Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Именной указатель 69 страница




З. Фрейд полагал, что страх включает в себя физиологические основания, его специфическим источником является сексуальность и он порождается в раннем детстве. В отличие от этих представлений К. Хорни исходила из следующих положений: «тревога возникает не столько из-за страха перед нашими влечениями, сколько из-за страха перед нашими вытесненными влечениями»; специфический источник тревоги лежит не в сексуальности, а во враждебности, в «вытесненных враждебных влечениях»; «тревожность как целое не является инфантильной реакцией» и предстает в человеке не как повторение прошлого, а как развитие, характеризующееся непрерывной цепью реакций, начиная с ранней тревожности до ее взрослых особенностей.

Развитие представлений о тревоге нашло отражение в работе К. Хорни «Новые пути в психоанализе» (1939). В ней были сформулированы такие положения. Во-первых, в отличие от страха тревожность характеризуется расплывчатостью и неопределенностью, и, если даже имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тем не менее «тревожность связана с ужасом перед неизвестным». Во-вторых, тревога вызывается такой опасностью, которая «угрожает самой сущности или ядру личности». В-третьих, в противоположность страху тревога связана с чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью.

К. Хорни различала два типа тревожности: базальную, возникающую в ответ на потенциальную опасность, и ярко выраженную, связанную с ответом на явно выраженную опасность. Базальная тревожность – невротическое явление, возникающее в результате конфликта между существующей зависимостью от родителей и бунтом против них. В более общем плане базальная тревожность означает чувства внутренней слабости и беспомощности по отношению к миру, воспринимаемому как потенциально враждебный и опасный.

На необходимости различать страхи и тревоги настаивали и другие психоаналитики, в частности, Э. Эриксон (1902–1904). В работе «Детство и общество» (1950) он провел следующее различие между ними: страхи – это состояния опасения, сосредоточенного на изолированных и могущих быть узнанными угрозах, так что их можно трезво оценить и реалистически противостоять им; тревоги – «диффузные состояния напряжения» (возникающего в результате нарушения либидозного и агрессивного контроля), которое преувеличивает опасность и даже вызывает иллюзию внешней угрозы, не указывая на подходящие пути защиты или овладения. По мнению Э. Эриксона, не боязнь опасности, а страх перед состоянием бесцельной тревоги толкает человека на нелогичное действие, неразумное бегство или безрассудное отрицание опасности. «Когда нам угрожает такая тревога, мы либо преувеличиваем опасность, бояться которой нет никаких причин, либо игнорируем угрозу, опасаться которой есть все основания».

С точки зрения Э. Эриксона, в детстве страх и тревога настолько близки друг другу, что они просто неразличимы, поскольку ребенок не обладает способностью разграничения внутренних и внешних, реальных и воображаемых опасностей. Ребенок вправе развить тревогу, когда чего-то боится, точно так же как он вправе иметь детские страхи, пока не разовьет рассудительность. Обычно некоторые опасения ребенка называют страхами, хотя те же самые опасения взрослого причисляют к тревогам, поскольку они продолжают у него существовать в резком контрасте со способностью оценивать опасность. Инфантильные страхи являются предшественниками многих иррациональных тревог. «Быть способным сознавать и обуздывать наш страх, не поддаваясь тревоге и даже вопреки ей, чтобы соблюсти точную меру и сохранить предостережение против всего, чего должен бояться человек, – вот необходимое условие для трезвого, рассудительного расположения духа».

Различие между страхом и тревогой имело место также в исследованиях Р. Мэя (р. 1909–1904). Он исходил из того, что страх является следствием угрозы потерять блага жизни, в то время как тревога представляет собой угрозу утраты смысла существования. Если страх не угрожает ядру личности, то тревога наносит удар по основанию ее психической структуры, на которой строится понимание человеком самого себя, других людей, окружающего мира. По мнению Р. Мэя, невро-тична не сама тревога, а попытка ее избежать. Невротик бежит от «базисной тревоги», но в результате этого начинает испытывать тревогу там, где нормальный человек испытывает лишь страх, осознает конкретные опасности и находит в себе силы противостоять им.

Задача аналитической терапии – тщательная проработка последствий тревожности пациента с целью ее ослабления и устранения невротических наклонностей, обусловивших его специфическое отношение к себе и другим людям.

 

 

 

УРЕТРАЛЬНЫЙ ЭРОТИЗМ – ощущения и фантазии, доставляющие удовольствие, связанное с мочеиспусканием.

Представление об уретральном или уринарном эротизме имелось у З. Фрейда на начальном этапе становления и развития психоанализа. В работе «Фрагмент анализа истерии» (1905), в которой был изложен случай истории болезни Доры, лечение которой осуществлялось им в 1899 г., обращалось внимание на то, что находящееся в фазе зарождения между уриной и фекалиями состояние ребенка может быть отнесено к проявлению сексуальной жизни и, вопреки всем идеализирующим попыткам, неотделимо от нее. На примере случая недержания мочи Дорой в детском возрасте З. Фрейд показал, что в предыстории невротиков недержание мочи имеет важное значение и что в этиологии этого явления существенную роль играет мастурбация.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) основатель психоанализа отметил, что у детей часто наблюдается онанистическое удовлетворение, связанное со щекочущим раздражением гениталий. Симптоматика сексуального проявления подобного рода бедна и вместо неразвитого полового аппарата у детей дает знать о себе по большей части мочеиспускательный аппарат, а в более позднем возрасте ночные поллюции. «Большинство болезней мочевого пузыря этого времени является сексуальными заболеваниями, ночное недержание мочи соответствует такой поллюции, если только не представляет собой эпилептического припадка».

В статье «Характер и анальная эротика» (1908) З. Фрейд рассмотрел особенности анального характера и поставил вопрос о необходимости изучения других видов характера, связанных с определенными эрогенными зонами. При этом он обратил внимание на то, что «субъекты, страдающие недержанием мочи, отличаются непомерным, пламенным честолюбием». Отталкиваясь от подобных представлений основателя психоанализа, некоторые психоаналитики сосредоточили внимание на анализе уретральной эротики. Так, венский психоаналитик Дж. Садлер опубликовал статью «Уретральная эротика» (1910), в которой высказал гипотезу, согласно которой начиная с периода полового созревания и даже несколько раньше, «уретральная эротика становится прототипом для всей дальнейшей половой жизни».

Дж. Садлер исходил из широкого понимания термина «уретральная эротика», подразумевая под этим видом эротики не только эротику уретры и мочи, но и наряду с ней также эрогенность всего периферического мочевого аппарата в целом (от мочевого пузыря до наружного отверстия мочеиспускательного канала). Исследуя данный феномен, он пришел к следующим выводам: у уретрально-эротических детей мучеиспускание действует эрогенно само по себе, как таковое, и без большого количества мочи; недержание не является следствием чувства наслаждения, но оба эти явления суть равноценные симптомы уретральной эротики; дети с уретральной эротикой желают осуществлять функции мочеиспускания и дефекации, когда и как им это вздумается, а не когда это угодно родителям; дети научаются нарочно задерживать мочу, чтобы вызвать эрекцию и связанное с этим наслаждение; мужчинам с ослабленной потенцией нередко только утренняя эрекция дает возможность выполнять их супружеские обязанности; у пожилых людей сексуальная функция сменяется мочевой эротикой, так что происходит до известной степени возвращение к инфантильному типу; мочеиспусканию придается особый сексуально-символический смысл и устанавливается связь с эротическими фантазиями.

О сексуально-символическом смысле мочеиспускания говорил и З. Фрейд. Так, в работе «О добывании огня» (1932) он отмечал, что противоположность огня и воды характерна для многих мифов, в которых находят отражение исторические, сексуально-символические и психологические моменты. В частности, основатель психоанализа указывал на две функции мужского полового органа: осуществление испражнения и совершение полового акта, который как бы гасит «жар генитального либидо». Если ребенок полагает, что обе функции можно совместить, то взрослый знает, что оба акта несовместимы друг с другом, «несовместимы, как огонь и вода».

Некоторые психоаналитики обратили особое внимание на связь между актом мочеиспускания ребенка и различными детскими фантазиями. К. Абрахам (1877–1925) считал, что мочеиспускание может сопровождаться фантазиями всемогущества и всевластия. М. Кляйн (1882–1960) обнаружила связь между уретральной эротикой и агрессивными, садистскими фантазиями детей, в которых моча выступает в качестве некой силы, оказывающей разрушительное воздействие на различные объекты. К. Хорни (1885–1952) считала, что фантазии о всемогуществе, особенно садистского характера, наиболее часто связаны как раз со струей мочи, испускаемой мужчиной.

С точки зрения К. Хорни, уретральный эротизм является одним из компонентов, лежащих в основе зависти к пенису. Она исходила из того, что «уретральный эротизм может вызывать у маленьких девочек сильное чувство ущербности». Однако, как замечала К. Хорни в работе «О развитии комплекса кастрации у женщин» (1924), приписывать этому фактору все симптомы и фантазии, содержащие желание женщины мочиться по-мужски, означало бы непомерно преувеличивать его роль. Движущей силой подобного желания является, по ее мнению, не уретральный эротизм как таковой, а скоптофилия (любовь к созерцанию половых органов). Именно то обстоятельство, что мужчины могут посмотреть на себя, когда мочатся, а женщины нет, может быть одним из источников явно выраженной зависти к пенису.

 

 

 

ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА – представление о женщине, в соответствии с которым она обладает фаллосом, наделена мужским половым органом.

Образ фаллической женщины находит свое отражение в древних культурах. Он встречается в примитивных религиях, фигурирует в мифологических сюжетах, содержится в фольклоре.

Психоаналитическое понятие фаллической женщины берет свое начало в работах З. Фрейда, посвященных рассмотрению психосексуального развития ребенка. В «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) можно найти первоначальные представления о фаллической матери. З. Фрейд исходил из того, что ребенок не в состоянии догадаться о равноценном типе устройства половых органов и поэтому выдвигает предположение, в соответствии с которым все люди, включая мать, обладают таким же пенисом, какой есть у мальчиков. Если мальчик увидит свою мать в обнаженном виде и обнаружит, что у нее нет того, чем обладает он сам, то он начинает подвергать сомнению свое восприятие. Мальчик не может поверить, что у матери нет пениса. Он воспринимает свою мать как фаллическую, то есть обладающую пенисом. Только в процессе дальнейшего психосексуального развития у него возникает представление, что мать кастрирована и то же самое может случиться с ним, если он окажется непослушным ребенком.

В работе «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910) З. Фрейд рассмотрел фантазию Леонардо о коршуне через призму наделения признаком мужественности птицу-мать. В подтверждение своей гипотезы он сослался не только на психоаналитическую теорию развития ребенка, но и на мифологический материал, содержащий представления о фаллической женщине. З. Фрейд обратил внимание на египетскую богиню Мут, которая в большинстве изображений наделялась египтянами фаллосом: «ее тело, означенное с помощью грудей как женское, обладало и мужским членом в состоянии эрекции». То же самое можно сказать и о многих других египетских и греческих богах. Как заметил З. Фрейд, мифология пытается объяснить, что «присоединенный к женскому телу фаллос, по всей вероятности, означает творческую первосилу природы».

В работе «Фетишизм» (1927) основатель психоанализа высказал мысль, в соответствии с которой фетиш есть не что иное, как «заменитель фаллоса женщины (матери)». Одновременно он предупреждал о том, что было бы неверно думать, будто бы ребенок после наблюдения за матерью «сохраняет веру в фаллос женщины неизменной». По его мнению, ребенок частично сохраняет веру в фаллос матери, частично же отказывается от этой веры. В конфликте между нежелательным восприятием и силой контржелания достигается некий компромисс, в результате которого в сфере психического сохраняется наличие скрытого пениса у женщины и в то же время возникает страх кастрации. Впоследствии, как полагал З. Фрейд, часто происходит то, что заменителем упущенного женского фаллоса будут избраны такие органы или объекты, которые и в других случаях «замещают пенис как символы».

В целом в психоанализе под фаллической женщиной (матерью) понимается как женщина, наделенная в фантазиях внешним или внутренним фаллическим атрибутом (наружным мужским половым органом или пенисом, находящимся внутри тела), так и мать, воспринимаемая ребенком на предэдипальной стадии его развития в качестве существа, имеющего такой же неотъемлемый орган, как и он сам.

 

ФАЛЛОС – образное представление мужского полового органа, символическое значение мужских гениталий.

 

 

Представление о фаллосе как символическом изображении мужских гениталий содержалось в работах З. Фрейда, посвященных анализу сновидений и проблемам инфантильной сексуальности.

В «Толковании сновидений» основатель психоанализа рассмотрел типичные сновидения с характерной для них символикой. В частности, он полагал, что в сновидениях мужчин галстук служит часто символом пениса не только потому, что имеет продолговатую форму и служит соответствующим атрибутом мужчины, но и потому, что, по его словам, «галстук можно выбрать себе любой, по желанию, – свобода, совершенно недопустимая относительно истинного значения этого символа». В третьем издании «Толкования сновидений» (1913) он сослался на венского психоаналитика П. Федерна (1872–1950), высказавшего соображение о связи сновидений о полетах с представлением об эрекции, и пояснил, что явление эрекции издавна вызывало такие фантазии человека, которые находили свое отражение в изображении «крылатых фаллосов древности».

В своем символизирующем значении фаллос действительно имел широкое распространение в античных произведениях искусства, будь то скульптурные изображения или священные амулеты. Он сохранил свое величие и в современном искусстве, когда на художественных выставках можно встретить абстрактное изображение мужских половых органов, а на светских тусовках – трехметровую скульптуру фаллоса.

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд особо подчеркнул, что сновидения изображают мужские гениталии несколькими символами. Так, в различных сновидениях мужской член может заменяться: символически похожими на него по форме длинными, торчащими вверх предметами (палки, зонты, шесты); объектами, способными проникать вовнутрь и ранить (ножи, копья, огнестрельное оружие); предметами, из которых льется вода (фонтаны, водопроводные краны) или которые способны подниматься вверх (воздушные шары, аэропланы); различными инструментами (плуг, напильник) и др.

С точки зрения З. Фрейда, символическое значение мужского органа находит свое отражение не только в сновидениях, но и в языке, мифах, народном фольклоре. Существуют грибы, которые из-за своего сходства с мужскими гениталиями получили название Phallus impudicus. Пламя огня по форме и движению также напоминает фаллос, что находит свое недвусмысленное отражение в различных мифах. Как заметил З. Фрейд в своей работе «О добывании огня» (1932), «не может вызывать сомнений, что пламя в мифическом понимании являлось фаллосом».

В «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) основатель психоанализа затронул вопрос о роли пениса в психосексуальном развитии детей, как мальчиков, так и девочек. В последующих переизданиях этой работы он внес такое дополнение к выдвинутой им сексуальной теории, которое непосредственно относилось к психоаналитическому понятию фаллоса. Не случайно, говоря об инфантильной генитальной организации, в одном из последних изданий своего раннего труда З. Фрейд отметил, что значение кастрационного комплекса можно полностью оценить только тогда, когда «принимается во внимание также его развитие в фазе примата фаллоса».

Размышления о фаллосе содержались также в таких работах З. Фрейда, как «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910) и «Фетишизм» (1927). В первой работе он подчеркнул, что «фантазия людей не считает неприличным наделять образ, призванный олицетворять суть матери, противоположными признаками мужской силы», а в мифологии часто находит отображение «присоединенный к женскому телу фаллос». Во второй – высказал мысль о том, что «фетиш есть заменитель фаллоса женщины (матери)».

В современной психоаналитической литературе проводится существенное различие между пенисом, как реальным телесным мужским половым органом, и фаллосом, как обобщенным понятием, символизирующим его значение в жизни людей и развитии культуры.

Основываясь на представлениях французского психоаналитика Ж. Лакана (1901–1981) о реальном («здесь и теперь»), воображаемом (нарциссический образ Я о самом себе) и символическом (интернализованные нормы культуры, используемые Я для оправдания своего нарциссизма), фаллос рассматривается некоторыми психоаналитиками в качестве «означающего желания». В этом смысле фаллос как конкретный объект желания недостижим. Он является символом патриархальной власти, а обладание им становится условием культурного самоутверждения человека в фаллоцентрической цивилизации.

Если в реальной жизни желание фаллоса подменяется у человека желанием пениса, то это может приводить к драматическим ситуациям, типа той, что произошла в США в 90-х годах, когда, находясь в аффективном состоянии, молодая женщина сразу же после принудительного полового акта ампутировала член своего мужа, а затем, находясь в машине по дороге на работу и обнаружив в своей руке отрезанный пенис, выбросила его в окошко на обочину дороги. Драматическая история закончилась благополучно: полицейские нашли отрезанный орган, хирург произвел уникальную операцию по возвращению пениса на место и восстановлению его функций, судебное разбирательство завершилось оправданием обоих супругов. При переводе оправдательного вердикта с юридической терминологии на психоаналитический язык, что было осуществлено американским аналитиком П. Болдыревым в статье «Месть фаллоса: американский вариант» (1997), оказалось, что «членовредительница» невиновна, поскольку она «галлюцинаторно присвоила себе «не реальный пенис мужа, лишив его тем самым оружия насилия, но ирреальный объект своего собственного желания – фаллос», и что «насильник» тоже невиновен, так как он «совершал насилие не над плотью супруги, а над ее фаллическими (псевдофаллическими) фантазиями». Как в том, так и в другом случае истинным виновником случившегося стал фаллос. Словом, осознанно или бессознательно, психоаналитические представления о различии между пенисом и фаллосом вплетаются в контекст современной жизни и используются, в частности, в юридической практике.

 

ФАНТАЗИЯ – психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека. В психоанализе фантазия рассматривается с точки зрения сознательной или бессознательной деятельности человека, обусловленной внутренним стремлением к исполнению, осуществлению, удовлетворению его желаний.

 

 

Представления З. Фрейда о роли фантазии в жизни человека и возникновении неврозов обнаружились на ранней стадии его исследовательской и терапевтической деятельности. В период становления психоанализа он пересмотрел ранее выдвинутую им концепцию совращения (соблазнения), согласно которой в детстве истерические больные были объектом сексуальных посягательств на них со стороны родителей, родственников, других детей, что привело к психической травме, впоследствии приведшей к возникновению невротического заболевания. Хотя в своих воспоминаниях пациенты сообщали о подобных травмирующих событиях детства, тем не менее З. Фрейд пришел к выводу, что они обманывали аналитика и рассказывали не столько о реальных событиях, сколько о воображаемых ситуациях. Речь шла о фантазиях, в которых искусителями выступали не родители, соблазняющие своих детей, а сами дети, выстраивающие в своем воображении специфические отношения с родителями.

В работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд соотнес фантазии с грезами наяву. Он исходил из того, что в мыслях, скрывающихся за сновидением, важную роль играют переживания детства и основывающиеся на них фантазии. В частности, изучение истерии навело его на мысль, согласно которой в случае доведения до сознания детские эпизоды, будь то воспоминания или фантазии, предстают в форме галлюцинаций, но утрачивают свой характер после сообщения о них аналитику. Одновременно он высказал соображение, что не сновидение создает фантазию, а «бессознательная деятельность фантазии принимает видное участие в образовании мыслей, скрывающихся за сновидением». Рассматривая фантазии в качестве «дневных сновидений», он считал, что, подобно другим составным частям мыслей, фантазии подвергаются смещению, сгущению и в то же время они могут образовывать в неизменном виде содержание сновидения, его фасад.

Осмысление проблемы фантазирования нашло свое дальнейшее отражение во многих работах З. Фрейда, включая «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907), «Истерические фантазии и их отношение к бисексуальности» (1908), «Поэт и фантазирование» (1908), «Семейный роман невротиков» (1908), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений» (1919) и др. В этих работах он сформулировал идеи, в соответствии с которыми с помощью фантазии человек может оживить прошлое; «никогда не фантазирует счастливый, а только неудовлетворенный»; каждая фантазия – это осуществление желания, исправление неудовлетворяющей действительности; в фантазиях воплощаются конституционные свойства личности и вытесненные влечения; фантазия тесно связана с фактором времени, она как бы витает между прошлым, настоящим и будущим; как и сновидения, фантазии имеют определенный смысл; «преобладание фантазий и достижение ими всемогущества создают условия для погружения в невроз или психоз»; в фантазиях детей нередко отражается стремление избавиться от своих родителей и заменить их на других, занимающих более выгодное социальное положение; в «семейном романе» детей наблюдается и такое фантазирование, когда герой-сочинитель устраняет в фантазии братьев и сестер как незаконных; при рассмотрении детских фантазий следут отделять реальное содержание воспоминаний от более поздних, видоизмененных и исказивших их мотивы; фантазия детей не считает неприличным наделять образ матери противоположными материнству признаками мужской силы; фантастическое представление «ребенка бьют» с поразительной частотой встречается у невротиков, и подобное фантазирование связано с интенсивным удовольствием, ранними актами аутоэротического удовлетворения, онанистическим самоудовлетворением.

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд уделил особое внимание рассмотрению природы и значения фантазии в жизни человека. Он исходил из того, что в процессе фантазирования человек имеет возможность уйти из-под власти принципа реальности и насладиться свободой от внешнего принуждения. В фантазии индивиду удается быть попеременно «то наслаждающимся животным, то опять разумным существом». Создание душевной области фантазии сравнивалось З. Фрейдом с организацией заповедников и национальных парков, где может расти все что хочет. Душевная область фантазии как раз и является «таким лишенным принципа реальности заповедником».

Поскольку потребность в фантазиях и материал для них рассматривались З. Фрейдом как типичные и характерные для различных людей, то, исходя из этого, он пришел к заключению, что в основе фантазирования лежат «прафантазии», являющиеся филогенетическим достоянием человечества. Это означало, что, с точки зрения психоанализа, человек обладает способностью выходить за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени. По этому поводу З. Фрейд писал: «Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия – совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией, или, вернее, кастрация, – было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробел в индивидуальной правде».

В понимании основателя психоанализа неудовлетворенный человек отворачивается от действительности и переносит свой интерес, свое либидо на желанные образы своей фантазии. В этом отношении наблюдается значительное сходство между художниками и невротиками, живущими в мире фантазий. Однако если художник способен возвратиться из сферы фантазии в реальный мир, то невротик не может вырваться из плена своих фантастических представлений. Художник способен так обработать свои фантазии, что они утрачивают все личное и становятся доступными для наслаждения других людей. В отличие от художника у невротика либидо полностью уходит в фантазии, находит в них путь к вытесненным фиксациям и становится питательной почвой для образования симптомов.

С точки зрения З. Фрейда, пренебрежение различием между фантазией и действительностью ведет к тому, что для невротика особое значение приобретает не внешняя, физическая, а внутренняя, психическая реальность. В случае психического заболевания содержание фантастического мира выражается в симптомах. Словом, там, где при существующем несогласии с реальным миром нет художественного дарования или оно недостаточно, то есть человек обладает недостаточной способностью к сублимации, там неизбежно либидо, следуя самому происхождению фантазии, «приходит путем регрессии к воскрешению инфантильных желаний, а следовательно, к неврозу».

Для описания фантазий З. Фрейд использовал немецкий термин Phantasie. В последующей психоаналитической литературе были предприняты попытки провести различие между фантазиями и фантазма-ми: первые соотносились с деятельностью воображения, миром фантазирования как такового; последние – со специфическими продуктами воображения, включающими в себя причудливые выдумки. С. Айзекс предложил различать термины «phantasy» и «fantasy». В статье «Природа и функция фантазий» (1948) он соотнес phantasy c бессознательными психическими процессами, а fantasy c различного рода выдумками и осознанными снами наяву.

В современной англоязычной психоаналитической литературе при описании фантазий и фантазмов используются термины «phantasy» и «fantasy», во французскоязычной литературе – «fantasie» и «fantasme». Однако, несмотря на такое разграничение понятий, с помощью которых описываются различного рода фантазии, далеко не во всех психоаналитических исследованиях учитывается смысловая нагрузка соответствующих понятий. Некоторые психоаналитики считают, что подобное разграничение не отражает всей сложности взглядов З. Фрейда. Так, в «Словаре по психоанализу» (1967) Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса отмечалось, что, «если каждый раз при употреблении Фрейдом термина Phantasie нужно будет выбирать между phantasy и fantasy, это приведет к большому произволу в истолковании».

 

ФЕДЕРН Пауль (1871–1950) – один из первых учеников и последователей З. Фрейда. Родился 13 октября 1871 года в семье врача в Вене. В 1895 году окончил медицинский факультет Венского университета, после чего прошел последипломную практику в одной из венских клиник. В 1902 году стал практикующим врачом, специализирующимся по внутренним болезням. Прочитав работу З. Фрейда «Толкование сновидений», П. Федерн заинтересовался психоаналитическими идеями. В 1903 году вошел в кружок З. Фрейда и стал постоянным участником встреч психологического общества по средам. В 1906 году он предложил сделать надпись из «Царя Эдипа» Софокла на памятном медальоне, который был преподнесен учениками З. Фрейда по случаю пятидесятилетия основателя психоанализа. Принимал активное участие в образовании Венского психоаналитического общества.

 

 

В отличие от З. Фрейда П. Федерн проявлял интерес к социалистическим идеям и рассматривал психоанализ не только в плане индивидуальной терапии, но и в качестве возможного инструмента социальных преобразований в обществе. Будучи практикующим аналитиком, он бесплатно лечил тех, кто оказывался не в состоянии оплатить курс лечения. В 1920-х годах был одним из тренинговых аналитиков. В 1924 году был избран вице-президентом Венского психоаналитического общества и стал личным представителем З. Фрейда. В 1926 году стал соредактором Международного журнала по психоанализу. В 1938 году П. Фе-дерн эмигрировал в США, где осуществлял свою дальнейшую исследовательскую и терапевтическую деятельность.

П. Федерн скончался 4 мая 1950 года. Говорят, что, перед тем как покончить жизнь самоубийством, он выстрелил из пистолета в портрет З. Фрейда, который в 1909 году подарил на свадьбу дочери основателя психоанализа Матильде и который ей не понравился (художник М. Оп-пенгеймер изобразил З. Фрейда без бороды, с выбритым подбородком), в результате чего портрет был заменен на туалетный набор и отослан обратно П. Федерну.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.