Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 15. Особенности организации разных видов массовых опросов




Поллинги и социологические исследования. Происхождение понятий «поллинг» и «полстер» и их определение. Критерии отличия поллингов от социологических исследований. Точки зрения на проблему В. Оссовского и А. Вишняка.

Специфика организации поквартирных опросов. Проблема формирования выборки: случайная или кластерная. Проблема выбора улиц и домов. «Шаг» при опросе (в частном секторе, в многоквартирных домах). Выбор времени опроса. Проблема возможности попадания интервьюера в подъезд (домофоны, закрытые подъезды и т.п.). Обеспечение безопасности интервьюеров. Достоинства: возможность построения точной выборки, глубокого изучения проблемы и контроля качества работы интервьюеров. Недостатки: отсутствие анонимности, относительная сложность и дороговизна проведения опроса. Возможности обеспечения анонимности ответов респондентов при поквартирном опросе.

Особенности организации уличных экспресс-опросов. Зависимость от времени года и погодных условий. Небольшая продолжительность интервью. Проблема контроля качества работы интервьюеров: варианты решения. Проблема выбора точек опроса: варианты решения. Проблема выбора времени опроса (выходные дни, нерабочее время, светлое время суток). Принципы отбора респондентов и проблема фиксации количества отказов. Основные причины отличия результатов уличных и поквартирных опросов (доля отказов, различные категории респондентов, ответы «активистов»). Основные достоинства: анонимность, оперативность, относительная дешевизна проведения опроса. Недостатки: «перекосы» в выборке, опасность фальсификаций.

Особенности организации экзит-поллов. Принципы отбора избирательных участков, на которых будут производиться опрос. Проблемы продолжительности интервью и «шага» при отборе респондентов. Необходимость обеспечения анонимности. Проблемы обеспечения постоянного нахождения интервьюеров возле участков, работы по сменам и оперативной передачи данных. Необходимость информирования о работе председателя избирательной комиссии. Влияние уровня избирательной активности на результаты экзит-поллов, методика определения уровня явки на выборы по итогам экзит-полла. Проблема качества работы интервьюеров. Необходимость представления общих итогов к моменту закрытия участков.

Специфика организации телефонных, прессовых и интернет опросов. Проблема получения целостной базы данных телефонных абонентов. Перекос выборки из-за не полной телефонизации всех респондентов (отсутствия у всех респондентов стационарных телефонов). Проблема отказов при телефонных опросах. Достоинства: дешевизна, оперативность. Недостатки: изначальные перекосы в выборке, высокая доля отказов, отсутствие анонимности. Особенности организации прессовых опросов и проблема возврата заполненных анкет. Интернет-опросы как методика зондажного исследования, проблема повышения качества опросов, проводимых с помощью интернет.

Вопросы семинарского занятия:

1. Поллинги и социологические исследования.

2. Специфика организации поквартирных опросов.

3. Особенности организации уличных экспресс-опросов.

4. Особенности организации экзит-поллов.

5. Специфика организации телефонных, прессовых и интернет опросов.

 

Вопросы для обсуждения:

· Стоит ли так принципиально противопоставлять друг другу «поллинги» и «социологические исследования», как это делает В. Оссовский?

· Как вы считаете, какой из типов массового опроса позволит получить наиболее репрезентативную информацию в современных украинских условиях?

· А какой из типов опроса наиболее оптимален в плане соотношения цены и качества в современных украинских условиях?

· Основные трудности проведения поквартирных, уличных и телефонных опросов, а также экзит-поллов в современной Украине.

· Как обеспечить максимальную анонимность ответов респондентов при разных типах опросов и стоит ли это делать?

 

Возможные темы рефератов и индивидуальных творческих заданий:

· Принципиальные отличия друг от друга «поллингов» и «социологических исследований» и стоит ли делать акцент на отличиях?

· Специфика организации экзит-поллов в том числе в современных украинских условиях.

· Специфика организации одного из видов массового опроса в современной Украине.

· Национальные особенности (проведения) массовых опросов (на примерах разных стран).

· Особенности проведения массовых опросов в современной Украине и чем обусловлены эти особенности.

 

Учебная литература:

1. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. – М.: Весь мир, 1997. – С. 183 – 223. // socioline.ru/node/780

2. Паніна Н.В. Проект дослідження // Технологія соціологічного дослідження. Курс лекцій. Навч. посібник. – К.: Наукова думка, 1996. – С. 14 – 21.

3. Бабосов Е.М. Опрос как метод сбора первичной социологической информации // Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – С. 361 – 384.

4. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учеб. пособие для гуманит. (несоциол.) специальностей / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – С. 52 – 65 с.

5. Бутенко И.А. Содержание и этапы организационной работы // Организация прикладного социологического исследования. – М.: Тривола, 1999. – С. 53 – 55.

6. Сикевич З.В. Этапы исследования. Основные виды опроса // Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – С. 32 – 45, 85 – 114.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2003. – С. 228 – 233.

8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987. – С. 130 – 132.

 

Рекомендованная дополнительная литература:

· Винославская С. Exit-poll: методика исследования в оперативном режиме / С. Винославская, Н. Чурилов // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2008. – № 1. – С. 189-196. http://www.ecsocman.edu.ru/text/26429031

· Мищенко М. Применение уличных опросов в исследованиях электоральных ориентаций // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2006. – № 1. – С. 88-109. http://www.ecsocman.edu.ru/text/33518202

· Юдина Е.Н. Интерактивные опросы в теле- и радиоэфире: разработка сценария деловой игры // СоцИс. – 2005 – № 1. – С. 114-117. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18657303.html

· Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования // СоцИс. – 2001. – № 9. – С. 115-122. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18022283.html

· Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах // СоцИс. – 2000. – № 10. – С. 118-124. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18760856.html

· Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов // СоцИс. – 2000. – № 8. – С. 98-109. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18468216.html

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.