Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ




Психоанализ, основоположником которого является Зигмунд Фрейд (1856— 1939), появился в 1895 г. как проект научной психологии, которая на основе объективного наблюдения и анализа отдельных явлений представила бы полную картину внутренней духовной жизни. Психоанализ, во всех своих вариациях, с самого начала претендовал на то, чтобы стать центральной теорией индивидуальной психической жизни человека и человеческой культуры в целом.

Классический психоанализ 3. Фрейда.

Фрейд начинает как медик, физиолог, увлекается гипнозом и физиотерапией как способами лечения истерии и в 1895 г. публикует результаты совместных с Йозефом Брейером «Исследований истерии», где делается вывод о преобразовании подавленных эмоций в физические истерические симптомы. На основе наблюдений делается вывод о внутреннем конфликте психики как причине нервных заболеваний.

На мысль о создании психоанализа Фрейда натолкнула история Берты Паппенгейм, пациентки Брейера, которая упоминалась под именем «Анна О.» в совместной монографии Фрейда и Брейера «Этюды по истерии», вышедшей в 1895 г. и с которой, собственно, и началась карьера Фрейда (помимо случая Анны О. в «Этюды» также вошли описания различных случаев истерии, с которыми Фрейд работал с 1888 по 1893 г.). Впервые Фрейд узнал о Паппенгейм от Брейера в ноябре 1882 г. Болезнь ее, начавшаяся в июле 1880 г. в возрасте двадцати одного года, выражалась в зрительных галлюцинациях и хронической усталости; вскоре после манифестации болезни Паппенгейм парализовало руку и присоединился тяжелый кашель. С декабря 1880 по апрель 1881 г. она пролежала в постели с головными болями, нарушениями зрения, параличом и периодическими изменениями сознания, когда она не могла выражаться грамматически правильно и объяснялась на смеси нескольких языков. Брейер заподозрил органическое заболевание (туберкулезный менингит), но не смог обосновать диагноз и отнес случай Паппенгейм к истерии. Брейер посещал девушку каждый день и обнаружил, что в послеобеденное время она впадает в странное состояние, в которых рассказывала ему о своих фантазиях. Паппенгейм утверждала, что от этих разговоров ей становится лучше, и назвала такое своеобразное лечение «talking cure» (лечение разговорами) или «chimney sweeping» (прочисткой дымовых труб). Брейер заметил, что такое лечение позволяет добиться явного терапевтического эффекта: в частности, у Паппенгейм был симптом, выражающийся в затрудненности глотания воды. Паппенгейм во время «прочистки труб» вспомнила, как одна ее знакомая англичанка позволяла пить своей собачке («отвратительному существу») из стакана. Рассказав про это Брейеру, Паппенгейм избавилась от симптома. Фрейд был очень заинтересован этим случаем, тем более, что, в конце концов, правда, через довольно длительное время (подсчитано, что Брейер занимался с ней в общей сложности более тысячи часов) Паппенгейм излечилась. Случай Паппенгейм можно назвать необычным, у него нет аналогов. Ни у одного человека ни до этого, ни после не наблюдалось подобных симптомов. И тем не менее историю Анны О. считали классическим случаем истерии, а ее саму - глубокой невротичкой, управляемой бессознательными силами, которые манипулировали ею и всеми, кто ее окружал (именно она потребовала назначения «лечения разговорами», а не Брейер). Этот случай уникален во всей литературе по истерии. Многие ученые говорят о том, что такая исключительность сводит на нет полезность случая для теории.
В январе 1893 г. в медицинских журналах Вены и Берлина появилось сообщение Фрейда и Брейера о случае Паппенгейм, где впервые использовался термин «абреакция» - т.е. процесс избавления от неприятных переживаний с помощью «катарсиса» (терапевтического очищения). Статья была посвящена травматическим воспоминаниям, которые подавляются невротическим пациентом. В 1894 г. Фрейд опубликовал статью «Неврозы защиты», в которой утверждал концепцию защитных механизмов как сопротивления неприемлемым для человека идеям, которые вследствие этого подавлялись и уходили в бессознательное. Таким образом разум стал разделяться на отдельные области. Механизм защиты, считал Фрейд, приводится в действие большей частью сексуальными проблемами, так как сексуальная жизнь содержит больше всего неприемлемых идей.

 

В следующей работе «Толкование сновидений» (1899), сразу сделавшей Фрейда знаменитым, содержатся основные открытия психоанализа. Прежде всего это открытие внутренней структуры психического — его двух составляющих: сознательной и бессознательной части, — и постановка проблемы исследования бессознательного. Именно бессознательное содержит болезненные желания, которые находятся под сознательным запретом, изгнаны из сознания и именно поэтому оказываются источником конфликта, который ведет к неврозу. Описывая основные функции двух составляющих человеческой психики и говоря о факторе цензуры, Фрейду было важно то, что он сразу обнаружил способ проникнуть в сферу бессознательного — это сны, которые он назвал «королевскими воротами в бессознательное», а также оговорки, ошибки и другие неосознанные выражения желаний. По сути дела в этом состояло и другое открытие Фрейда, связанное с будущей терапевтической практикой психоанализа: выявление и осознание этих вытесненных желаний, этого внутреннего конфликта бессознательного с моим сознательным Я через его проговаривание само по себе оказывает лечебное воздействие, снимает внутренний конфликт, устраняет физические симптомы невроза.

Следом за «Толкованием...» выходят «Психопатология повседневной жизни», «Шутки и их связь с бессознательным» (1900), а в 1905 г. — работа «Три очерка по теории сексуальности», которая представила два, еще более скандальных, открытия Фрейда — выводы о сексуальной природе бессознательного и о поэтапном формировании психического, связанным с развитием детской сексуальности. Фрейд объясняет содержание бессознательного влечениями, прежде всего детскими.

 

Параллельно развивается теория либидо (от латинского «желание»), под которым Фрейд понимает исходную энергию, сексуальную по своей природе, лежащую в основе всех преобразований влечения. Это первое определение либидо рассматривает его как объектное, т. е. направленное на овладение определенной целью, и конечное, т. е. связанное с удовлетворением желания. В качестве примера Фрейд рассматривает детскую игру Da-Fort — Ближе-Дальше, суть которой состоит в том, что ребенок выбрасывает игрушку из манежа и требует, чтобы ее ему вернули, получив игрушку обратно, ребенок снова ее выбрасывает так, что сам достать не может и снова требует ее назад. Интерпретация Фрейда состоит в том, что эта игра демонстрирует объектность желания ребенка: он стремится бесконечно повторять удовлетворение от момента овладения недоступной ранее игрушкой. Либидо, с точки зрения Фрейда, всегда будет количественным понятием, с помощью которого можно «энергетически» — определенными характеристиками «сгущения», «смещения», «перемещения» — объяснять психосексуальные явления. Сначала, правда, у Фрейда либидо противопоставляется влечению к самосохранению, позже, когда самосохранение толкуется тоже из сексуального инстинкта, эта концепция трансформируется в относительное противопоставление влечения либидо и влечения к смерти. Даже когда эта энергия может быть десексуализирована, например, в процессе так называемой сублимации — влечение, которое направлено на социально значимые объекты (например, художественное творчество), то Фрейд объясняет это как вторичный процесс отказа от собственно сексуальной цели.

 

В этой же работе рассматривается Эдипов комплекс как принципиально важный для формирования основных структур психического и завершения периода детской сексуальности: именно в период полового созревания (пубертатный) ребенок вынужден под влиянием социальных запретов (прежде всего табу на инцест — кровосмесительные сексуальные отношения) изменить объект своего влечения с ближайшего — родителя противоположного пола — на внешний объект. Решающим для мальчиков становится угроза со стороны отца, под влиянием которой они принимают запрет и преодолевают комплекс, вытесняя в бессознательное то двойственное отношение к отцу, которое связано с переживанием Эдипова комплекса. Если этой смены не произошло и ребенок не решил проблему выбора внешних возможных объектов влечения, то происходит конфликтное вытеснение влечения в сферу бессознательного, оставляя неразрешимым Эдипов комплекс как источник неврозов взрослой психики. Позже в работе «О нарциссизме. Введение» (1914) Фрейд специально остановится на случае, когда новым объектом влечения становится сам субъект — тогда возникает другой комплекс, комплекс Нарцисса. Одновременно чувство ревности по отношению к

родителю того же пола сменяется стратегией создания модели, идеала по его образцу и на основании этих процедур формируется сознательное Я с моральными принципами, принятием социальных запретов.

Процесс формирования психического понимается, таким образом, как процесс социализации — процесс принятия индивидом существующих в обществе запретов, норм, правил и ценностей. В 1913 г. в «Тотеме и табу» Фрейд рассмотрит миф-гипотезу об убийстве праотца и последующем одновременном введении культа тотема как образа праотца и табу на инцест — как сыновней реакции раскаяния и стыда за это убийство. По мысли Фрейда, несмотря на проблематичность мифа, это момент начала человеческой истории.

Как потом подчеркнет К. Леви-Стросс, это момент отличия культуры от природы. Для Фрейда обращение к мифу означало прежде всего, что переживание Эдипова комплекса не связано с конкретным поведением родителей, а является универсальной необходимостью введения запрета для формирования полноценных структур психического.

 

С 1920 г. в работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Запреты, симптомы и беспокойство» (1926), «Очерк психоанализа» (1938) Фрейд вводит в структуру психического Сверх-Я как цензурирующую инстанцию, ответственную за самокритику, принятие социальных норм и законов, наличие Я-идеала. Таким образом, картина так называемой первой топики, где бессознательное, которое в принципе не осознается, может оказаться в конфликте с вербализованным сознанием и тогда следует использовать потенциально осознаваемое предсознание, для того чтобы установить связь с бессознательным, изменяется. Ей на смену приходит тоже трехчленная структура:

Оно, как главная характеристика бессознательного с господствующим принципом удовольствия,

Я, модифицируемая как со стороны Оно, так и со стороны Сверх-Я,

и Сверх-Я, инстанция, которая начинает формироваться с первого переживания Эдипова комплекса (то есть где-то с трех до пяти лет).

Однако все инстанции порождаются и включают в себя бессознательное. Концепция так называемого классического психоанализа Фрейда своеобразно продолжила традиции натурализма, представив определение сознания через внутренний конфликт основания поведения, страсти, и рациональной составляющей, мысли, — пытаясь показать универсальность их общего основания — психической энергии бессознательного.

 

Зигмунд Фрейд оказал огромное влияние не только на психологию, психиатрию, философию, но и на искусство, культуру, мировоззрение человечества в целом. Психоанализ быстро превратился из чисто медицинского метода лечения неврозов в общефилософскую концепцию. После Фрейда взгляд на человека уже не мог быть таким, каким был до Фрейда. Современной наукой разделяются взгляды Фрейда на бессознательное, защитные механизмы, этиологию неврозов. Однако в целом же учение Фрейда противоречиво, многие положения психоанализа не были доказаны и не доказываются экспериментально и являются в большей степени выдумкой Фрейда.
Искусство, культуру и мысль второй половины XX в. без психоанализа невозможно представить: если не было бы Фрейда, то не было бы сюрреализма, «театра абсурда», экзистенциализма, сексуальной революции, современного кино, музыки, массовой культуры и т.д.
Фрейд открыл существование целого мира - бессознательного, напомнил людям о существовании в них темных сил, которые по мере развития цивилизации не исчезают, но вытесняются. Поэтому чем сильнее развитие цивилизации, чем выше культура, тем больше подавляется естественное удовлетворение инстинктивных потребностей, тем большее напряжение создается в психическом аппарате отдельного индивидуума, тем больше склонны люди к неврозам и психическим заболеваниям. Вытесненные бессознательные силы сравнимы с пороховой бочкой, готовой внезапно взорваться в виде психических срывов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.