Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устойчивость и стиль саморегуляции




Экстраверсия — интроверсия, эмоциональная

 

Другая теория темпераментов принадлежит Г. Айзенку. Соглас­но этой теории, основой структуры личности являются генети­чески обусловленные свойства темперамента, которые позволяют понять и предсказать стиль поведения человека в различных ситу­ациях, особенно связанных с общением. Эти свойства можно опи­сать с помощью двух шкал: экстраверсии — интроверсии и эмоцио­нальной устойчивости —нейротизма.

Понятия экстраверсии — интроверсии были позаимствованы Г.Айзенком у К. Юнга.

Люди с высоким уровнем экстраверсии {экстраверты) ориенти­рованы в своих действиях на внешний мир. Они общительны, склонны к лидерству. Обычно они имеют активную и в целом оптимистическую жизненную позицию, трудно переносят оди­ночество, нуждаются в одобрении со стороны других людей.

Люди, тяготеющие к другому концу той же шкалы {интровер­ты), ориентированы в большей степени на свой внутренний мир. В поведении они проявляют себя как заторможенные, инертные, малообщительные, относительно пассивные и склонные к песси­мизму люди.

Вторая шкала определяется уровнем уравновешенности про­цессов возбуждения и торможения в ЦНС, прежде всего в лимбической системе. Эмоциональная стабильность наблюдается при хорошей уравновешенности. Она свойственна людям, устойчивым по отношению к внешним воздействиям, не склонным к беспо­койству и вообще бурным эмоциональным реакциям.

Нейротизм {эмоциональная нестабильность) является результа­том неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Это свойство проявляется в высокой чувствительности к любым воздействиям, эмоциональности, тревожности, склонности рас­страиваться по любому поводу.

Известно, что имеются корреляции между силой нервной сис­темы по возбуждению и экстраверсией, между уравновешенно­стью и стабильностью. Сангвиники — это стабильные экстравер­ты, холерики тоже экстраверты, но нестабильные. Флегматики и меланхолики — интроверты, но флегматики — стабильные, а меланхолики — нестабильные.

В.И.Моросанова (см.: Моросанова В. И., 1996) развивает тео­рии об индивидуальном стиле саморегуляции, который формиру­ется у каждого человека под влиянием многих факторов, важней­шими из которых являются особенности темперамента и собствен­но активность личности. Выделено шесть показателей, кото­рые описывают индивидуальные особенности само­регуляции человека в процессе любой активной деятельности.

Планирование (Пл) характеризует индивидуальные особенно­сти целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При вы­соком уровне развития планирования у человека есть потребность в осознанном планировании деятельности; планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и ус­тойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У лю­дей с низким уровнем планирования потребность в этом дей­ствии развита слабо, планы подвержены частой смене, постав­ленная цель редко бывает достигнута, планирование недействен­но, малореалистично. Такие люди предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамо­стоятельно.

Моделирование (М) характеризует индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних условий, значи­мых для достижения целей. Люди с высоким уровнем моделирова­ния способны вьщелять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Получае­мые результаты обычно соответствуют принятым целям. В услови­ях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие люди способны гибко изменять представление о значимых условиях и соответ­ственно программу действий.

У людей с низким уровнем моделирования эти процессы сфор­мированы слабо, что приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, которая проявля­ется в фантазировании, обычно сопровождающемся резкими пе­репадами отношения к развитию ситуации и последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в опре­делении цели и программы действий, адекватных текущей ситуа­ции. Они не всегда замечают изменение ситуации, что также час­то приводит к неудачам.

Программирование (Пр) характеризует индивидуальный уро­вень развития осознанного программирования своих действий. Высокий уровень программирования проявляется тогда, когда у человека имеется развитая потребность продумывать способы и последовательность своих действий и поведения для достижения намеченных целей, которые гибко изменяются в новых обстоя­тельствах и устойчивы в ситуации помех.

Низкий уровень программирования свидетельствует о неуме­нии и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, час­то сталкиваются с неадекватностью полученных результатов це­лям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, часто действуют путем проб и ошибок.

Оценивание результатов (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки человеком себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокий уровень развития спо­собности к оцениванию результатов свидетельствует о развитости и адекватности самооценки, сформированное™ и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения резуль­татов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий.

При низком уровне развития способности к оцениванию ре­зультатов человек склонен не замечать своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недоста­точно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества ре­зультатов при увеличении объема работы, а также состояния че­ловека или возникновению внешних трудностей.

Гибкость (Г) характеризует уровень сформированности регу-ляторной гибкости, т. е. способности перестраивать систему само­регуляции при изменениях внешних и внутренних условий. Люди с высоким уровнем развития гибкости демонстрируют пластич­ность всех регуляторных процессов. При возникновении непред­виденных обстоятельств они способны быстро оценить изменение значимых условий, легко перестраивают планы и программы ис­полнительских действий и поведения. При рассогласовании полу­ченных результатов с принятой целью своевременно оценивают ситуацию и вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска.

Люди с низким уровнем развития гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене ее образа и об­становки. У них неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Самостоятельность (С) характеризует степень развитости ре-гуляторной автономности. Высокий уровень развития самостоя­тельности выражается в способности самостоятельно планировать, организовывать и контролирова гь деятельность и поведение. Низ­кий уровень развития самостоятельности выражается в зависимо­сти человека от мнений и оценок окружающих. Планы и програм­мы действий разрабатываются им несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам и нуждаются в посто­ронней помощи.

Общий уровень саморегуляции (ОУ) характеризует общий уро­вень сформированности индивидуальной системы осознанной са­морегуляции произвольной активности человека. Для людей с высоким общим уровнем саморегуляции характерна осознанность своих действий. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами деятельно­сти и формами поведения, увереннее чувствует себя в незнако­мых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах де­ятельности.

У людей с низким общим уровнем саморегуляции потребность в осознанном планировании и программировании своего поведе­ния не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных в данных условиях личностных особенностей снижена. Успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зави­сит от соответствия имеющихся у них стилевых особенностей ре­гуляции и требований конкретного вида активности.

Исследования показали, что между группами экстравертов и интровертов имеются значимые различия по всем показателям саморегуляции (см.: Моросанова В.И., 1996).

У экстравертов стилевые особенности саморегуляции характе­ризуются более высокой сформированностью процессов модели­рования, гибкостью и самостоятельностью, чем у интровертов. Иначе говоря, экстраверты способны быстро сопоставить изме­няющиеся текущие события с заранее поставленной целью, са­мостоятельно принять решение и адекватно среагировать. Деталь­но планировать свое поведение заранее они не склонны.

Интроверты значимо превосходят экстравертов в развитости уровня планирования и программирования. Это значит, что они не рассчитывают на скорость и гибкость своих реакций, предпо­читая планировать свои действия заранее и программировать спо­собы действий при разных вариантах развития ситуации. Резкие, незапланированные изменения ситуации вызывают у них затруд­нения.

У нейротиков по сравнению с эмоционально стабильными отмечается более высокий уровень планирования, но более низ­кий общий уровень осознанной саморегуляции. Иначе говоря, нейротики предпочитают планировать свои действия заранее, но в то же время при принятии решений и выборе конкретных форм поведения они зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.