КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проективные техники
Системы классификации диагностических процедур. Содержание и предмет психодиагностики. Существует большое количество определений психодиагностики. Это связано с тем, что диагностика применяется во многих областях знаний и с разными целями. При широком понимании психодиагностики в ней можно выделить четыре компонента [22]: 1. Теорию тестов или психометрию. 2. Тесты и измерительные процедуры, созданные в соответствии с теоретически обоснованными конструктами, например, такими, как личностные черты, модели поведения и пр. 3. Теории, описывающие индивидуальные различия, особенности среды, а также теоретические представления о развитии. 4. Процесс (технология) психодиагностического обследования. Внутри каждого компонента можно выделить три уровня представлений о диагностике: 1. Первый уровень базируется на практических знаниях, т.е. житейских представлениях людей о человеке и его развитии. 2. Второй уровень базируется на связи основных теоретических положений психологической науки (теории индивидуальных различий и теории развития) с диагностикой. 3. Третий уровень - на математическом моделировании важных для психодиагностики психологических феноменов. Предполагается, что все эти три уровня взаимосвязаны, но попытки свести их к какому-то одному, наиболее значимому, несостоятельны, поскольку каждый из них имеет собственный язык описания, собственную логику и способен внести самостоятельный вклад в понимание человеческого поведения. Выделяя эти компоненты, Ян тер Лаак [22] исходит из следующих основных положений: во-первых, вышеназванные компоненты психодиагностики образуют единое функциональное целое. во - вторых, противоречия, возникающие при сопоставлении между собой трех уровней анализа (не сводимых друг к другу) имеют важное значение и относятся к сфере содержания и методов психологии. В более "узком" понимании "психодиагностика" - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека [16]. Сам по себе термин "диагностика" образован от известных греческих корней (" диа " и " гнозис ") и буквально истолковывается как " различительное познание ". Термин "ДИАГНОСТИКА" в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином " диагностика " подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях. Например, если рассматривать систему обучения детей по аналогии с системой управления, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения так называемой "обратной связи" - средством информационного обеспечения любого педагогического воздействия. Все мы в роли пациентов еще с детства сталкивались с диагностикой в медицине. По комплексу признаков-симптомов врач ставит больному диагноз, то есть относит его заболевание к определенной диагностической категории, для которой, как правило, известно оптимальное лечение - перечень и порядок приема лекарств и других лечебных процедур. В технике любой агрегат проходит через особую техническую диагностику - испытывается на особых "тестовых стендах". Это позволяет выявить скрытые дефекты в изделии и устранить их еще до ввода устройства в эксплуатацию. Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур - измерительных тестов и качественно - количественных экспертных шкал [16]. Психологический словарь дает определение психодиагностики (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение) как науки и практики постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. С нашей точки зрения, говоря о предмете психодиагностики, следует различать психодиагностику, как самостоятельную научную область и психодиагностику, как прикладную дисциплину. В этом аспекте, в предмет общей психодиагностики, как самостоятельной научной дисциплины, входят принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности и пр. [15]. Если рассматривать психодиагностику, как прикладную дисциплину, то предметом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и многое другое. Существует и другая точка зрения [22], которая состоит в том, что психодиагностика не имеет собственного, отдельного от других психологических дисциплин предмета исследования. Более того, предполагается, что предмет психодиагностики определяется исходя из общей методологии психологии. Действительно, "то, что должно быть диагностировано, определяется конкретным предметным содержанием психологических дисциплин, а то, как это должно быть сделано, - общей методологией исследования" [22, с.25]. Бесспорно, что психодиагностика как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. Однако, с другой стороны, собственной методологической основой психодиагностики может выступать психометрика - наука об измерении индивидуально-психологических различий. Именно психометрика разрабатывает технологию создания конкретных психодиагностических методик - тестов - и определяет методологию обеспечения научных требований к ним: - надежности - внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании; - валидности - отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен; - дискриминативности – способности отдельных пунктов (заданий) теста дифференцировать испытуемых относительно "максимального" и "минимального" результата теста. - достоверности - защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону; - репрезентативность показывает, что измеряемый признак распределен в выборке примерно так же, как и в генеральной совокупности (проще говоря, репрезентативность показывает можно ли нормы, рассчитанные для генеральной совокупности, использовать для конкретной выборки). Следует отметить, что психометрические требования в разной степени приложимы к разным группам тестов: в наибольшей степени к объективным тестам и личностным опросникам; в наименьшей - к проективным техникам [19]. Итак, психодиагностику можно рассматривать и как теоретическую дисциплину, и как сферу практической деятельности психолога. Рассмотрим данное положение несколько подробнее. Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает правила создания "диагностических умозаключений", а также закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического феномена к подтверждению наличия (и выраженности) этих признаков [15]. Поскольку, выделяемая для психодиагностики переменная должна быть теоретически определена в соответствующей области психологической науки, и иметь практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи, постольку психодиагностика, как теоретическая дисциплина, должна быть тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки. Такая связь является обязательным условием успешности разработки диагностической процедуры (иначе диагностика носит «призрачный» характер, т. е. ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует). С этой точки зрения, психодиагностика не только воплощение теоретических понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности психологических концепций. Например, если предполагается, что не существует психически здорового человека, который не имел бы какой-либо мотивации, то не может существовать валидных методов, которые бы диагностировали отсутствие всякой мотивации у конкретного лица, не являющегося психически больным. Если была бы обнаружена группа психически здоровых людей, у которых отсутствовала всякая мотивация, то это означало бы существенную недоработку самого понятия мотива. Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная и др. Итак, первую из составных частей психодиагностики составляет психология соответствующей предметной области. Второй базовой дисциплиной, составляющей фундамент общей психодиагностики и ее основную часть, является психометрика - наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы. Третье основание психодиагностики - практические сферы применения психологического знания, именно в них ставятся психодиагностические задачи, и обосновывается выделение комплексных, интегральных переменных, выступающих как предметы психодиагностики. Например, существуют профессии, в которых чрезвычайно важна стрессоустойчивость - способность сохранять контроль и работоспособность в угрожающих ситуациях. Значимость этой переменной выделена практикой - если бы не существовало профессий, которые связаны со стрессом, не было бы необходимости ее диагностировать. Однако практика не только показывает важность того или иного качества, свойства, но позволяет выделить и само диагностируемое качество. Таким образом, теоретическая психодиагностика задается пересечением трех областей психологического знания: предметной областью психологии, изучающей данные явления, психометрикой - наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практикой использования психологического знания. Можно сказать, что практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к ее разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация достаточно сложных устройств в реальных, "полевых" условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, богатый клинической и житейский опыт. Помимо этого практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Например, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и умение ее поддержать, умения оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность представлять информацию для заказчика и многое другое [15]. В американской научной литературе существует еще один подход к психодиагностике - психодиагностика рассматривается как процесс оказания помощи людям в решении их проблем. В этом аспекте выделяют четыре составляющих этого процесса: 1. Сбор информации. 2. Интерпретация информации. 3. Обобщение информации. 4. Попытка решения проблемы. На наш взгляд, не существует принципиального расхождения в определении психодиагностики принятого в отечественной и американской психологии, если рассматривать психодиагностику именно как процесс оказания помощи людям в решении их проблем, как составную часть практики использования психологического знания. Контрольные вопросы для самопроверки: §2. Содержание и предмет психодиагностики. 1. Что понимается под термином "диагностика" вообще и "психодиагностика", в частности? 2. Имеет ли психодиагностика, как наука свой предмет изучения (какие точки зрения есть на эту проблему)? 3. Что является методологической основой психодиагностики? 4.Что определяет структуру психодиагностики, как науки? 5. Какие научные требования предъявляются к психодиагностическим методикам? 6. Как рассматривается психодиагностика в американской психологической литературе?
Литература к теме. 1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982. 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с. 3. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987. 4. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996. 5. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж, 1996. - 384с. Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов и с диагностируемыми психическими свойствами и с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Именно критерии решения этих задач чаще всего определяют выбор диагностируемых свойств, а на их основе и методик, которые эти свойства выявляют. Как правило, психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а, в основном, ради прогноза определенного социально значимого поведения. Можно выделить один из видов такого поведения - критериальное поведение, которое соответствует определенному (чаще всего социально значимому) критериальному показателю. Что такое " критериальное поведение "? Поясним это на конкретном примере. Например, в учебной деятельности критериальное поведение - это успешное обучение, а критериальный показатель - это элементарная успеваемость учащегося. Мы предпринимаем диагностику способностей учащихся для того, чтобы спрогнозировать их успеваемость. Когда нас интересует моральная воспитанность школьника или наличие определенных противоправных тенденций в развитии личности, то в качестве критериального поведения выступает соблюдение моральных и дисциплинарных норм в школе, дома, во дворе, а в юридическом смысле -элементарное законопослушное поведение. На производстве критериальный показатель - это производительность труда. В сфере здравоохранения - это общий уровень физического здоровья (работоспособность) [16]. Успешное прогнозирование возможно только тогда, когда измеренное нами психическое свойство находится в причинных отношениях с критериальным поведением, то есть буквально служит причиной появления этого поведения. Тогда на основе информации об этом свойстве мы можем предупреждать нежелательное поведение и стараться изменить условия общения и развития субъекта так, чтобы, воздействуя на психическое свойство в желательном направлении, вызвать желательное поведение [16]. По настоящее время нет единой общепринятой классификации психодиагностических методик, также как и не существует взаимооднозначного соответствия между задачами и методами. Существует большой класс методик, которые применяются для решения совершенно определенного вида задач. Если классифицировать методики с этой точки зрения, то такую классификацию можно условно назвать - прагматической. Однако имеется большой спектр методик, обладающих универсальностью - они могут применяться для решения различных задач. При использовании таких методик требуется соблюдать определенные технологические требования. С учетом этих (технологических) требований методики подобного типа можно классифицировать по операционально-технологическим признакам. В настоящее время существует много оснований для классификации психодиагностических методик, в частности: - во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первому типу относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тесты Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, и др.). Другие диагностические методики состоят из заданий, характеризующихся лишь частотой и направленностью того или иного ответа, но не его правильностью. Таковыми являются большинство личностных опросников (например, тест 16-ти факторов Р. Кеттелла). - во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики. Вербальные так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; задания, содержащиеся в них, обращаются к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Невербальные - включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на перцептивные и моторные способности. - в третьих, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного диагностического приема [15]. По этому основанию обычно различают: 1. Объективные тесты. Под эту категорию подпадают большинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тесты достижений - тесты на знания, умения и навыки. Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме объективного социокультурного норматива, то есть имеются объективно "правильные" и "неправильные" ответы. 2. Стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда и методики классификации; г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток; 4. Диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры). Рассмотрим несколько более подробно каждую из выделенных групп [15]. Объективные тесты - это те методики, в которых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания. Методики стандартизованного самоотчета - общим для всей этой группы является, использование вербальных способностей испытуемого, (например, обращение к его мышлению, воображению, памяти), а также то, что ответы испытуемого подвергаются стандартизованной (математической) процедуре обработки. а) Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит какие-либо суждения (как правило, используется двух или трех альтернативный выбор ответов). Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на пункт (вопрос). Но ключ к пункту в этом случае определяется не социокультурным нормативом, а с помощью особых психометрических процедур (Например, таких, как надежность, валидность, стандартизация). Тесты-опросники применяются, как правило, для диагностики личностных черт, установок, ценностных ориентаций, самооценки. б) Открытые опросники - не предусматривают стандартизованных ответов; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов испытуемого к стандартным категориям, как правило, при этом применяется контент-анализ. Контент-анализ (анализ содержания). Этатехника применяется при наличии однозначно зафиксированного каким-либо образом, материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы [20]. Первоначально метод был разработан для социально - психологического анализа газетных текстов, но его принципы можно распространить на любые продукты деятельности (в том числе тексты свободных сочинений учащихся, продукты их творчества и т. п.). При появлении совершенной техники аудио и видеозаписи приемы подобного анализа стали применяться к аудио и видеолентам, в которых живое поведение однозначно зафиксировано и может быть многократно воспроизведено: как для экспертной оценки независимыми экспертами, так и для формально-статистического анализа частоты появления однозначно регистрируемыхфактов. Например, если на видеозаписи урока зафиксировано, что ученик Сидоров три раза выстрелил из рогатки, то частота этого элементарного и однозначно интерпретируемого события является практически таким же объективным "протокольным" фактом, как и ответы испытуемого на объективный тест. Поэтому, для так называемого "кодирования" единиц анализа (подсчет частоты их появления в материале наблюдения), в контент-анализе привлекаются исполнители сравнительно невысокой квалификации ("кодировщики"). Результаты работы "кодировщиков" затем интерпретируются подготовленным экспертами-психологами. в) Шкальные техники - предполагают оценку тех или иных объектов по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: "холодный - горячий", "сильный - слабый"). В этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не психолог-диагност. Испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом. Сдвиг субъективной точки отсчета при таком шкалировании - информативный признак для вывода о ценностных ориентациях самого испытуемого. Методики, где для диагностики используют системы представлений субъекта, следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста. Последний практически не влияет на результаты, и мы получаем картину субъективного мира личности, какая она есть. Однако, когда данные методики применяются для диагностики личности (установок поведения и мотивов), они оказываются технологически близкими к проективным, и в этом случае они требуют высокой психологической квалификации. Примерами проективных методик шкалирования являются: "Тест цветовых предпочтений" (Люшер), "Тест предпочтения фотопортретов" (Сонди), "Тест юмористических фраз" (Болдырева, Шмелев) и другие. г) Индивидуально-ориентированные техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Эти техники в наибольшей мере приспособлены для изучения личности конкретного индивида. Проективные техники - основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве "стимула", при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные методики часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Проективные техники это, как правило, тесты со свободным ответом, в которых инструкция и тестовые стимулы столь неопределенны, что допускают выбор ответа в очень широких пределах. Направление этого выбора определяется структурой субъективного опыта, установками и мотивами испытуемого. Именно это и позволяет использовать проективные методики для диагностики указанных свойств. Понятие "ответ" следует трактовать максимально широко. Ответами в проективных методиках могут быть целостные рисунки или тексты. Когда тестовый стимул фактически отсутствует, а спонтанная активность испытуемого задана только свободной инструкцией (типа "Напишите сочинение на свободную тему"), то проективный метод сближается с так называемым методом анализа продуктов деятельности. Важно подчеркнуть, что в структуру проективной методики всегда входит более или менее структурированная и формализованная экспертная оценка результатов. Более надежную и валидную информацию с помощью этих методик можно получить только тогда, когда их результаты оценивают несколько независимых экспертов и их результаты проверяются на согласованность. Причем все эти эксперты должны обладать как общей психологической квалификацией, так и специальным опытом обучения данной конкретной методике. К сожалению [15], в силу низкого уровня методической культуры среди практических работников до сих пор популярны паранаучные проективные тесты, при проведении которых (и главное - при интерпретации результатов) не соблюдены необходимые атрибуты научной технологии. Еще раз подчеркнем, что с научно-технологической точки зрения проективные методики - разновидность метода экспертных оценок и должны удовлетворять всем требованиям этого метода. При применении проективных методик особенно повышается риск таких артефактов, как инструментальные ошибки и ошибки психодиагноста. (Кинструментальным ошибкам относят ошибки, вызванные неправильным выполнением методики со стороны испытуемого). Диалогические техники учитывают, что психолог вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет такой организации диалога, которая в наибольшей степени соответствует поставленной диагностической задаче. Психологическая беседа (интервью) - является существенным звеном в методике психологического исследования, когда она планово организована исследователем в соответствии с задачами исследования. Вместе с тем, этот метод, один из наиболее древних и популярных в паранаучной психологии, очень часто кажется новичкам и дилетантам самым простым, естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективным из всех перечисленных. Ведь интервьюер добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя его ответы в момент оказания на него воздействия, т.к. вопросы интервьюера следует считать именно воздействием. В случае непосредственного контактного интервьюирования (не по переписке и не по телефону) на испытуемого воздействуют все коммуникативные особенности интервьюера - не только слова, но и его поза, жесты, мимика, интонации. Результаты раскрытия личностных проблем оказываются совершенно разными, в зависимости от того, устанавливается или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Метод психологической беседы больше используют психологи-консультанты, чем психологи-диагносты. Во всех случаях профессиональные психологи учатся целые годы овладению только одним каким-то видом беседы. Подчеркнем еще раз, что беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого взаимодействия) и в этом качестве всегда сочетает сбор информации с оказанием психолого-педагогического воздействия. Определенной модификацией и формализацией метода беседы можно считать письменное заочное анкетирование, хотя сама по себе разработка анкеты предъявляет совершенно иные требования профессиональным и личным качествам исполнителя, чем проведение живой беседы. В школе анкетные опросы могут успешно проводиться только в старших классах. Беседа ни в коем случае не может сводиться к простой регистрации непосредственных данных самонаблюдения. Высказывания изучаемого лица должны соотноситься с объективными данными, со всей ситуацией, в которой проходила беседа и подвергаться опосредованному истолкованию. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов. В беседе каждый последующий вопрос должен ставиться с учетом той измененной ситуации, которая создалась в результате ответа испытуемого на предшествующий вопрос. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартный характер; она всегда должна быть максимально индивидуализированной. Следует учитывать, что беседа получает в психологии различное методологическое оформление в зависимости от различия исходных установок исследователя. (Например, Фрейд ввел понятие психоаналитической беседы. Ее задача заключалась в том, чтобы привести собеседника к осознанию и преодолению вытесненных из сознания влечений. Другим вариантом беседы, является "клиническая беседа" Пиаже. Эта беседа строилась так, чтобы выявить исключительно спонтанные представления ребенка).
Анкетный метод (опросники). Ставит своей целью путем опроса некоторого круга лиц по определенной схеме собрать материал для решения определенной психологической проблемы. Эта схема фиксируется в анкете или опросном листе. Сферой применения анкетного метода служат по преимуществу массовые явления. Патологический метод - использование патологии, нарушений психической жизни для познания закономерностей нормальной психики, оказало большие услуги психологии. Каждая функция и процесс могут быть изучены и в их патологической форме: восприятия - на галлюцинациях, память - на "амнезиях", речь - на "афазиях" и т.д. Однако, как ни велико значение психопатологии для психологии, не следует его преувеличивать и механически переносить полученные на патологическом материале результаты на нормальную психику. К другим методам психологического исследования можно отнести изучение продуктов творчества - занимает в системе психологического исследования существенное место. Точнее его можно определить как изучение психических особенностей деятельности на основании продуктов этой деятельности. Этот метод обращается к изучению продуктов деятельности, для того, чтобы по ним косвенно судить о психологических особенностях деятельности и действующего субъекта (поэтому этот метод еще иногда называют методом косвенного наблюдения / Рибо /). Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в исторические времена, недоступные уже для непосредственного наблюдения или экспериментирования. Очень широко и плодотворно пользуются в детской психологии продуктами детского творчества для психологического изучения личности ребенка. Этот метод занимал практически доминирующее положение в отечественной (особенно столичной) психологии в период с 30-х по 70-е годы - период действия запрета на тестирование [16]. Приведенное выше основание для классификации диагностических методик можно условно назвать операционально - технологической классификацией методик. Поскольку для этого класса методик не существует взаимооднозначного соответствия между задачами и методиками, постольку наиболее ценные методики, обладающие универсальностью - могут успешно применяться для решения разных задач. Как было отмечено выше, в овладении подобными методиками и в процедурах их проведения есть определенные технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. Операционально-технологическая классификация подразумевает группировку методик по этим признакам. Методом в психодиагностике, как правило, называется широкий класс методик. Если частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа. Например, проективному методу соответствуют такие частные методики, как: "Тест цветовых предпочтений" (Люшер), "Тест предпочтения фотопортретов" (Сонди), "Чернильные пятна" (Роршах) и другие. Ведущим основанием классификации методик может также являться мера "объективности-субъективности", которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. Заметим, что при проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Следует также отметить, что не существует жесткой границы между двумя классами - объективными и субъективными методиками. Между крайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности. К таким методикам можно отнести [15, 16]: а) Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении психолог следует строгой методике: он знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку латентных диагностических переменных. б) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Очень часто у нас нет практической возможности организовать сколько-нибудь продолжительное наблюдение с привлечением независимых наблюдателей, не включенных в педагогический процесс (их рабочее время тоже надо оплачивать и это слишком дорого). Поэтому к вынесению суждений об объектах наблюдения часто привлекаются участники педагогического процесса. В общем случае, это могут быть ученики, но, конечно, более квалифицированную информацию здесь может и должен дать сам учитель. Мера выраженности оцениваемого свойства здесь обеспечивается не частотой появления определенного факта в материале наблюдения (например, определенного поступка), а градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (семибалльной, пятибалльной или более или менее дробной). При интерпретации результатов данного метода следует, безусловно, учитывать, что оценки включенного наблюдателя могут быть гораздо более субъективными, чем оценки независимого наблюдателя, не включенного в процесс взаимодействия с объектом наблюдения. Здесь резко повышается риск ошибок психодиагноста - в силу определенной заинтересованности, которую проявляет включенный наблюдатель. Сокращение этого риска возможно только путем выяснения согласованности оценок, полученных от разных независимых наблюдателей. в) Ролевая игра. Особой разновидностью интерактивных методов, особенно эффективных для диагностики детей, следует считать "ролевую игру". Сам психолог, если даже он и не участвует в игре в определенной роли, так или иначе, включен в процессе, так как выполняет роль ведущего (игротехника). Сами правила игры, раскладка ролей и поведение конкретных участников очень часто тут же оказывают столь серьезное воздействие на субъекта, что не только его психическое состояние, но и установки, тактика поведения и другие долговременные психические свойства трансформируются (коррегируются). Таким образом, также как и беседа, "ролевая игра" является комплексным, коррекционно-диагностическим методом. г) Активный (обучающий) эксперимент. С психологической точки зрения, данный метод диагностики весьма важно отличать от стандартного теста, так как в этом случае дополнительными тестовыми стимулами служат не вполне стандартизированные частные инструкции, а также обучающие воздействия (помощь), исходящие от экспериментатора. В области возрастной психологии этот тип эксперимента имеет широкое распространение для определения диапазона отклонения от нормы и перспективы компенсации этого отклонения (в некоторых случаях это позволяет выявить так называемую "зону ближайшего развития"). Это типичная диалоговая техника, требующая высокопрофессионального уровня рефлексии (самоучета) от экспериментатора. Особое значение "обучающий эксперимент" имеет для диагностики детей с недостатками развития [16]. Следует сказать еще о двух типах диагностических методик, которые обладают наименьшей вовлеченностью психолога в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием его личности, его опытности. 1) Приборные психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются с помощью приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т. п.). Но это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики. Эти методики чаще применяются для диагностики функционального состояния. 2) Аппаратурные поведенческие методики. Классический пример дают хронометрические методики, позволяющие регистрировать скоростные параметры тестируемых реакций и ответов. Диагностируемые параметры буквально считываются с приборной шкалы соответствующего прибора. В некоторых случаях компьютерные игровые тесты также подпадают под данную категорию методик. С помощью аппаратурных методик диагностируют элементарные психические функции (например, чувство равновесия или психомоторную координацию) и свойства нервной системы. Но не только. Можно привести примеры аппаратной диагностики психологической совместимости и срабатываемости ("гомеостат Горбова"). Определенную разновидность аппаратурных методик представляют собой тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. В них создается имитация реальных условий профессиональной деятельности (пульт водителя или пилота) [15, 16]. Следует отметить, что описанная выше классификация тестов в большей мере отражает, так называемый, номотетический подход к описанию личности человека, в противовес идеографическому подходу. Рассмотрим несколько подробнее суть этих подходов. Разделение номотетического и идеографического подходов началось с публикации Виндельбандом (1904) своей монографии «История и наука». В ней разводятся два направления научного анализа: с естественнонаучной и с гуманитарной ориентацией [22]. Идеографический способ исследования ориентирован на описание и объяснение сложного целого (например, конкретной личности). Описание должно быть максимально полным и конкретным, единичный элемент представляется, при этом, как уникальный феномен. Номотетический способ исследования ориентирован на открытие общих закономерностей, справедливых для любого частного случая. Виндельбанд считал, что любой объект можно изучать любым из этих способов. Оба они имеют как свои достоинства, так и недостатки. Основная критика в адрес идеографического метода следующая: во-первых, отсутствие объективности, т.е. полученные с его помощью результаты в определенной степени зависят от теоретической ориентации психодиагноста и его опыта; во-вторых, с помощью этого метода невозможно открыть общие законы. В рамках идеографического подхода информация о таких показателях групповой статистики, как среднее значение, коэффициенты корреляций и другие статистики, оказываются, как правило, бесполезными. Номотетический подход также подвергался критике: действительно, на его основе можно открыть новые законы, однако, зная эти законы, невозможно составить достаточно полное представление о конкретной личности, поскольку каждая конкретная личность уникальна [22]. Рассмотрим еще одну проблему, которая часто ставит в тупик начинающего психолога - проблему объективности психодиагностических методик.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |