КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия
Валидность или обоснованность всякой процедуры измерения состоит в однозначности (устойчивости) получаемых результатов относительно измеряемых свойств объектов, т. е. относительно предмета измерения. В психофизике физические стимулы достаточно однозначно детерминируют измеряемые свойства ощущений, в психодиагностике связь может быть сложнее. Надежность необходимое, но не достаточное условие валидности. Валидность≤надежность. Повышение надежности не обязательно повышает валидность. Если тест измеряет область поведения, которая складывается из различных феноменов, то содержательная валидность теста автоматически требует представленности в нем моделей всех этих феноменов. Содержательная валидность — взяв глобальное понятие «речевая способность», необходимо рассматривать такие независимые 27 навыки, как навыки письма и чтения. Заботясь о содержательной валидности, в тест нужно вводить задания на проверку обоих этих качеств. Вводя разнородные пункты и субъекты, сокращают внутреннюю согласованность, одномоментную надежность, но повышают валидность. Психодиагност должен избегать излишней согласованности. Содержательная валидность устанавливается за счет экспертов. Эмпирическая валидность измеряется с помощью статистического коррелирования: подсчитывается корреляция двух рядов значений — баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия. Такими показателями могут быть «успеваемость», «производительность труда», «текучесть кадров», «совместимость», «срабатываемость коллектива», «преступность». Пытающийся скоррелировать результаты теста с этими показателями психолог решает сразу две задачи: задачу измерения валидности и задачу измерения практической эффективности своей психодиагностической программы. Если получается значимый коэффициент корреляции, то решены сразу две эти задачи. Если корреляция не обнаружена, то остается неопределенность: либо невалидна сама процедура, либо неверна гипотеза о причинно-следственной связи. На практике от психодиагноста ждут вмешательства — отбор кадров, обучение, консультирование и т. п. Повышение показателей доказывает эффективность самого вмешательства. Неопределенность делает невозможным отделить неэффективность вмешательства от низкой валидности диагностики. Процедура эмпирической валидизации. Если критерий — событие в прошлом, то применяется метод контрастных групп. Коррелирование с суммарным баллом по тесту оценивается с помощью бисериального коэффициента. Где ∑ x * — сумма финальных баллов тех индивидов, которые дали утвердительный ответ на i-тый пункт теста (решили i-тую задачку); Sx — стандартное отклонение для суммарных баллов всех индивидов из выборки; 28 — стандартное отклонение по i-тому пункту; x̄ — средний балл по всем пунктам. Если критерий Y будущее событие, то выборка должна быть составлена с запасом (проспективная валидизация). Проспективная валидизация выявляет прогностическую эффективность диагностической процедуры. Конструктивная валидность. Новый тест сравнивают со старым, апробированным тестом с известной валидностью. В этом случае психодиагност может сформулировать ряд предсказательных гипотез о том, как будет новый тест коррелировать с другими тестами, измеряющими родственные характеристики испытуемых. Подтверждение гипотез указывает на валидность выдвигаемого конструкта, т. е. на конструктную валидность. Конвергентная и дискриминантная валидность. Соответствие пунктов теста измеряемому фактору обеспечивает конвергентную валидность. Сбалансированность пунктов теста относительно иррелевантных факторов обеспечивает дискриминантную валидность. Валидность целого теста зависит от валидности входящих в него пунктов. Максимальная валидность достигается за счет отбора таких пунктов из пилотажной батареи, которые, обладая значимой корреляцией с критерием, минимально коррелируют между собой. Отбор пунктов именно по критерию валидности обеспечивает максимальную прагматическую эффективность теста. Такой отбор можно произвести, рассчитывая бисериальную корреляцию критерия с каждым пунктом из пилотажной батареи.
Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений и есть достоверность теста. Особенно остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа. Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках шкал лжи. Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные «ловушки», направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент «ноу-хау» (информационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста. Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь полезно различать две диагностические ситуации: консультативную (ситуация клиента) и аттестационную (ситуация экспертизы). Психологические факторы, от которых зависит достоверность самоотчета, условно можно сгруппировать в следующие классы: · Факторы знания. · Фактор социальной желательности. · Факторы индивидуальной тактики. Фактор социальной желательности обозначает тенденцию испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию. Сила этой тенденции зависит как от общей внеситуативной установки испытуемого на морализацию «Я-образа» и социальную успешность, так и от того, насколько эту установку актуализирует сама ситуация тестирования. Однако эта тенденция не будет давать систематического искажения, если испытуемые не смогут разгадать направленность теста-опросника и связать диагностируемое свойство с тем или иным полюсом социальной желательности. Таким образом, действие этого фактора до некоторой степени опосредовано действием факторов знания. Однако при диагностике личностных свойств, тесно связанных с психической «нормальностью» или «социальной успешностью», фактор социальной желательности ответа обусловливает очень серьезные искажения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |