Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика развития уровня воображения дошкольников




Диагностика уровня развития опосредованного запоминания у детей

дошкольного возраста (после 5 лет, индивидуально)

Название методики: «Пиктограмма»

Цель: выявить уровень развития опосредованного запоминания дошкольников

Оборудование: лист А4, простой карандаш

Инструкция: Сейчас я буду говорить тебе разные слова, ты должен постараться их запомнить, но слов будет много и просто так их запомнить трудно. Поэтому чтобы запомнить каждое слово ты можешь нарисовать какую-нибудь картинку. Не нужно рисовать хорошо. Нужно чтобы ты по картинке смог


вспомнить слово. Слов будет много и все рисунки должны уместиться на одной стороне. Слова и словосочетания 12 шт: веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, развитие, строгая воспитательница, теплый ветер, слепой мальчик, обман, болезнь, расставание (разлука), страх, веселая компания.

Педагог, наблюдающий за работой ребенка должен внимательно смотреть, где и какая картинка нарисована. После того как ребенок нарисовал нужно его занять на 15 минут, потом спросить какое слово ты нарисовал показывая на картинку?

Интерпретация: низкий уровень - отказ от части слов, зарисовал все слова, но воспроизводит меньше половины. Рисунки не служат средством решения задачи. Наличие подмен слов, тогда надо уточнить. Средний уровень – ребенок кодирует почти все слова, 2-3 отказа (чаще слова: развитие, обман и др.), ребенок может не вспомнить 3-4 из 12 слов. Одна, две подмены слов. Высокий уровень – ребенок подменяет 1-2 слова, остальное выполняет точно.

Признаки тревожности: ребенок переспрашивает, дает двойные обозначения (2 рисунка), после рисунка ставит точку, рисунки отделяет палочкой друг от друга, линии прерывистые, наличие штрихов.

Признаки аутичности: ребенок каждый рисунок обводит в рамочку.

Признаки стеничности или астеничности: в начале рисунки нормального размера в конце линия слабеет, и рисунки становятся все меньше и меньше.

Проявления уровня организации деятельности: если ребенок организован – тогда все рисунки располагаются в строчку или в столбик; если неорганизован – рисунки располагаются хаотично.

Наличие «болевых точек» ребенка: если слова вызывают болезненные реакции, меняется нажим карандаша. Рисунки более жирные, закрашенные, увеличивается латентный период, происходит забывание слов.

 

 

Название методики: «Дорисовывание фигур»

Цель: определение уровня воображения, способности создавать оригинальные образы

Оборудование: используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два разнозначных комплекта таких фигурок. Простой карандаш.

Инструкция: Инструкция: во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время второго обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задания, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Интерпретация: для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей. Низкий уровень выполнения задания - Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень - Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше ил ниже среднего.

Высокий уровень - Кор выше среднего по группе на 2 и более балла. Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания. Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1 -2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

 

7. Диагностика на выявление особенности восприятия и переживания ребенком

внутрисемейных отношений

(Беляускайте Р.Ф.)

 

Название методики: «Кинетический рисунок семьи»

Цель: выявить особенности восприятия и переживания ребенком внутрисемейных отношений.

Материал и оборудование: для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердостью 2М) и ластик.

Инструкция:

- «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем- либо заняты».

На все уточняющие вопросы отвечать, без каких - либо указаний, например, «можешь рисовать, как хочешь». Понятие «семья» не пояснять: - «Нарисуй так, как ты это понимаешь».

Во время рисования записывать все спонтанные высказывания ребенка. Отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводить беседу по следующим вопросам:

кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

где работают или учатся члены семьи;

как в семье распределяются домашние обязанности;

каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

Интерпретация:

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между разными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой между ними.

Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру своего любимого члена семьи. И, наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому- либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка.

 

8. Диагностика на определение значимого круга общения ребенка 3-5 лет

(А.Л.Венгер)

 

Название методики: «Два дома»

Цель: определить круг значимого общения ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаш (фломастер).

Ход: сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. -«А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом» (рисую на глазах у ребенка красный дом, еще и еще подчеркиваю его привлекательность).

-«А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (около дома записываю имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй кого хочешь!» (когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, записываю новое имя и как можно более нейтрально интересуюсь, а кто это? Записываю 2- 3 новоселов в красный дом, рисую рядом еще один дом - черный, но не как его не характеризую.

Может быть кого- то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было, где жить». Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждаю:

«Что же этот домик так и будет стоять пустой?». После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то можно спросить о нем впрямую: «Ой, а воспитателя мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где- то жить?!».

Результаты интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей, младшего брата или сестру, учительницу, попадут ли в число новоселов одноклассники и другие сверстники.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.