КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Принципы и методы. История развития
П-855 Психодиагностики Основы Г. С. ПРЫГИН Принципы и методы. История развития. Основы психометрики
Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология"
Москва УМК "Психология" 2003 г. УДК 159.95(075.8) ББК 88я73 Рекомендовано Ученым советом Института управления (г. Набережные челны) Рецензенты: А. Н. Гусев, доктор психологических наук, профессор; Л. М. Попов, доктор психологических наук, профессор.
Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: УМК «Психология», 2003. 198 с.
Учебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики», читаемого автором на факультете психологии Института управления. В пособии освещены вопросы организации психодиагностических процедур и требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам. Анализ психодиагностики в историческом контексте позволяет лучше понять современное состояние этой науки и дальнейшие пути ее развития. Особо важное значение для специалиста психолога (вне зависимости от сферы его деятельности) имеет свободное владение психометрическими понятиями и законами конструирования и адаптации тестов. Этой цели посвящен такой раздел пособия, как «Основы психометрики», при изложении которого автор ставил перед собой задачу - сохранив полноту изложения материала, дать его, по возможности, в наиболее доступном виде. Именно поэтому текст пособия достаточно хорошо структурирован (выделены главные, существенные определения и положения). Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, а также для слушателей курсов получающих второе высшее или дополнительное психологическое образование. Может быть использовано и более широким кругом лиц, интересующихся вопросами применения, конструирования и адаптации тестов. ISBN 5-93692-052-6
@Прыгин Г. С., 2000, 2003 @ УМК «Психология», 2000, 2003 Тема 1: "Психодиагностика: синтез науки и практики " Взаимосвязь психологии и практической деятельности людей очевидна. Одно из многих ее проявлений - непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Например, психолог специалист, способен оказать эффективную консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам при профессиональном самоопределении, руководителям в формировании производственных групп, стиля руководства, приемов общения. Для психолога, применяющего психодиагностику, важно не только знание предмета диагностики (личностные особенности и состояния; семейные и производственные, внутри и межличностные конфликты и пр.), но и знание закономерностей самого процесса диагностирования, его стратегии и тактики. Для грамотного проведения психодиагностики от психолога требуется: - знание основных принципов разработки тестов; - знание психологических особенностей оцениваемой области поведения; - принятие на себя ответственности за социальные и этические последствия использования тестов; - ясное представление о типах имеющихся тестов и методик и возможности их релевантного применения для решения конкретной практической задачи. Очевидно, что психологическая помощь будет эффективнее тогда, когда субъект сам осознает переживаемое им неблагополучие. Это переживание может быть острым и выражаться в недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в глубокой продолжительной депрессии. В подобных случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. Такая психотерапевтическая помощь по своей форме и цели может совершаться в форме беседы, дискуссии, игры (т.е. в форме общения) и бывает направлена на избавление человека от страданий и ликвидацию причин, которые их вызывают. Следует отметить, что психологическое вмешательство (в жизнь человека), отличается от медицинского вмешательства по двум существенным аспектам: 1) природа переживаемого неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими; 2) обратившийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признает себя больным. В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического консультирования или в форме немедицинской психотерапии, она обладает общей характеристикой - направленностью на конкретного субъекта. Такая индивидуализация основывается на глубоком понимании личности обратившейся за помощью, его эмоциональной сферы, установок, субъективной картины мира, структуры взаимоотношений с окружающими. Для такого понимания часто недостаточно одних лишь общепсихологических знаний и интуиции, требуется применение специальных - психодиагностических - методов [ 15]. В широком смысле слова, психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза. Сам термин "психодиагностика", распространившийся в психиатрии вслед за появлением в 1921 г. работы Г. Роршаха "Психодиагностика", довольно быстро вышел за пределы медицины. В настоящее время термин "диагноз" можно понимать: - как определение наличия или отсутствия некоторого признака позволяющего находить место субъекта (или группы субъектов) по степени выраженности данного признака, в соответствии с имеющимися критериями (нормами); - как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития конкретного лица (или группы лиц). Понятие психодиагностики распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп [3, 15, 18]. Можно выделить, по крайней мере, две существенные области использования психодиагностики – научные и практические исследования. Практическое исследование (точнее говоря - обследование) обладает важной характеристикой, отличающей его от научного исследования. Научные исследования (в том числе исследования с применением психодиагностики) ориентированы на поиск неизвестных закономерностей. В этих исследованиях используются "известные" (определенные по какому-либо признаку) испытуемые; при этом, как правило, пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. В практических исследованиях именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются главным объектом изучения; поэтому эти исследования ориентированы на поиск известных закономерностей у "неизвестных" обследуемых. Существует несколько способов сбора информации, с помощью которой могут решаться различные психодиагностические задачи: во-первых, - это наблюдение за обследуемым, в ходе оказания ему психологической помощи (психолог ведет наблюдение за клиентом только во время консультирования и/или психотерапии); во-вторых, - это наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни (например, наблюдение за поведением ребенка в школе). Эти способы дают очень ценные сведения об обследуемом, однако, они крайне затратные, не всегда доступны и не дают информацию до начала работы психолога, а только в ходе такой работы. Поэтому в психодиагностике получил распространение третий метод сбора информации - применение специальных психодиагностических методик, которые используются не только в сфере консультирования и психотерапии, но и во всех тех случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психической особенности конкретного индивида или группы. Этот метод обладает следующими особенностями: 1) позволяет собрать диагностическую информацию в достаточно короткие сроки; 2) дает информацию не вообще о человеке, а конкретно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, самоотношении, чувстве юмора, наиболее выпуклых личностных чертах и т. п.); 3) информация поступает в виде, позволяющем дать как качественное, так и количественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми; 4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств коррекции, прогноза ее эффективности, а также общего прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида [15]. Контрольные вопросы для самопроверки: §1. Введение. 1. Что понимается под психодиагностикой? 2. В чем разница между практической и научной диагностикой? 3. Чем обусловлено широкое применение в психодиагностике применение специальных психодиагностических методик? Литература к теме. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |