КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Корни привязанности
С чего начинается привязанность ребенка к матери? Еще около сорока лет назад было широко распространено убеждение в том, что любовь к матери обусловлена тем, что она удовлетворяет базовые биологические потребности ребенка: дает ему пищу, тепло, защиту, облегчает боль. Наиболее известная версия этой теории принадлежит Зигмунду Фрейду, который объяснял детский страх перед отсутствием матери тем, что ребенок боится остаться без еды. Так как эта теория рассматривает мать в качестве вместилища для пищи (неважно, кормит ли она дитя грудью или из бутылочки), ее назвали буфетной теорией любви к матери1. Теория привязанности Боулби Существует несколько оснований для критики буфетной теории. Одно из них — тот факт, что младенцы часто проявляют большой интерес к тем людям, которые не ассоциируются у них с приемом пищи. Например, детям приятно, когда их обнимают, когда им улыбаются или с ними играют, и нет ни малейших доказательств того, что дети наслаждаются игрой в прятки только потому, что она как-то связана с едой. Подобные факты заставили британского психоаналитика Джона Боулби предположить, что социальное взаимодействие необходимо детям само по себе. По мнению Боулби, младенцы привязываются к матери не ради пищи или тепла. Причина в том, что они обладают врожденной со- 1 См.: Bowlby J. Attachment and loss. N. Y.: Basic Book, 1969. Vol. 1. Attachment; Bowlby J. Separation and loss. N. Y.: Bassic Book, 1973. Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 15 циальной потребностью, стремлением к прямому контакту со взрослым (обычно с матерью). У контакта матери и ребенка много граней. Дети наслаждаются общением с ней и быстро начинают узнавать голос своей мамы и даже ее запах1. Довольный ребенок смотрит умиротворенно, гукает от удовольствия и примерно в возрасте шести недель в первый раз улыбается полноценной социальной улыбкой. Когда дети подрастают и приобретают некоторый локомоторный контроль, они делают все, чтобы оказаться в компании взрослых, — просительно улыбаются маме или папе, тянутся или ползут по направлению к ним2. Однако для Боулби подобное поведение мотивировано не только удовольствием от контакта, но и врожденным страхом незнакомого и непривычного, который заставляет большинство детенышей млекопитающих и птиц стремиться к знакомому объекту, чаще всего — к матери. И мать не просто знакома детенышу. Она обладает определенными стимульными свойствами, значимыми для юных особей ее вида: если это утка, то она крякает, если макака-резус, то она покрыта шерстью. Боулби считает, что врожденный страх непривычного ценен с точки зрения выживания. Для детенышей, у которых он отсутствует, возрастает вероятность отбиться от матери, потеряться и погибнуть. В частности, они могут стать жертвой хищников, которые обычно нападают на слабых и отбившихся от стаи особей. Конечно, детеныши большинства животных «не знают в лицо» возможных хищников, поэтому их врожденный страх генерализован. По этой причине в отсутствие матери даже слабая внешняя угроза становится для ребенка огромной; повышенная потребность в утешении заставляет его отчаянно плакать и цепляться за мать в темноте или во время грозы. Это тенденция искать защиты у родителей настолько сильна, что проявляется даже тогда, когда угроза исходит от самих родителей. Дети, которых сурово наказывают, привязываются к своим родителям еще сильнее. Родители вызывают страх, но они же могут утешить. То же происходит с собакой, которая «бьющую руку лижет». Наказание для собаки связано с болью и страхом, но облегчить его может только хозяин. Похожий феномен известен под названием стокгольмского синдрома суть которого в следующем: заложники романтически привязываются к 1 См.: MacFarlane A. Olfaction in the development of social preferences in the human 2 См.: Campos J.J., Barrett K.C., Goldsmith H.H. et al. Socioemotional development // 16 Тема 14. Развитие личности человеку, который их захватил. То же происходит и в случае домашнего насилия, когда жертва защищает своего мучителя, отказываясь подать иск против него или давать соответствующие показания1. Комфорт, а не буфет. По мнению Боулби, именно страх незнакомого является основой привязанности. Естественно, мать дает пищу и тепло, но для формирования привязанности важнее даруемые ею чувства безопасности, комфорта и защиты. Данные известного исследования, проведенного Харри Харлоу (1905 — 1981), подтверждают точку зрения Боулби. Харлоу растил новорожденных макак-резусов без участия матери. Каждая обезьянка жила в клетке, где находились два устройства, имитирующих мать. Одна из моделей была сделана из проволоки, другая — из мягкой махровой ткани. Проволочная «мама» была снабжена соской, через которую подавалось молоко, а у мягкой «мамы» такого приспособления не было. Несмотря на это, обезьянки проводили гораздо больше времени с мягкой моделью, чем с проволочной. Разница особенно бросалась в глаза, когда маленькие резусы бывали напуганы. Если в клетку запускали механическую игрушку и та с лязганьем приближалась к обезьянке, обезьянка, не раздумывая, бросалась к мягкой «маме» и крепко хваталась за нее всеми четырьмя лапами. Махровая модель была сделана таким образом, чтобы за нее можно было схватиться, и именно она давала обезьянкам то, что Харлоу назвал «комфортом от контакта» <...>. В то лее время обезьянки никогда не искали утешения у проволочной «мамы», хотя она и была для них источником пищи: результат, который прямо противоположен концепции «буфетной теории»2. Следовательно, эти макаки любили свою маму (настоящую или махровую) не за то, что она их кормит, а за то, что с ней комфортно. В природе маленькие макаки хватаются за шерсть матери и прижимаются к ней при малейшей тревоге; в эксперименте Харлоу махровая ткань, безусловно, больше напоминала мех, чем проволока. Важна ли в такой же степени комфортность от контакта для человеческих младенцев, пока не ясно, но, скорее всего, она играет определенную роль. Напуганные дети бегут к маме и крепко обнимают ее точно так же, как юные макаки <...>. У младенцев даже есть такие же рефлексы хватания и прижимания, как у обезьянок, хотя их мамы не обладают мехом, за который можно было бы ухватиться. Дети предпочитают приятные на ощупь мягкие игрушки, например, плюшевых мишек, и когда они чем-то напуганы, то крепко сжимают их в объятиях. Можно ли считать эти игрушки человеческим аналогом «мягкой мамы» из эксперимента 1 См.: Auerbach S.M., Klesler D.J., Strentz Т., Schmidt JA. and others. Interpersonal 2 См.: Harlow H.F. The nature of love // Amer. Psychologist. 1958. 13. P. 673-685. Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 17 Харлоу? Возможно, да, но уж конечно не из-за того, что они напоминают ребенку материнскую грудь или бутылочку с молоком. Импринтинг и привязанность Похоже, маленькие обезьяны запрограммированы на поиск знакомых объектов. Подобное программирование можно встретить и у представителей других видов. Рассмотрим феномен импринтинга у птиц, подробно изученный австрийским этологом Конрадом Лоренцем. Импринтинг — это разновидность обучения, которое происходит в онтогенезе очень рано и является у птиц основой формирования привязанности к матери. Как только утенок начинает ходить (приблизительно через 12 часов после того, как вылупится), он следует за любым движущимся стимулом. После того как он проследовал за этим объектом около 10 минут, привязанность сформирована. Импринтинг свершился, и теперь птица будет продолжать следовать за этим объектом, демонстрировать недовольство, если ее с ним разлучат, и стремиться к нему, когда она напугана. В природе первым движущимся стимулом, который видит утенок, является его мать. В этом случае привязанность формируется нормально. Но привязанность может быть сформирована и к любому другому объекту — случайно или в результате намеренных действий экспериментатора. (Ситуация напоминает колдовство в волшебных сказках, где ведьма говорит: «Ты влюбишься в первого же мужчину, которого встретишь завтра». Если заколдованной девушке повезет, то это будет прекрасный принц. Однако иногда судьба не столь благосклонна к ней.) В экспериментах утятам показывали игрушечную утку на колесиках; прямоугольник, движущийся взад-вперед за стеклянной дверью; и даже ноги Конрада Лоренца, обутые в сапоги <...>. Во всех случаях результат был одним и тем же. У утят формировался импринтинг на игрушечную утку, прямоугольник или Лоренца; они следовали за ним как за мамой-уткой и жалобно крякали, когда его не было рядом1. Механизм импринтинга проявляется в определенный период жизни животного. У утят этот период составляет около 2-х дней и максимальная восприимчивость (сенситивность) проявляется через 15 часов после появления на свет2. По окончании этого периода импринтинг сформировать уже сложнее (рис. 1). На протяжении многих лет исследователи называли его критическим периодом импринтинга. Современные ученые предпочитают термин сенситивный период, чтобы подчеркнуть тот факт, что даже по окончании этого периода импринтинг по-прежнему возможен, хотя и не с такой легкостью. <...> 1 См.: Hess Е.Н. Imprinting // Science. 1959. 130. P. 133-141; Hess E.H. Imprinting: 2 См.: Hess E.H. Imprinting // Science. 1959. 130. P. 133-141. :!ак. 1664 Тема 14. Развитие личности
Существует ли импринтинг у людей? Анализируя открытия, сделанные в экспериментах над животными, некоторые исследователи задавались вопросом, нет ли и у детей такого же сенситивного периода сразу после рождения, на протяжении которого у них бы формировалась привязанность к матери1. В таком случае обычай отделять новорожденных от матерей в родильных домах и передавать их на попечение няни (что раньше происходило со всеми, а теперь делается только для недоношенных детей и других детей из «группы риска») может оказаться пагубным. Однако это предположение не подтвердилось: исследования, в которых сравнивались дети, имевшие контакт с матерью сразу после рождения, и те, которые его не имели (из-за осложнений у матери или у самого ребенка), не доказали существования сенситивного периода у новорожденных. Напротив, было показано, что нормальная привязанность может сформироваться и позже3.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |