КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устойчивость и стиль саморегуляции
Экстраверсия — интроверсия, эмоциональная
Другая теория темпераментов принадлежит Г. Айзенку. Согласно этой теории, основой структуры личности являются генетически обусловленные свойства темперамента, которые позволяют понять и предсказать стиль поведения человека в различных ситуациях, особенно связанных с общением. Эти свойства можно описать с помощью двух шкал: экстраверсии — интроверсии и эмоциональной устойчивости —нейротизма. Понятия экстраверсии — интроверсии были позаимствованы Г.Айзенком у К. Юнга. Люди с высоким уровнем экстраверсии {экстраверты) ориентированы в своих действиях на внешний мир. Они общительны, склонны к лидерству. Обычно они имеют активную и в целом оптимистическую жизненную позицию, трудно переносят одиночество, нуждаются в одобрении со стороны других людей. Люди, тяготеющие к другому концу той же шкалы {интроверты), ориентированы в большей степени на свой внутренний мир. В поведении они проявляют себя как заторможенные, инертные, малообщительные, относительно пассивные и склонные к пессимизму люди. Вторая шкала определяется уровнем уравновешенности процессов возбуждения и торможения в ЦНС, прежде всего в лимбической системе. Эмоциональная стабильность наблюдается при хорошей уравновешенности. Она свойственна людям, устойчивым по отношению к внешним воздействиям, не склонным к беспокойству и вообще бурным эмоциональным реакциям. Нейротизм {эмоциональная нестабильность) является результатом неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Это свойство проявляется в высокой чувствительности к любым воздействиям, эмоциональности, тревожности, склонности расстраиваться по любому поводу. Известно, что имеются корреляции между силой нервной системы по возбуждению и экстраверсией, между уравновешенностью и стабильностью. Сангвиники — это стабильные экстраверты, холерики тоже экстраверты, но нестабильные. Флегматики и меланхолики — интроверты, но флегматики — стабильные, а меланхолики — нестабильные. В.И.Моросанова (см.: Моросанова В. И., 1996) развивает теории об индивидуальном стиле саморегуляции, который формируется у каждого человека под влиянием многих факторов, важнейшими из которых являются особенности темперамента и собственно активность личности. Выделено шесть показателей, которые описывают индивидуальные особенности саморегуляции человека в процессе любой активной деятельности. Планирование (Пл) характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При высоком уровне развития планирования у человека есть потребность в осознанном планировании деятельности; планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У людей с низким уровнем планирования потребность в этом действии развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование недейственно, малореалистично. Такие люди предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно. Моделирование (М) характеризует индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних условий, значимых для достижения целей. Люди с высоким уровнем моделирования способны вьщелять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Получаемые результаты обычно соответствуют принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие люди способны гибко изменять представление о значимых условиях и соответственно программу действий. У людей с низким уровнем моделирования эти процессы сформированы слабо, что приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, которая проявляется в фантазировании, обычно сопровождающемся резкими перепадами отношения к развитию ситуации и последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации. Они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам. Программирование (Пр) характеризует индивидуальный уровень развития осознанного программирования своих действий. Высокий уровень программирования проявляется тогда, когда у человека имеется развитая потребность продумывать способы и последовательность своих действий и поведения для достижения намеченных целей, которые гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. Низкий уровень программирования свидетельствует о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, часто действуют путем проб и ошибок. Оценивание результатов (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки человеком себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокий уровень развития способности к оцениванию результатов свидетельствует о развитости и адекватности самооценки, сформированное™ и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низком уровне развития способности к оцениванию результатов человек склонен не замечать своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, а также состояния человека или возникновению внешних трудностей. Гибкость (Г) характеризует уровень сформированности регу-ляторной гибкости, т. е. способности перестраивать систему саморегуляции при изменениях внешних и внутренних условий. Люди с высоким уровнем развития гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств они способны быстро оценить изменение значимых условий, легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения. При рассогласовании полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают ситуацию и вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Люди с низким уровнем развития гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене ее образа и обстановки. У них неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности. Самостоятельность (С) характеризует степень развитости ре-гуляторной автономности. Высокий уровень развития самостоятельности выражается в способности самостоятельно планировать, организовывать и контролирова гь деятельность и поведение. Низкий уровень развития самостоятельности выражается в зависимости человека от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются им несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам и нуждаются в посторонней помощи. Общий уровень саморегуляции (ОУ) характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для людей с высоким общим уровнем саморегуляции характерна осознанность своих действий. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами деятельности и формами поведения, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У людей с низким общим уровнем саморегуляции потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных в данных условиях личностных особенностей снижена. Успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия имеющихся у них стилевых особенностей регуляции и требований конкретного вида активности. Исследования показали, что между группами экстравертов и интровертов имеются значимые различия по всем показателям саморегуляции (см.: Моросанова В.И., 1996). У экстравертов стилевые особенности саморегуляции характеризуются более высокой сформированностью процессов моделирования, гибкостью и самостоятельностью, чем у интровертов. Иначе говоря, экстраверты способны быстро сопоставить изменяющиеся текущие события с заранее поставленной целью, самостоятельно принять решение и адекватно среагировать. Детально планировать свое поведение заранее они не склонны. Интроверты значимо превосходят экстравертов в развитости уровня планирования и программирования. Это значит, что они не рассчитывают на скорость и гибкость своих реакций, предпочитая планировать свои действия заранее и программировать способы действий при разных вариантах развития ситуации. Резкие, незапланированные изменения ситуации вызывают у них затруднения. У нейротиков по сравнению с эмоционально стабильными отмечается более высокий уровень планирования, но более низкий общий уровень осознанной саморегуляции. Иначе говоря, нейротики предпочитают планировать свои действия заранее, но в то же время при принятии решений и выборе конкретных форм поведения они зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |