КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О профессионально важных качествах менеджера
Психодиагностика в оценке персонала. Понятие ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО Каждый менеджер стремится к повышению эффективности своей деятельности и укреплению авторитета. Поэтому он заинтересован в такой информации, которая дала бы возможность узнать свои особенности в сравнении с другими, более эффективно использовать свои положительные и нейтрализовать отрицательные качества. Руководитель, кроме того, заинтересован в аналогичной информации о своих подчиненных. Информацию подобного рода позволяют получить специальные, прежде всего психологические, исследования. В США и Западной Европе, а в последние годы и в России получает распространение ассесмент-центр — метод комплексной оценки персонала, основанный на использовании системы взаимодополняющих методик для изучения реального рабочего поведения и потенциала сотрудников фирмы с учетом особенностей требований конкретных должностей (см.: Практикум по психологии менеджмента..., 2003). Эта оценка производится с помощью следующих трех групп методов. 1. Методы анализа прошлого поведения — интервью, тесты стиля профессионального поведения и решения проблем (некоторые из них приведены ниже в этой главе), экспертные оценки коллег. 2. Собственно психодиагностические методы исследования индивидуальных особенностей: личностные тесты (некоторые из них приведены ниже, в гл. 6), тесты интеллекта, интересов, достижений, которые позволяют составить более или менее вероятный прогноз будущего поведения человека. 3. Методы исследования актуального поведения в реальной деятельности и в специально созданных условиях тренинга: наблюдения и экспертные оценки. Работа ассесмент-центра предполагает анализ требований, которые предъявляет к человеку каждая должность в фирме, для того чтобы эффективность его профессиональной деятельности была максимальной, а она состоит не только в достижении им необходимых производственных и качественных показателей, но и в рациональном использовании ресурсов — как явных, материальных, так и психологических. Эффективность работы оценивается прежде всего по результату, а также в соответствии с его материальной и психологической «ценой», а потому не сводится к производительности или объему работы. Случается, что человек работает с высокой производительностью и затратой сил, но результат неприемлем: брак, необходимость доработок на производстве; «активные» бездельники вместо менеджеров; студент, который учил, но не может ответить и получает низкую оценку, и т.п. На эффективность деятельности работника влияет ряд факторов, которые хотя бы частично могут быть выявлены с помощью психодиагностических методов (см.: Магура М.И., Курбатова М.Б., 2003). Рассмотрим их подробнее. 1. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к уровню развития тех или иных способностей — определенных форм восприятия (например, музыкального слуха или цветного зрения), а также некоторых других индивидуальных характеристик: скорости реакции, объему и распределению внимания, координации движений, объему памяти, интеллекту, эмоциональной устойчивости. Профессия менеджера не предъявляет экстремальных требований к какой-либо способности, хотя, безусловно, менеджер должен быть внимательным, иметь хорошую память, обладать достаточно высоким уровнем интеллекта и эмоциональной устойчивостью. В частности, тесты интеллекта хорошо разработаны и довольно часто используются, но их прогностическая ценность для определения успешности молодого специалиста-менеджера не очень велика, поскольку для получения специального образования уже требуется наличие определенного уровня интеллекта и других познавательных способностей. 2. Личностные и деловые качества. Личностные ценности, ответственность, исполнительность, настойчивость, инициативность и др. — эти качества, обычно вполне сформированные у взрослых людей, во многом определяют успешность менеджера. Значительная часть личностных качеств может быть определена с помощью специального тестирования. Некоторые деловые качества более достоверно выявляются только с помощью экспертной оценки или наблюдения при проведении тренингов и деловых игр. 3. Мотивация — наиболее значимые потребности и ценности работника, которые удовлетворяются (или не удовлетворяются) в процессе работы в данной организации, а также заинтересованность в сохранении своего рабочего места — также влияет на эффективность работы. Сведения о мотивации могут быть получены с помощью тестирования (см. далее в 5.3) и интервью. 4. Отношения с другими сотрудниками данной фирмы — руководителями, подчиненными, товарищами по работе — оказывают влияние как на эффективность самой работы, так и на ее экспертную оценку. Соответствующая информация может быть получена с помощью интервью и частично тестирования личностных качеств, таких, как общительность и стиль общения. 5. Другие важные факторы эффективности работы, которые анализируются в ассесмент-центре с помощью интервью, экспертных оценок, анализа документов и других методов, — понимание своей рабочей роли, трудовая этика и мораль, профессиональные знания и навыки, состояние здоровья, отношение к работе сотрудника в данной фирме со стороны членов его семьи и знакомых. Комплекс консультативных работ ассесмент-центра в фирме включает в себя выбор и проведение адекватных методов диагностики; на основе полученных результатов — составление плана карьерного продвижения имеющихся сотрудников и набора новых; при необходимости — планирование и проведение специальных тренингов. Однако результативность консультативной деятельности психологов может оказаться гораздо ниже ожидаемой, поскольку обычно менеджеры, особенно руководители, весьма неохотно соглашаются на проведение тестирования (даже психологом), не говоря уже о работниках кадровых служб. В то же время у всех существует потребность иметь объективную информацию о себе. Разрешить это противоречие возможно посредством исследования самооценки с помощью психодиагностических тестов. Самооценка, являясь источником критической информации, способствует активизации самовоспитания и саморазвития, позволяя более целенаправленно использовать и при необходимости корректировать личные качества, избавиться от чувства неизвестности и постепенно преодолеть психологический барьер по отношению к тестам. Благодаря тестированию менеджер имеет возможность: - сравнить себя, т.е. некоторые свои качества и личностные особенности, с аналогичными характеристиками «идеального» руководителя, а также других людей и определить, что даст возможность наметить ориентиры для самосовершенствования; - выявить и более эффективно использовать свои положительные качества, что формирует уверенность в себе. Специальные исследования психологов и опросы экспертов (успешных предпринимателей и менеджеров) показали, что основные личностные факторы, способствующие деловому успеху, таковы (располагаются по степени важности). 1. Преобладание мотивации достижения, четкое представление о своих целях, желание добиться успеха и как следствие — активность, инициативность, раскованность, настойчивость. 2. Определенный уровень интеллекта, адекватная самооценка, предприимчивость, умение анализировать ситуацию и предвидеть ее развитие. 3. Сочетание противоположных морально-нравственных качеств: отсутствие морально сдерживающих стереотипов и умение подчиняться правилам, эгоистичность и альтруизм и т.п. 4. Саморегуляция поведения в различных ситуациях, способность выбрать адекватную линию поведения, в том числе быстрота реакции и находчивость. 5. Хорошо развитые коммуникативные способности — умение общаться, нравиться, убеждать. 6. Соответствующие профессиональные навыки и знания, умение и желание постоянно учиться, профессиональное таорчество, коммерческая хватка. Эти группы психологических качеств являются профессионально важными для менеджеров. Ниже приводится ряд тестов-опросников, предназначенных для диагностики или самодиагностики некоторых качеств индивидуальной структуры мотивации, а также принципов организации поведения и решения специфических проблем, важных для менеджера. Те же или аналогичные методы применяются и в работе ассесмент-центра. Выбор методик не является случайным: каждая из них базируется на определенной психологической теории и используется в практике кадрового менеджмента.
ГЛАВА 6
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |