил Капила. Ни восприятием, ни умозаключением, ни аналогией бытие бога не подтверждается, а это единственные формы достоверного познания. Следовательно, бога нет. Ничто, утверждал Капила, не может возникнуть из ничего. Из вполне определенных вещей возникают вполне определенные вещи. Первые служат материалом для вторых, и те и другие состоят из вечной материи- пракрити, которая является причиной всех вещей. Все состоит из атомов. Из неживых тел образуются живые, между теми и другими трудно провести резкую границу. Возникновения сознания в теле, состоящем из элементов, лишенных сознания, Капила объясняет так же, как локаята. В системе взглядов Капилы содержится непоследовательность- учение о пуруше. Помимо материи, лишенной сознания, Капила признает еще тонкий элемент, обладающий сознанием,- пурушу, которая не имеет ни начала, ни конца и всеведуща, хотя не имеет контакта с материей. Материя активна и постоянно изменяется, пуруша пассивна и неизменна.

 

АТЕИЗМ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ – Возникновение материалистических и антирелигиозных идей в Древнем Китае тесно связано с развитием науки, особенно астраномии. Записи о солнечных затмениях китайские ученые начали вести за тысячу лет до н.э. На протяжении столетий в Китае велись наблюдения за движением светил, и в IV в. до н.э. там был создан первый в движения светил сыграла важную роль в выдвижении идеи объективной закономерности - дао, управляющей всем происходящим в природе. Уже в эпоху западного Чжоу (9-13 вв. до н. э.) в Китае было выдвинуто положение:» Высшее существо не может существовать! Мир образован из пяти первоэлементов, а именно: из металла, дерева, воды, огня и земли. Дальнейшее развитие этих идей хорошо видно в дошедшей до нас знаменитой книге «Дао – дэ - дзин» (4-3 вв. н.э.). В этом произведении проводится мир, что миром управляет не Бог, а присущий самому миру закон – дао. Бог – творец мира книге вообще не упоминается. Дао определяет непреложный весь ход событий, исключает возможность чего-либо сверхестественного.

Материалистические и антирелигиозные идеи получают значительное развитие у Сунь Цзы (ІІІ век до н.э.), отрицавшего существование Бога или какой-нибудь иной сверхестественной силы, распоряжающейся природой. Ван Чун (І век н.э.), крупнейший материалист и атеист древнего Китая, в книге «Лунь-Хэнь» провозглашает, что мир вечен, его основу образует субстанция (Ци), из которой все вещи возникают, и в которую они превращаются. Вселенная не имеет никакой цели. Вещи возникают сами собой, они не суть творение какого-нибудь духа. Все совершается по естественному закону, в соответствии которого все возникающее рано или поздно гибнет. Нет бессмертия сознания также, как нет бессмертия тела. Ван Чун выдвигает требование, которым должно удовлетворять познание: правду и неправду дела решает только опыт, а правду и неправду спора – только доказательство.

АТЕИЗМ В ДРЕВНЕМ МИРЕ – В римском обществе эпикуреизм имел значительное число сторонников. Школа эта просуществовала там около шести веков – со II до IV века н.э. Если из огромного научного наследия Демокрита, Эпикура и других атеистов Древней Греции до нас дошли лишь небольшие и немногочисленные фрагменты, то Рим оставил нам единственные целиком дошедшие до нас крупное античное философское атеистическое произведение одного из величайших материалистов и атеистов древности – Тита Лукреция Кара (I век до н.э.). Знаменитая поэма «О природе вещей» всесторонне освещает и обосновывает учения Эпикура, подвергает критике идеализм. Но главный объект её критики – религия, которой Лукреций противопоставляет науку, исследования, основанное на точно установленных фактах и разумом, естественном их объяснении.

Исходный пункт Лукреция – под названием «Вещам невозможно из ничего возникать и, родившись, в ничто обращаться». Тезис о том, что «вся существует материя вечно», выступает здесь как несотворимость и неразрушимость атомов, вместе с которыми несотворимо и неуничтожимо присущие им «движения, в котором первичные тельца вечно бывают». Как сотворение мира Богом, так и внесение в мир движения извне решительно отвергаются.

Все в мире совершается по неизменным законам, исключающим вмешательства каких-нибудь таинственных сил в естественный ход событий. Мир не только не сотворен богами, он ими и не управляется. Не боги, а естественные причины обуславливают ход событий, в котором вовсе нет той целесообразности, которая, по мнению религиозных людей, доказывает существование богов. Природа, таким образом, оказывается «лишенной хозяев надменных, собственной волею все безучастие богов создающей».

АТЕИЗМ ОСНОВОПОЖНИКОВ МАРКСИЗМА. Возникновение диалектического и исторического материализма – привело к научной форме атеизма. Эта форма обусловлена социальными сдвигами, затронувшими наиболее развитые страны Европы. Быстрое развитие капитализма в первой половине Х1Х в., формирование промышленного пролетариата и развертывание классовой борьбы создавало мировоззрение нового типа. Марксистский атеизм, впитавший в себя и творчески переработавший все ценное, что было создано атеистами прошлого, коренным образом отличается от всех других атеистических учений, как последовательная строго научная система. Научный подход к религии дал возможность выяснить истинные причины возникновения религии, что позволило избежать ее влияние на широкие массы народа.

 

АТЕИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Крупнейшим представителем атеизма средневековья был французский философ Пьер Абеляр (1079 – 1142 гг.). В своем трактате «Введение в теологию» он не побоялся заявить, что либо все религиозные догматы – звук пустой, либо они имеют смысл, доступный пониманию разума человеческого. Провозглашая высший авторитет разума, призывая ничего не воспринимать на веру Абеляр заявлял: «Не потому веришь, что так сказал Бог, а потому, что ты убежден, что так оно и есть». Единственный разумный путь к достижению истины, утверждал Абеляр, - сомнение, которое может быть исходным пунктом при решения любого вопроса. Такая высокая оценка сомнения имела огромное значение для подрыва религиозного мировоззрения. В сочинении «Да и нет» Абеляр, подчеркивающий, что из двух противоположных высказываний по одному и тому же вопросу по крайней мере одно ложно, собрал множество цитат из священных текстов, исполненных противоречий. Эти цитаты свидетельствуют, что на вопросы о первородном грехе, о свободе воли, о сотворении мира и его вечности, о вечности Творца и на другие коренные вопросы религии святые отцы церкви и даже самое святое писание дают диаметрально противоположные ответы.

Развитие средневекового атеизма происходило не только на Западе, но и на Востоке, в лоне ислама. Так, например, ряд важных идей выдвинул знаменитый арабский философ Ибн-Рошд (Аверроэс) (1126 – 1198 гг.). Рассматривая себя как верного последователя Аристотеля, этот выдающийся мыслитель развивает материалистическую тенденцию аристотелевского учения. Будучи сыном своего времени, Ибн-Рошд сохраняет в своем учении и Бога (играющего роль подобную роли «перводвигателя» у Аристотеля) и бессмертие духа, к-рое арабский философ предписывает общечеловеческому разуму. Но Ибн_Рошд решительно отвергает божественное сотворение мира и отстаивает положение о том, что материя и движение существуют вечно, что в мире царяе естественная необходимость, непреложные законы природы. Сам Бог действует по необходимости, он не может отменить законы природы. Поэтому такие сверхъестественные события как откровения и чудеса невозможны. Молитвы не могут повлиять на ход событий. Сознание человека – это способность тела, особенно мозга. Ибн-Рошд поэтому отрицает бессмертие души (хотя признает бессмертным безличный интеллект всего человечества), а также веру в воздаяние. Ибн-Рошд первый философ выдвинувший учение о существовании двух истин: научной, философской с одной стороны, и религиозной, богословской с другой. В общем, учил Ибн-Рошд, наука и религия, философия и богословие согласуются друг с другом. Но в отдельных вопросах они могут приходить к разным результатам. Для толпы нужна вера в откровение, в авторитет и т.д., ибо «вера налагает узду на людей из народа». Для тонкого слоя образованных людей есть наука и философия. Один и тот же автор имеет право в богословском труде защищать бессмертие души, а в философской работе отрицать его, поскольку в богословии истиной является то, что бессмертие существует, а в философии истинно, что бессмертия нет. Учение Ибн-Рощда о «двойственности истины» исполненное духом компромисса имело огромное значение для своего времени, впервые разграничив разум и веру.

Проникнув в страны Европы, где господствовало христианство, идеи Ибн-Рошда оказали большое воздействие на развитие материализма и религиозного скептицизма в этих странах. Особенно значительным было выступление французских последователей этих идей, развернувших активную деятельность по пропаганде Аверроэса в парижском университете. Во главе парижских аверроистов стоял Сигер Брабантский (ок. 1240 – 1282 гг.) В своих произведениях («О возникновении и уничтожении», «О вечности мира» и др.) Сигер доказывал, что Вселенная существует вечно, что в жизни людей действует естественная необходимость и Бог не управляет их поступками, что сознание человека неразрывно связано с его телом, гибнет вместе с телом и не может после смерти человека испытывать те муки, какие его якобы ждут в аду.

АТЕИЗМ ФЕЙЕРБАХА. Существенный вклад в развитие европейского атеизма внес известный немецкий философ – материалист Л. Фейербах (1804 – 1872 гг.). Свои сомнения в истинности христианской религии Фейербах высказал уже в работе «Мысли о смерти и бессмертии» в 1830 г., где утверждалось, что бессмертны лишь великие деяния человеческого разума, а не отдельная личность. Немецкий философ свуязывал возникновение религии с беспомощностью и невежеством первобытного человека, его полной зависимости от стихийных сил природы. Человек обожествлял все то, от чего он зависел, что казалось ему чуждым и таинственным. Так возник и культ явлений природы («естественная религия») и культ человека («духовная религия»). Последняя появляется на более поздней стадии исторического развития как результат превратного выражения чувств, потребностей и стремлений самого человека. Наряду с психологической и эмоциональной основой религии Фейербах отмечал наличие у религиозных представлений гносеологических корней. Он усматривал их в отрыве мышления от бытия, в развитии абстрактного мышления, таящего в себе возможность отхода от восприятий органов чувств и создание понятий, к-рые искажают действительность. Именно таким путем возникает понятие Бога – этот центральный пункт всех религий. Большое значение имела критика Фейербахом религиозной морали, разоблачение нравственных принципов христианства. Для того, чтобы быть нравственным и праведным, человек не нуждается в вере в Бога. Более того, часто религия является источником безнравственных действий. Особенно резко он отзывался о религиозной нетерпимости и фанатизме, видя в них источники бесчисленных преступлений. Кроме этого Фейербах раскрывает внутреннюю связь между религией и идеалистической философией, единства религиозного и идеалистического мировоззрений. С позиций материализма и атеизма Фейербах критикует объективный идеализм Гегеля, агностицизм Канта, мистицизм Шеллинга. Фейербах мечтал об освобождении человека от пут религии, о торжестве знания. «Никакой религии! – такова моя религия» - восклицал он.

 

АТЕИЗМ ФРАНЦУЗСКИХ МАТЕРИАЛИСТОВ. Одним из первых известных французских просветителей, выступавших против религии и церкви, был Вольтер (1694 – 1778 гг.). Его произведения неоднократно конфисковывались и сжигались. Его дважды заключали в Бастилию, долгие годы он провел в изгнании, подвергался непрерывны нападкам со стороны духовенства и властей. Почти до самой смерти въезд в столицу Франции Вальтеру был запрещен. Начатую борьбу Вольтера с религией продолжили Дидро (1713 – 1784 гг.), Гельвеций (1715 – 1771 гг.) и Гольбах (1723 – 1789 гг.). В их трудах философский материализм становится цельным мировоззрением, охватывающим учение о природе и теорию познания, приобретает ярко выраженный атеистический характер. А. ф. м. был воинствующим и бескомпромиссным, он представлял собой высшую форму буржуазного атеизма, отличался непримиримостью ко всем защитникам религии и церкви. Дидро был основателем знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», к-рая объединила вокруг себя лучшие умы той эпохи, стала памятником свободной мысли ХУ111 в. За свои убеждения Дидро подвергался преследованиям и репрессиям. Его «Философские мысли были сожжены, а сам мыслитель посажен в Венсенский замок. Соратник Дидро по «Энциклопедии»- Гельвеций также стяжал славу одного из самых решительных противников религии. Эта слава закрепилась за Гельвецием после выхода в свет его книги «Об уме», проникнутой духом материализма и атеизма. Король, архиепископ и сам папа осуждают и запрещают эту книгу. В 1760 г. Книга была публично сожжена у подножья лестницы главного парламента. Выдающуюся роль в борьбе с религией сыграл Гольбах. Им было написано более двух десятков произведений, обосновывающих материализм и атеизм. Антирелигиозные работы Гольбаха подвергались особенно жестоким преследованиям, за чтение и их распространение грозила тюрьма. Поэтому не случайно книги Гольбаха, как правило, выходили анонимно. Несмотря на предосторожности, философ постоянно находился под бдительным надзором тайной полиции и считался духовными и светскими властями одним из самых «злонамеренных атеистов» во всей Франции. Сопоставляя все исторические религии, Дидро, Гельвеций, Гольбах приходят к выводу об их несостоятельности и вредности, враждебности человеческим устремлениям. «Все религии одинаково ложны» - вот тезис, к-рый без устали доказывают просветители. Ложной для них является прежде всего основная идея всякой религии – идея Бога. Французские материалисты опираясь на данные естествознания, полностью отрицают идею Бога-творца и вседержителя. В этом отношении они делают шаг вперед по сравнению со своим старшим современником – Вольтером. Материальное единство мира, вечность Вселенной, всеобщий характер движения материи исключает по твердому убеждению французских философов, «предположение о каком-нибудь существе, стоящем вне материальной Вселенной», превращают идею Бога в фикцию, химеру, плод человеческого воображения. Немало новых и глубоких мыслей было высказано французскими материалистами о происхождении религии, ее сущности и социальной роли. Религия порождается незнанием естественных причин, страхом перед неведомыми и могущественными силами природы, неуверенностью людей относительно своего существования и своей судьбы. Вместе с тем возникновение религии, ее утверждение и распространение, отмечали французские материалисты, обусловлены ее ролью в обществе, интересами тех, кому она верно служит. Однако в целом у них преобладал еще просветительный подход к религии. Поскольку вера в Бога коренится главным образом в невежестве и обмане, они считали, что распространение знаний и разоблачение предрассудков является достаточной мерой, чтобы люди могли освободиться от навязанной им идеологии. Со всей решительностью выступали Дидро, Гельвеций и Гольбах против религиозной нетерпимости и фанатизма. С особой силой и настойчивостью они разоблачали христианскую религию и церковь. Они критикуют евангельские мифы о Христе, его рождении, чудесах, страдании, смерти и воскресении. Едко высмеиваются христианские таинства и обряды. Следующее поколение французских атеистов – Нежон (1738 – 1810 гг.), Марешаль (1750 - 1803 гг.) и Вольней (1757 – 1820 гг.), не только критиковали религию и церковь, но и талантливо и усипешно пропагандировали атеизм. Главное произведение Нежона – «Воин – философ» представляет собой острый памфлет против христианской религии. В мировой литературе трудно найти столь же глубокую по содержанию и выразительную по форме характеристику христианства. Убежденный атеист Марешиль также выпустил ряд произведений, одно из к-рых «Альманах честных людей», вышедшее в свет в 1787 г., было сожжено по решению французского парламента, а автор подвергнут тюремному заключению. Основой материалистических взглядов Марешаля был философский материализм. Природа, учил Марешаль не нуждается ни в каком Творце. Бог – это химера, фантом. Французский историк и просветитель Вольней не был столь воинствующим атеистом как Марешаль. Однако главное произведение Вольнея - «Руины или размышления о революциях империй» - оставило заметный след в атеистической мысли. Вольней пытался проследить развитие религиозных представлений от культа стихий и сил природы до христианства. Корни религии он усматривал в искаженном сознании людей отражении реального мира,»физических сил Вселенной». Он требовал отказа от всех религиозных систем и считал, что подлинным божеством являются законы природы.

АТЕИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Передовая мысль Италии оказала большое влияние на другие европейские страны. Возрождение положило начало крушению взглядов веками господствующих над сознанием людей. Постепенно научное материалистическое мировоззрение берет верх над средневековым религиозны догматизмом. Страной, где антирелигиозной скептицизм Возрождения получил самое яркое выражение, явилась Франция. Проникнутое эпикурейским материализмом бессмертное творение Франсуа Рабле (1494 – 1553 гг.) «Гаргантюа и Пантагрюэль» является явным доказательством этого. В этой книге высмеивается вера в бессмертие души и христианский призыв к отказу от земных благ. Рабле беспощаден к порабощающей умы слепой вере. Еще в более острой форме выступает антирелигиозный скептицизм в сожженной по приговору парижского парламента в 1538 г. Книге Б. Деперье «Кимвал мира», в «Цицерониане» Э. Доле, в «Диалогах» Ж. Таюро и ряде других произведений. Значительную роль в борьбе с религиозным догматизмом сыграл видный французский политический деятель Жан Боден (1530 – 1596 гг.), выдвинувший материалистическое учение о том, что верования, нравы и социальный строй каждого народа обусловлены природой и климатом его строны. Но самым глубоким выразителем идей Возрождения явился Мишель Монтень. В своих «Опытах» (1580 – 1588 гг.) он призывает сбросить гнет общепринятых взглядов и оценивать все разумом, ничего не принимая на веру и не полагаясь на признанные авторитеты.

АТЕРОСКЛЕРОЗ – наиболее распространенное хроническое заболевание поражающее артерии с формированием одиночных или множественных очагов липидных, главным образом холестериновых отложений – атероматозных бляшек во внутренней оболочке артерий. Последующее разрастание в ней соединительной ткани (склероз) и кальциноз стенки сосудов приводят к медленно прогрессирующей деформации и сужению

просвета вплоть до полного запустевания артерии и тем самым вызывают хроническую, медленно нарастающую недостаточность кровоснабжения органа, питаемого через пораженную артерию. Кроме того, возможна острая закупорка (окклюзия) просвета артерии либо тромбом, либо (значительно реже) содержимым распавшейся атероматозной бляшки, либо и тем и другим одновременно, что ведет к образованию некроза (инфаркт) или гангрены в питаемом артерией органе или части тела. Лечение А. состоит прежде всего в активной мышечной деятельности, соразмерной возрасту. Рационального питания, исключающего продукты богатые холестирином, употребление жирных кислот растворяющих холестерин. Рекомендуется вес тела держать в пределах нормы. Медикаментозное терапия играет второстепенную роль.

 

АТЕРОСКЛЕРОЗ (профилактика) Для профилактики атеросклероза готовят смесь из лукового сока и меда (в равных частях). Ее принимают по 1 чайной ложке 3-4 раза в день. Свежий сок из листьев подорожника и его настои хорошо помогают при атеросклерозе. Как приготовить настой? Хорошо вымытые листья нарезать, помять, выжать сок, смешать с таким же количеством меда и варить на водяной бане 20 минут. Принимать в день по 2-3 столовых ложки. Хранить в прохладном темном месте в плотно закрытой посуде.

Есть и другой рецепт. Взять столовую ложку сухих измельченных листьев подорожника, заварить стаканом кипятка и настоять 10 минут. Это - суточная доза, выпить ее надо глотками в течение 1 часа.

Настойка цветков боярышника на спирту. В 200 мл спирта положить 4 столовых ложки цветков и настаивать в темном месте при комнатной температуре, периодически встряхивая бутылку. Через 10 дней настой готов к употреблению. Его нужно принимать перед едой по 1 чайной ложке с водой.

240 г боярышника (цветки и плоды) смешать с 10 г мелиссы, 10 г буквицы (трава), 10 г вероники (трава), 30 г земляники (листья). Одну столовую ложку этой смеси заварить стаканом кипятка и пить как чай с сахаром или медом. Эта смесь очень вкусна. В другом варианте ее можно добавлять в чай по вкусу.

Настойка плодов боярышника на спирту. Стакан свежих размятых плодов залить 200 мл спирта.

Настаивать 3 недели, процедить, принимать перед ужином по чайной ложке с водой.

Ламинария тормозит развитие атеросклероза, снижая уровень холестерина в крови. Жироподобные вещества - стерины, присутствующие в ламинарии, связывают холестерин, не позволяя ему попасть в кровь, замедляют процесс атеросклероза на стенках кровеносных сосудов.

АТЗИЛАТИЧЕСКОЕ ТВОРЕНИЕ – (Миры) (Древнеевр.) «Эманации». Творение, или эманации, проистекающие непосредственно из Божественного Разума Живого Вечного Света, чтобы сформировать селем и демут, «образ и подобие», в Небесном Человеке, столь же совершенном и непреложном. Они являются моделями, эманирующими в творения высших миров, но даже они не могут создать что-либо неизменно идентичное Божеству. Эти эманации тринитизации позволяют нам представлять образ Бога. И в тесной связи с имитацией и милосердием первичные эманации низводимы к природегелиоцентрическое учение Н. Коперника. Наибольшего расцвета А. достигает в СССР, как основа коммунистической идеологии. С распадом Союза, А. постепенно теряет свои позиции.

 

АТИРИКТА – один из семи языков бога огня: Атирикта, Бахурупа, Гагана, Кришна, Ракта, Супрабха. Языки огня вместе с биджей используются для ньясы пениса, ануса, головы, лица, носа, глаза, всего тела. В конце произносится Намах.

АТИША (982 – 1054 гг.) – известный буддийский проповедник, Родился в Бенгалии, принцем в королевской семье. С детства проявлял интерес к духовным знаниям и будучи юношей, покинул отчий дом и пустился в странствие по стране, получая наставления и выполняя медитативные практики буддийской традиции. В 20-ть лет, будучи еще мирянином, достиг высокого уровня реализации, активно практикуя тантру. Он даже решил не становиться монахом, но его учитель, на тот момент, сумел объяснить ему ценность монашеской жизни. А. продолжает странствовать по Индии, общаясь с разного рода наставниками. В результате он получает ценные указания по медитации от 150-ти мастеров. Однажды А. получил озарение, что его главный учитель живет на далеком острове Суматра. После трудного морского путешествия, А. встречает этого учителя, к-рого звали Серлингпа. Он остается на острове и в течении 12-ти лет обучается, главным образом, работе с умом под его руководством. Вернувшись в Северную Индию А. занялся реализацией полученных знаний. В 1037 г. по приглашению тибетских лам, он поселяется в Тибете, чтобы там распространять свою доктрину под название «Кадам». В Тибете он прожил 17 лет вплоть до своей кончины. Традиция Кадам тибетского буддизма расцвела благодаря Дромтонпе и работам А. Лучший ученик известного йога тех времен Миларепы, Гампопа (1079 – 1153 гг.), соединил традицию Кадам с передачей шепотом великого символа (махамудры). Этот метод был создан современником А. индийским мастером Наропой. Традиция Кадам продолжала развиваться и позднее слилась с традицией Шакья, основанной пятью великими мастерами Шакья. Учение А. также получило развитие в традиции Ньингма, самой ранней из всех тибетских школ, основанной Падмасамбхавой, который в У111 в. Принес буддизм в Тибет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.