Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акт второй




Вестибюль главного здания коммуны. С правой стороны марш широкой лестницы ведет наверх. Вверху площадка во всю ширину сцены. В обе стороны отходят коридоры верхнего этажа. В задней стене два окна.

Левая часть сцены занята вешалкой, отделенной от передней части сцены массивным барьером. Передняя половина сцены представляет широкую, светлую, освещенную верхним окном площадку. Справа дверь в столовую. Это показано надписью на дверях. Слева две-три ступеньки к выходу во двор и широкие зеркальные двери, по бокам которых два больших зеркальных окна. При входе на лестницу телефон.

Вестибюль в полном беспорядке: валяются рогожки, окрашенные масляной краской, панели сейчас забрызганы известью, на всем следы только что законченной штукатурки, ведра, щетки, штукатурные козлы. Наружные двери распахнуты.

 

Блюм (пробегает из столовой наружу). Ах, боже мой, что делается!

На верхней площадке появляются Торская и Вальченко.

Торская. Как же так? Который сейчас?

Вальченко. Чего?

Торская. Который час?

Вальченко. Четверть одиннадцатого.

Торская. Ну, что это такое? Говорили, поезд придет в четыре часа, а сейчас говорят: уже на вокзале.

Вальченко. Чего вы так волнуетесь, Надежда Николаевна?

Торская. Да кто это сказал?

Вальченко. Что?

Торская. Кто это выдумал, что они уже приехали?

Вальченко. Право, не знаю, кажется, по телефону сказали.

Торская. Ах, какой вы: «кажется». Берите трубку.

Вальченко. Зачем?

Торская. Да что с вами, Иван Семенович?

Вальченко. Со мной, собственно говоря, ничего. Я хотел поговорить с вами, Надежда Николаевна.

Торская. Поговорите сначала с Западным вокзалом.

Вальченко (быстро спускается с лестницы. У телефона). Западный вокзал. Да. Дежурного. Товарищ дежурный? Скажите пожалуйста, правда ли говорят, прибыл поезд с коммунарами? Да? Прибыл? Спасибо. (Повесил трубку).

Торская. Ну что вы сделали? Что вы сделали?

Вальченко. Как что сделал? Узнал: прибыли.

Торская. Надо же узнать, где они? Выехали или вышли с вокзала?

Вальченко (снимает трубку). Западный вокзал. Дежурного. Товарищ дежурный, простите пожалуйста, это из коммуны имени Фрунзе. Где сейчас коммунары? (К Торской). Спросить — выехали? А на чем они могут выехать?

Торская. Ах ты, господи, на чем? На трамвае, на автобусах.

Вальченко (в телефон). Вышли? На чем вышли? На трамвае или автобусе? Пешком? С музыкой? Ага, спасибо. (Повесил трубку).

Торская. Боже мой, какой ужасный человек! Не спросили, когда вышли?

Вальченко. Вышли пешком, с музыкой. Наверное, недавно.

Торская. «Наверное» — ну что это такое?

Вальченко. Надежда Николаевна! Я хотел у вас спросить у вас об одной вещи… Вы только не сердитесь.

Со двора вошел Воргунов.

Торская. Петр Петрович, вы знаете, коммунары приехали.

Воргунов. Вы знаете, что сверлильные поставили черт знает где?

Торская. Мне сейчас не до ваших сверлильных.

Воргунов. А мне не до ваших нежностей.

Торская. Всего хорошего. (Реверанс, направляется к выходу.)

Воргунов. Оревуар. (Реверанс.) Вы куда, Иван Семенович? Постойте, об этом вы еще успеете.

Вальченко. О чем?

Воргунов. А вот об одной вещи. Скажите, где Григорьев?

Вальченко. В конструкторской нет.

Воргунов. Это совершенно невозможное животное. Сверлильные вчера сволок на фундамент для шлифовальных. А у вас что делается?

Вальченко. А что?

Воргунов. Где вы этого идиота нашли? Рыжий такой? Вы ему поручили наметить сталь?

Вальченко. Да, наметить сталь серой и желтой краской.

Воргунов. Ну, так он ее выкрасил с одного конца до другого.

Вальченко. Да что вы? (Выбежал в дверь.)

Воргунов подымается наверх. Со двора входят Блюм и Белоконь.

Блюм. Вы понимаете, в половине десятого они вышли с вокзала. Через четверть часа они будут здесь. Это вы так встречаете коммунаров? Это называется, вы произвели уборку? В спальнях грязь, в столовой ужас, а здесь что, может, вы скажете, что это порядок? Где ваши убиральщицы?

Белоконь. Товарищ Блюм! Я не завхоз и не дворник, а механик.

Блюм. Я спрашиваю — где ваши убиральщицы?

Белоконь. У меня только две уборщицы, что я могу сделать?

Блюм. Так где же они? Может, они в доме отдыха или у них мертвый час? Это же ужас что такое! Столовую уберите!

Белоконь побежал наверх. Блюм направляется к выходу. В дверях Воробьев.

Воробьев. Соломон Маркович, так как же, едем на вокзал?

Блюм. Чего я на вокзале не видел? Носильщиков? Коммунары уже давно вышли с вокзала. Ах, боже мой, боже мой…

Воробьев. Соломон Маркович, так я один поеду навстречу. Узнаю, чи далеко, и вам скажу.

Блюм. Ты мне фигели-мигели не рассказывай. Он узнает и мне скажет! Тебе Наташу нужно посмотреть?

Воробьев. А что же, нельзя, что ли?

Блюм. Ну, поезжай. Вам только разные глупости, а что здесь грязь до самой прически, так вам все равно.

Воробьев. Я машину начистил… блестит… Так я поехал.

Вышел. Блюм побежал и немедленно выбежал наружу. Сверху спускаются Белоконь и две уборщицы.

Белоконь. Как можно скорее уберите столовую, через полчаса чтобы было готово.

1-я уборщица. То коридор, теперь столовую…

Белоконь. Пожалуйста, без дискуссий! (Вышел.)

2-я уборщица. За полчаса? Ах ты, пижон дохлый! За полчаса!

Воргунов (с верхней площадки). Товарищи, черт бы вас подрал…

1-я уборщица. А ты чего ругаешься, как каменщик? Я из тебя сама чертей натрясу.

Воргунов. Уважаемые, дорогие товарищи…

1-я уборщица. Вот так-то лучше.

Воргунов. Четыре дня вы обещаете убрать в конструкторской, четыре дня! От ваших обещаний ни черта толку.

2-я уборщица. Вот уберем столовую…

Воргунов. Нельзя, голубки мои, надо немедленно.

1-я уборщица. Да ведь нам приказано.

Воргунов. К чертовой матери с приказаниями. Нате вот вам пятерку и немедленно уберите.

2-я уборщица. Да чего тебе так приспичило?

Воргунов. Жениться собираюсь! Понимаете?

2-я уборщица. Ну раз такое дело, мы тебе и без пятерки.

1-я уборщица. А на свадьбу позови, смотри.

Воргунов. Первые гости будете…

Ушли наверх. Вбежал и пробежал наверх Блюм. Со двора входят Торская и Григорьев.

Григорьев. У меня лишний билет.

Торская. Случайно оказался лишним?

Григорьев. Что вы, Надежда Николаевна! Не случайно. Нарочно взял.

Торская. Нарочно?

Григорьев. Я был уверен, что вы не откажетесь, ведь подумайте: Московский Художественный театр, «Федор Иоаннович», Качалов; Москвин… Я был уверен…

Торская. Товарищ Григорьев, вы сообразите: неужели бы я стала ожидать, пока у вас окажется лишний билет? Это в Московский Художественный, «Федор Иоаннович»?

Григорьев. Да. Это же замечательно…

Торская. Да я давно поручила товарищу Вальченко…

Григорьев. В таком случае извините. Выходит так, что вы ему доверяете больше.

Торская. Ничего я ему не доверяла. Он взял билет на свои деньги.

Григорьев. Надежда Николаевна!.. (Оглянулся.) Надежда Николаевна, если бы вы поняли мое положение…

На верхней площадке Блюм.

Торская. Соломон Маркович, помогите товарищу Григорьеву в его тяжелом положении. У него лишний билет на «Федора Иоанновича».

Блюм. А кто это такой — Федор Иванович?

Торская. Он не имеет никакого отношения к снабжению, но билет вы возьмите.

Блюм. Ах, я уже не знаю. Это тот самый, который зарезал царевича Дмитрия. Ну, вы же знаете, я такими людьми не не интересуюсь. Но билет я возьму. Может быть, дочка пойдет. Она все романы с убийством любит. Да, скажите, пожалуйста, вы не видели уборщиц? Это черт знает что такое…

Блюм уже внизу. На верхней площадке Воргунов.

Воргунов. Товарищ Григорьев, я не понимаю, что это такое? Вы приходите на работу в одиннадцать часов…

Григорьев. Петр Петрович, с этими трамваями…

Воргунов (кулаком по барьеру). Товарищ Григорьев, я прошу вас не молоть глупости. Мы все приезжаем трамваями. А куда вы стащили сверлильные? Что это, вредительство, черт бы вас побрал, или последний идиотизм? Когда это кончится?

Григорьев. Петр Петрович, вы могли бы при посторонних…

Воргунов. К чертовой матери посторонних. Посторонние вам мешают работать. Вас ждут в конструкторской, а вы здесь с посторонними. Пожалуйста и немедленно дайте объяснение главному инженеру.

Григорьев направляется наверх.

Блюм (к Торской). Попало, хэ-хэ-хэ! Ох, и характер!.. Петр Петрович, вы там не видели уборщиц?

Воргунов (спускается на несколько ступенек). Уборщицы убирают в конструкторской.

Блюм. Они должны убирать не в конструкторской, а здесь и в столовой.

Воргунов. А они в конструкторской. Совершенно необъяснимое явление в природе.

Блюм. Ох, как захвачу их оттуда, так с них будет шерсть сыпаться. Господи, какой я злой, какой я злой, если бы кто-нибудь знал. (Побежал наверх.)

Воргунов. Надежда Николаевна, вы простите, но из-за вас наши молодые инженеры прямо испортились.

Торская. Что же делать? Испортились?

Воргунов. Как что делать? А вы не догадываетесь?

Торская. Я немножко догадываюсь. Вы их пересыпьте нафталином…

Воргунов. Да? Это было бы хорошо… Наши люди совершенно не способны провести черту: здесь дело, а здесь любовь. У них если любовь, так непременно с гражданскими мотивами или там с политикой, а дело летит к черту, потому что любовь мешает: бросают работу и бегают на свидания.

Торская. Петр Петрович, только из уважения к вам я обещаю: разговаривать с молодыми инженерами исключительно о фрезах, болванках и об инструментальной стали.

Воргунов. Ну, вот я же и говорю. Разговаривайте о чем хотите: о слиянии душ, о соловьях, о воробьях, при чем тут инструментальная сталь? И самое главное — не в рабочее время: ведь для всей этой чепухи отведено специальное время — вечером или там по утрам…

Торская. Я постараюсь, Петр Петрович…

Входит Одарюк.

Одарюк. Уже музыку слышно.

Торская. Да ну? (Подходит к двери и слушает.)

Воргунов. Вот еще: эта музыка…

Одарюк. Вы инженер?

Воргунов. Инженер.

Одарюк. Вы будете управлять заводом?

Воргунов. Почти.

Одарюк. А почему станки стоят на дворе и упаковка сорвана? А кто виноват?

Воргунов. Папа с мамой виноваты. Им не нужно было жениться и плодить портачей. Вот. (Вышел.)

Одарюк. Что он, чудак?

Торская. Это Воргунов. Он интересный человек.

Одарюк. Он наш?

Торская. Он должен быть нашим.

Одарюк. Придется в работу брать?

Торская. Ох, трудно его брать в работу!

Вбегает Воробьев.

Воробьев. Идут. Совсем близко. Ездил встречать. Как раз возле парка встретил. Ну и идут, брат, во! В белых костюмах, черт, красота…

Одарюк. Возле парка?

Воробьев. Да уже к лесу подходят, совсем близко.

Одарюк выбежал.

Торская. И Захаров с ними?

Воробьев. А как же, с Верой Донченко рядом. Вера сегодня дежурная.

Торская. А Наташа?

Воробьев. Наташа? Аж страшно. Такая красивая, куда мне! Загорела, глаза, брат, блестят, На меня только так — повела. А Алешка мне кулак показал, так я и уехал.

Торская. Все-таки, что вы будете делать с Наташей?

Воробьев. Вот, брат, Надежда Николаевна, скажи, что делать? Тут, понимаешь, такое дело, хлопцев боимся.

Торская. Отчего?

Воробьев. Хлопцы еще ничего как следует не знают. Из девчат, и то не все. А у нас же любовь, если бы ты знала! А боимся хлопцев, знаешь, аж шкура болит со страху. Жучок, как стал председателем, так сразу Наташу в оборот: ты что это с Петькой романы затеваешь? Я тебя, говорит, с совет командиров выволоку. Вот какое дело…

Торская. Чудаки. Вот я поговорю с Алексеем Степановичем.

Воробьев. Да что ж с того? Товарищ Захаров все равно в совет командиров передадут. Я уже думаю так: у меня и квартира в городе хорошая и все. Скажу Наташе, пускай прямо ко мне переходит.

Торская. Побоится Наташа.

Воробьев. Вот в том-то и дело.

Торская. Да и зачем же ссориться с коммунарами? Они ведь и помогут чем-нибудь.

Воробьев. Да вот же…

Близко взорвался марш оркестра.

Торская. Идут…

Воробьев. Это, значит, из лесу вышли.

Выходят. Сверх спускается Блюм с уборщицами. Услышал музыку и остановился.

Блюм. Ну, доигрались… Разве это коммуна? Это же сумасшедший дом!

1-я уборщица. Так что?

Блюм. А я знаю что? Лечить надо… Ах, ты господи! Подите скорее, уберите там самый маленький класс. А то и трубы некуда будет сложить.

Ушли наверх. Звонок телефона. Со двора входит Одарюк и берет трубку.

Одарюк. Да, коммуна Фрунзе. Что? Два грузовика отправили? А я не знаю… Стойте? Разгрузить? Разгрузить будет кому. Коммунар Одарюк. А я говорю, будет кому. Значит, знаю. Откуда знаю… Вот сейчас двести коммунаров подходят. Ах, коммунары… (Повесил трубку.)

Сверху спускаются Воргунов, Блюм, Троян.

Воргунов. Десять тысяч лет будем жить, а от глупостей не избавимся. Для чего это встречать, парады разные. Приехали — ну и приехали.

Блюм. Нельзя же, Петр Петрович, они же два месяца не были дома. Мы должны же их встретить, посмотреть…

Воргунов. Все равно: если они мне станки поломают, головы пооткручиваю.

Троян. Какая у них музыка… Никогда не работал с молодежью. Интересно.

Блюм. Так интересно, Николай Павлович, знаете, как будто в книжке.

Троян. Жизнь должна быть лучше книжки, Соломон Маркович.

Троян. Я же и говорю: куда там книжки годятся.

Одарюк. Звонили сейчас: два грузовика со станками отправлены.

Воргунов. А не говорили, грузчики поехали?

Одарюк. Грузчиков при станках нет. Спрашивали, кто разгрузит?

Воргунов. Кто же разгрузит?

Одарюк. Я сказал, коммунары подходят.

Воргунов. Коммунары разгрузят? Это «вандереры». Каждый ящик сорок пудов.

Одарюк. Ну, так что ж такое?

Воргунов. Глупости, побьют… Ах, черт!

Вышли. Сверху сбегает Вальченко. На верхней площадке остановились Дмитриевский и Григорьев.

Григорьев. Хозяева приехали, Георгий Васильевич…

Дмитриевский. Да, думали ли когда-нибудь, что будем служить беспризорным? А ведь в самом деле хозяева. Уличные дети, воришки, отбросы — хозяева. а ведь это, собственно говоря, красиво, Игорь Александрович.

Григорьев. Я не такой эстет, чтобы в этом видеть красоту. Ведь их еще нужно переделывать. Перевоспитывать, все-таки это, наверное, звереныши.

Дмитриевский. Ну что ж, переделаем…

Вышли.

Пробежали наружу уборщицы. Марш очень громко у самых дверей. Слышна команда, марш оборвался. Обрывки короткой речи. «Интернационал». Команда: «Под знамя смирно!» Знаменный салют. В тот момент, когда верхушка знамени показывается в дверях, салют прекращается. Команда: «Разойдись!» Шум. В вестибюль входят: Вера Донченко в красной повязке дежурного, держа руку в салюте, за нею со знаменем Гедзь и два коммунара-ассистента с винтовками.

Донченко (опуская руку). Ой-ой-ой, куда же теперь.

Гедзь. И не прибрали.

Донченко. Подождите здесь, я пойду посмотрю. (Убежала наверх.)

1-й ассистент. И в столовой не убрано.

Гедзь. Честное слово, как им не стыдно?

В двери по два, по три входят коммунары-музыканты с трубами, фанфарами. За ними коммунары.

Отдельные голоса входящих:

— Черт, насилу выбрался, завалили!

— А то инженеры, видел?

— И цветники наши пропали…

— Ого, вот где порядок.

— То станки здоровые.

— А кто это толстый, сердитый такой?

— Ой, Соломон Маркович, плачет, понимаешь.

— Что? И знамени нету места?

— Вот так завод!

— Берите ведра, тряпки!

— Поход продолжается!

— Сейчас пойдем на завод.

— Станки заграничные, видел: Берлин.

— У, Берлин…

— Конечно, Берлин.

— А это знаешь? Универсально-фрезерные.

— Ничего подобного.

— Универсально-фрезерные!

— Поход продолжается, ха-ха!

— А где обоз, не знаешь?

— Я ничего не понимаю.

Шум. Кто-то поет мотив знаменного салюта. Два-три коротких звука в трубу. Неожиданно забил барабан.

Жученко. Что же тут стоять? А где дежурная?

Гедзь. Пошла посмотреть.

Из музыкантов. Жучок, куда же инструменты?

Жученко. Сейчас.

На верхней площадке Донченко.

Донченко. Знамя и музыканты, идите сюда. Остальные подождите здесь, никуда не ходите. Синенький здесь?

Синенький (с сигналкой). Здесь, а что?

Донченко. Иди сюда. Жучок, иди, посоветуемся.

Жученко и Синенький взбежали наверх. На площадке они открывают совещание. Знаменщики и музыканты проходят в осевой коридор второго этажа. Со двора, окруженная толпой ребят, входит Торская.

Отдельные возгласы:

— Надежда Николаевна, здравствуйте.

— Товарищ Торская, напрасно с нами не поехали.

Торская. Хорошо было?

Голоса.

— Ого, хиба ж так?

— А чего у вас тут все разорено?

Торская. Федя, чего ты такой серьезный?

Романченко. Чего серьезный? Не серьезный. (Подает руку.) Здравствуйте. Вы здесь без нас еще не женились?

Торская. Нет, Федечка, не женились.

Романченко. То-то. А вы знаете, Вера Донченко чуть-чуть не женилась в Тифлисе.

Донченко (сверху). Смотри, Федька, я тебе уши нарву.

Романченко. Видите, видите, значит, правда.

Торская. Разве тебе за правду всегда уши рвут?

Романченко. Почти всегда. А это правда. Чуть-чуть не женилась. Там такой к ней черный прилепился. Куда они ни пойдет, а он все… (Федька танцует, показывает, как приглашают на лезгинку). А у Верки сердце, знаете, так и прыгает. (Показывает кулаком, как прыгает сердце.) Видите, видите?

Вера сбегает вниз и хватает Федьку за уши.

Романченко. Дежурный командир, а дерется, Запиши себя в рапорт…

Жученко (сверху). Слушай, пацаны. Слушайте: обоз прибыл и стоит возле черной лестницы. Сейчас будет сигнал на работу. По сигналу разгрузите обоз и корзинки внесите в спальни. Каждый отряд пускай сейчас же выделит уборщиков, переодевайтесь и немедленно приступайте к уборке.

Голос. А где убирать?

Жученко. По старым отрядным участкам.

Голоса. Правильно.

Голос девочки. А где ведра и тряпки?

Жученко. Все получайте у коменданта. Синенький, давай сигнал.

Синенький трубит сигнал на работу. Выбегает во двор и повторяет сигнал. После сигнала кое-кто вбегает со двора, кричит.

Голоса:

— Какая работа?

— Куда заиграли?

Ответы:

— К обозу…

— На уборку.

Большинство разбегается: часть во двор, кое-кто по коридорам. В вестибюле остаются Жученко, Зырянский, Одарюк.

Зырянский. Я этому Вехову чуть морду сегодня не набил.

Жученко. Ты всегда паришься.

Зырянский. И в спальню его не пущу, пусть идет к маменьке.

Одарюк. Ох, и ленивый же парень.

Зырянский. Вышли на вокзал, прохожу по вагонам — баритон лежит. Чей? Вехова. А тут, понимаешь, публика лезет. Я его взял. Спрашиваю, как ты баритон бросил, а он мне: «У меня не десять рук». Не могу я этого видеть.

Жученко. В совет надо.

Входят Шведов, Забегай и Блюм.

Блюм. А, товарищ Жученко, здравствуйте! Здравствуй, товарищ Зырянский! Если бы вы знали, как я рад, что вы уже приехали.

Жученко. Так как же, Соломон Маркович? Завод не пущен, станки на дворе.

Одарюк. И без упаковки.

Блюм. Вы знаете, что здесь делается? Это не коммуна, а сумасшедший дом. Начальства — так звезд на небе немного меньше, а денег сколько выбросили! Помните, как мы с вами зарабатывали? Каждую копеечку берегли. А теперь — ф-ф-фу! Везут, везут, все заграничное. Один станочек пятнадцать тысяч рублей.

Шведов. Вот красота!

Зырянский. Наши соломорезки побоку.

Блюм. Вот вы говорите: соломорезки. Это правда, что станочки были старенькие, а все-таки мы на них шестьсот тысяч рублей заработали. Как зарабатывать, так никого не было, а как тратить да разные фигели-мигели, так сразу нашлись хозяева…

Жученко. Зато завод какой…

Входит Воробьев.

Воробьев. Здравствуйте.

Зырянский. Только ты, Петька, брось эти дела с Наташей. Чего ты пристал к девочке?

Воробьев. Да как же я пристал?

Зырянский. Ты здесь шофер и знай свою машину. Рулем крути сколько хочешь, а головы девчатам крутить — это не твоя квалификация. А то я тебя скоро на солнышко развешу.

Блюм. Так они же влюблены, товарищи.

Зырянский. Как это — влюблены? Вот еще новость. Я тоже влюблюсь! И всякому захочется. Наташке нужно рабфак кончать, а этот принц на нее вытаращился.

Жученко. Действительно, Петр, ты допрыгаешься до общего собрания.

Воробьев. Странные у вас, товарищи, какие-то правила. Наташа ведь взрослый человек и комсомолка тоже. Что же, по-вашему, она не имеет права?

Шведов. Она коммунарка! Как это — взрослый человек? Права еще придумал…

Жученко. Выходи из коммуны и влюбляйся сколько хочешь, а так мы коммуну взорвем в два счета.

Зырянский. Вас много охотников найдется с правами…

Блюм. Но если бедная девушка полюбила, так это же нужно понять…

Зырянский. Так и знай — на общее собрание!..

Забегай. Ты, Петр, с ними все равно не сговоришься. Это же, понимаешь ты, не люди, а удавы. Ты лучше умыкни.

Воробьев. Как это?

Забегай. А вот, как у диких славян делалось. Умыкни. Раньше это, знаешь, подведут лошадей к задним воротам, красавица это выйдет, а такой вот Петя, который втрескался, в охапку ее — и удирать.

Жученко. А дальше?

Забегай. А дальше мы его нагоним, морду набьем, Наташку отнимем. Это очень веселое дело.

Блюм. Зачем ему на лошадях умыкивать! У него же машина. И на чем вы догоните? Другой же машины нету… Однако глупости по бокам. Тебе, Петя, сейчас нужно ехать на вокзал. Вот тебе квитанция, привези багаж. Это Захаров сказал…

Воробьев. Есть.

Жученко. Ну, ребята, идем на уборку, а то ребята обижаться будут.

Зырянский. Ой, я и забыл, нам же столовую убирать. (Побежал наверх.)

Блюм вышел наружу. На сцене остается один Воробьев. Пробегает уже в трусиках Федька Романченко.

Воробьев. Федя, голубчик, иди сюда.

Романченко. А чего тебе? Наверное, Наташу позвать?

Воробьев. Да, Федя, позови Наташу…

Федя. А покатаешь?

Воробьев. Ну, а как же, Федя!

Федя. Есть позвать Наташу.

Воробьев. Ну, чего ж ты кричишь?

Федька побежал наверх. Со двора входят Захаров, Дмитриевский, Троян, Григорьев.

Захаров. Значит, все ясно. Завтра начинаем работу. Работы хватит?

Дмитриевский. Работы хватит… но только… мальчики же не умеют…

Блюм. И откуда вы знаете, что они умеют? Надо учить. Я раньше не умел танцевать польку, а теперь уже сорок лет умею. Человек всегда сначала не умеет, а потом, так с ним уже и разговаривать невозможно: он все умеет…

Захаров. Молодец, Соломон. Вот он верит в коммунаров.

Блюм. А мало они разве работали? Ого… Как звери!..

Григорьев. Трусики работать — небольшая хитрость…

Блюм. Я готов это слушать, но только не от вас, товарищ Григорьев.

Григорьев. Почему?

Блюм. Потому что не сошьете пару трусиков, к вашему сведению. Вы же не умеете…

Троян. Технология трусиков и мне неизвестна…

Блюм. Но если вы способный человек, так я вас за два дня выучу.

Захаров. Трусики забудем. Все будет хорошо. Я пошел умываться. Пока. (Ушел через столовую.)

Троян. Мне коммунары понравились… Дисциплина.

Григорьев. Спасите мою душу… Какой толк с этой дисциплины! Увидите, как станки полетят. Они и красть будут…

Троян. Нет.

Григорьев. Будут.

Блюм. Это знаете что? Это авансовая клевета!

Дмитриевский. Давайте не предвосхищать событий.

Блюм. Мне нравится: события. Какие же это события? Это просто же безобразие!

Входит Воргунов.

Блюм. Скажите, Петр Петрович, коммунары будут красть?

Воргунов. Товарищ Блюм, насчет кражи я и за себя не ручаюсь…

Григорьев. Как вам понравились хозяева, Петр Петрович?

Воргунов. Вы мне сегодня нравитесь, во всяком случае, меньше. Я бы вам советовал поспешить со сверлильными.

Григорьев. Петр Петрович, все будет сделано. Не беспокойтесь.

Воргунов. Разрешите уж мне беспокоиться.

Все уходят наверх.

Наташа (выходит из столовой). Петечка!

Воробьев обнимает ее, хочет поцеловать.

Наташа. Да что ты, увидят…

Воробьев. Наташа, знаешь что?

Наташа. У меня в голове такое делается. Ничего не знаю. Уже хлопцы догадываются. Прямо не знаю, куда и прятаться.

Воробьев. Наташа, едем сейчас ко мне.

Наташа. Как это так?

Воробьев. Прямо ко мне на квартиру. Наташа, едем.

Наташа. Да что ты, Петр?

Воробьев. Наташа, а завтра в загс, запишемся — и все.

Наташа. А здесь как же?

Воробьев. Да… Черт… Никак. Вот просто едем. Честное слово, хорошо. Они хватятся, а тебя нет.

Наташа. Да они же прибегут за мной.

Воробьев. Куда там они прибегут? Они даже не знают, где я живу. Едем!

Наташа. Вот, смотри ты! Да как же? Я в белом платье.

Воробьев. Самый раз. На свадьбу всегда в белом полагается.

Наташа. А знаешь, верно. Ой, какой ты у меня молодец!

Воробьев. Чудачка, ведь шофер первой категории.

Наташа. А увидят?

Воробьев. Наташенька, ты же понимаешь, на машине, кто там увидит?

Наташа. Сейчас ехать?

Воробьев. Сейчас.

Наташа. Ой!

Воробьев. Ну, скорее. Вон машина стоит, видишь, садись и айда.

Наташа. Подожди минуточку. Я возьму белье и там еще…

Воробьев. Так я буду в машине. А ты им записочку какую-нибудь оставь. Все-таки, знаешь, ребята хорошие.

Наташа. Записочку?

Воробьев. Ну да. Они, как там ни говори, а смотри, какую красавицу сделали. Напиши так, знаешь: до скорого свидания и не забывайте.

Наташа. Напишу.

Наташа убежала наверх. Воробьев вышел наружу. Входят один за другим пять мальчиков в трусиках и голошейках с тряпками и ведрами. Впереди со щеткой Зырянский. В вестибюле остановились.

Зырянский. Я так считаю: за час должны кончить столовую.

Голос. Можно и за час. А чего это Соломон Маркович плакал?

Зырянский. Только окна как следует мыть, а не то что размазал и бросил.

Другой голос. Тебя сразу не нашел, думал, ты утопился в Черном море.

Отряд ушел в столовую. Сверху спускается Вальченко, неловко останавливается и оглядывается.

Зырянский (из дверей столовой). А вы кто такой?

Вальченко. Я — Вальченко, инженер. Я здесь работаю.

Зырянский. У нас в коммуне?

Вальченко. Да, у вас.

Зырянский. Так вы кого-нибудь здесь ожидаете? Или позвать, может?

Вальченко. Нет, собственно говоря, для меня никого звать не нужно.

Наверху показалась Наташа, увидела Зырянского, спряталась в коридор.

Зырянский. Влюбленные уже забегали, никакого спасения.

Вальченко. Товарищ коммунар, я вас не понимаю.

Зырянский. Влюбленные, что ж тут непонятного? Я тебе задам! (Грозит пальцем.)

Вальченко. Я вас не понял сразу.

Зырянский. Если им волю дать, этим влюбленным, жить нельзя будет. Их обязательно ловить нужно.

Торская входит.

Торская. Алешка все влюбленных преследует. Если вы влюбитесь, Иван Семенович, старайтесь Алешке на глаза не попадаться, заест.

Зырянский (уходя в столовую). Влюбляйтесь, не бойтесь.

Вальченко. Я вас ожидаю.

Торская. А зачем я вам? Насчет инструментальной стали?

Вальченко. Как?

Торская. А может быть, вам нужно знать мое мнение об установке диаметрально-фрезерного «рейнекелис»?

Вальченко. Надежда Николаевна, вы все шутите.

Торская. Нет, я серьезно. Да постойте, Иван Семенович, постойте, голубчик. Как вам понравились наши коммунары?

Вальченко. Коммунары мне понравились. Красиво это. И музыка, и все. Только вот… все-таки, знаете, мальчики…

Торская. Что вы там лепечете? Какие мальчики? Они комсомольцы…

Вальченко. Нет, я так, знаете, конечно, это хорошо, что они комсомольцы…

Торская. Ах вы, чудак… Так что вам от меня нужно? Имейте в виду, что я имею разрешение говорить с вами только о слиянии душ…

Вальченко. От кого разрешение?

Торская. От вашего Вия.

Вальченко. Какого Вия?

Торская. А вот у Гоголя в одном производственном романе говорят (басом). «Приведите Вия». Это значит пригласить самого высокого специалиста. И у вас такой Вий тоже есть…

Вальченко (смеется). Ах, Воргунов…

Торская. Так вот… Вий распорядился, чтобы с молодыми инженерами я говорила только о слиянии душ. Можно еще о воробьях, но это уже в крайнем случае. Дело, видите ли, в том, что молодые инженеры оказались скоропортящимися. Знаете — не ближе одиннадцатого к паровозу. Это так пишут на вагонах, когда перевозят вас, молодых инженеров, и другие скоропортящиеся предметы: молоко, сметана, вообще…

Вальченко. Нет, Надежда Николаевна, вы меня таким, скоропортящимся, не считайте. Напротив…

Торская. Бросьте, бросьте… Так давайте о слиянии душ… Что вы знаете об этом предмете?

Вальченко. Как вам сказать? А знаете что, по этому поводу мне приходят в голову некоторые мысли…

Торская. Этого не бойтесь Это не вредно. На практике вы знакомы с этим?

Сверху спускается Наташа.

Наташа. Надежда Николаевна, миленькая, передайте эту записку Жученку.

Торская. А ты куда это с узелком?

Наташа. Ой, Надежда Николаевна! Уезжаю.

Торская. Уезжаешь?

Наташа. Уезжаю. Совсем. Знаете, ой, стыдно! — к Пете! Ой! (Выбежала.)

Торская. Видите, Иван Семенович. Вот вам и практика слияния душ…

Зырянский (из дверей столовой). А куда это Наташа, а?

Торская. Почему ты, Алексей, так интересуешься Наташей?

Зырянский. Я не так Наташей, как этим донжуаном. Он ее с толку собьет. (Пристально смотрит в двери.) Ай, черт, уехали, ей-ей уехали!

Сверху спускается четвертый отряд со всеми приспособлениями для уборки.

Забегай. Кто уехал?

Зырянский. Наташка с Петром. На машине. Это ты насоветовал. Она с узелком была, правда?

Торская. С узелком. Да вот записка для Жучка. Наверное, здесь все написано.

Зырянский. Записка? Все как в настоящем романе. Вот мещане! А ну, дайте.

Забегай. Умыкнул, значит? Молодец. Теперь его не догонишь.

В группе четвертого отряда оживленное обсуждение событий.

Отдельные голоса:

— Куда же они поехали?

— Они хитрые, никто и не знал.

— Я тоже читал: влюбится, понимаешь…

— А я еще до похода догадывался.

Зырянский. Ах ты, черт, слушай: «Жучок, я люблю Петю, уезжаю к нему и выхожу замуж. Спасибо колонистам за все. До скорого свидания». Вот я ей покажу свидание! К приказу смирно!

Ребята так же дурашливо вытягиваются.

Забегай (водит пальцем по воздуху, как будто пишет). Убежавшая из коммуны по причине мещанства коммунарка Нестеренко Наташка снимается с довольствия. Вольно! (К Вальченко и Торской.) Граждане, здесь будет происходить уборка, так что прошу очистить помещение.

Вальченко. Пожалуйста, пожалуйста.

Торская. Давайте я вам помогу. (Берет тряпку у кого-либо из рук.)

Вальченко. Значит, Надежда Николаевна…

Торская. Это насчет слияния душ? Давайте отложим конференцию… по случаю уборки.

Вальченко посмотрел на нее и с оскорбленным видом пошел наверх.

Забегай. Ну, четвертый непобедимый! Сорок пауков смотрят на вас с вершины… этих козел…

Начинается уборка.

Разговоры:

— А эту лестницу?

— Ликвидировать.

— Степка, ты сам внизу никого не впускай.

— Ай, и хитрая ж Наташка!

— Здесь нужно глории.

— Нельзя глории, краска облезет.

— Колька, я там кислоту в спальне оставил, принеси.

— А чего это Алешка так против Наташки?

— А как же ты думал! Им только дай волю на романы.

— Это же, правда, нехорошо — романы, Надежда Николаевна?

Торская. Волю на романы? Да, это вопрос серьезный.

Блюм (со двора). Товарищ Жученко здесь?

Забегай. Сюда нельзя ходить. Видите — уборка.

Блюм. Я по делу.

Забегай. Знаем ваши дела. По делу, по делу, а потом возьмете и умыкнете коммунарку.

Блюм. Что вы, товарищ Забегай! Для чего ее красть, если своих не знаешь, как замуж девать.

Жученко. Какой здесь отряд?

Кто-то из ребят. Четвертый, непобедимый.

Блюм. Товарищ Жученко! Я, конечно, понимаю. Мальчики с дороги и все такое. Но вы же видите: шоферы ругаются, и никого нет…

Жученко. В чем дело?

Блюм. Да станочки эти.

Жученко. Разгрузить?

Блюм. Да, там три станочка.

Жученко. Ну что же, сейчас это устроим. Забегай, давай свою братву! Зырянский уже в столовой. Вот здорово! Алешка!

Зырянский (в дверях столовой). Жучок, тебе любовное послание. (Отдает записку.)

Жученко. Алексей, дай отряд на разгрузку станков.

Зырянский. Есть дать отряд на разгрузку станков. (В столовую.) Эй, пацаны, станки снимать.

Забегай (к Блюму). Это какие станки?

Блюм. «Вандереры» — универсальные фрезерные.

Забегай. Ребята, так это же те же самые «вандереры».

Общий возбужденный шум. Все выбегают на двор. Жученко читает записку.

Жученко. Допрыгались! Слышали, Надежда Николаевна?

Торская. Знаю.

Жученко. Вот беда. Что нам делать с этими женщинами? И откуда в голову придет — жениться?

Торская. Ничего, Жучок, не поделаете, жениться всегда будут.

Жученко. Так нельзя же так ни с того ни с сего… Ну… как это так у них выходит?

Со двора слышно.

Голос Зырянского. Раз, два — взяли, два — нажали… Стой, стой!

Дискант. А давайте так, как на Волге.

Голоса. Давай, давай. (Смех.)

Хор:

И пойдет, пойдет, пойдет…

Вот идет, идет, идет…

И еще, еще идет. (Хохот.)

Жученко. Пойдем посмотрим.

Жученко и Торская выходят. Сверху медленно спускается Воргунов, прислушиваясь к тому, что делается на дворе. Со двора слышно:

Забегай. Подкладывай, подкладывай. Стой! Навались на ту сторону.

Зырянский. Малыши, вы все сразу. Вы не тащите, животами, животами навались!

Какой-то треск, победный крик, смех: «Готово!»

Воргунов, направившийся было к дверям, останавливается, задумывается, машет рукой и возвращается к лестнице. Не видя его, Федька Романченко с верхней площадки спускается вниз по перилам лестницы и на полном ходу налетает на Воргунова. Воргунов, пошатнувшись, поневоле принимают Федьку в обьятия. После освобождения из них Федька очень смущен и поправляет одежду.

Воргунов. Это… что ж вы… спешите так!..

Романченко. Там… это… станки. А вы кто — инженер?

Воргунов. Да, инженер, а все-таки надо развивать меньшую скорость.

Романченко. Когда спешишь…

Воргунов. Тогда у вас третья скорость.

Романченко. Угу!

Воргунов. Вы там увидите Блюма, попросите его зайти ко мне — к Воргунову.

Романченко. Есть пригласить товарища Блюма. (Убежал.)

Воргунов обернулся и тяжело смотрит ему вслед.

Занавес




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.345 сек.