Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по самостоятельной работе над темой




Теории психоанализа

Прикладна соціологія: навчально-методичний посібник

Навчальне видання

 

для студентів вузів

 

Укладач:

Черкашин К.В., к.політ.н., доцент кафедри політології

 

____________________________________________________________________

Підписано до друку 26.01.2011 р. Формат 60х84/16. Папір типографський.
Офсетний друк. Умовн. друк. арк. 2,79. Тираж 300 прим. Замовлення №260111/212

____________________________________________________________________

Видавництво Донецького національного університету,

83001, м.Донецьк, вул. Університетська, 24

Надруковано: Центр інформаційних комп’ютерних технологій

Донецького національного університету

83001, м.Донецьк, вул. Університетська, 24

Свідоцтво про держреєстрацію:

серія ДК №1854 від 24.06.2004 р.

 

 

При самостоятельном изучении этой темы необходимо обратить

внимание на тот факт, что основателем школы психоанализа считает-

ся австрийский ученый Зигмунд Фрейд. По его собственным словам,

он первым проник в «преисподнюю психики». В противоположность

господствовавшему в XIX веке взгляду на человека как на существо

разумное и осознающее свое поведение, Фрейд выдвинул теорию о

том, что люди находятся в состоянии беспрестанной борьбы между

непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Результата-

ми этой борьбы являются человеческие поступки. Поведение челове-

ка не может быть произвольным или случайным, оно контролируется

неосознаваемыми психологическими конфликтами.

При самостоятельном изучении этого раздела обратите внимание

на психоаналитический подход Фрейда, который подчеркивает важ-

ность:

1. раннего детского опыта (отношений с родителями, психиче-

ских травм в детстве);

2. различных уровней сознания и влияния бессознательной пси-

хической деятельности на поведение;

3. понимания «целостной» личности в совокупности с ее про-

шлым.

Ранний детский опыт Фрейд рассматривал как фактор первосте-

пенной важности в понимании взрослой личности. Он описывал раз-

витие всех индивидов как процесс, который условно делится на сле-

дующие стадии: оральная, анальная и фаллическая.

Эти изменения, по Фрейду, важны особенно в тех случаях, когда

конфликты слишком травмируют ребёнка, что может привести к

«фиксации» (закреплению) отрицательных эмоций. Это значит, что

проблемы, ассоциируемые с определённой стадией, могут проявиться

позже – во взрослой жизни.

Изучая эту тему важно понять, что структура личности развива-

ется по мере прохождения ребенком новых стадий жизни. Каждая

стадия характеризуется внутренней борьбой между тремя состав-

ляющими личности: сознательное – Суперэго («сверх-Я»), подсозна-

тельное – Эго (Я) и бессознательное – Ид (оно).

Суперэго представляет собой мораль личности, основой которой

является сначала мораль родителей, затем - учителей и авторитетов.

Принимая на себя функции нравственного сознания, Суперэго

оценивает поведение личности с точки зрения «добра» и «зла».

Антиподом Суперэго выступает Ид. Ему Фрейд отводит особую

роль. По мнению ученого, бессознательное служит источником всех

психических сил и энергии личности. Оно (Ид) – «кипящий котел»

инстинктов, страстей, влечений, на основе которых формируются

эмоциональные переживания, и даже комплексы, например извест-

ный эдипов комплекс.

Между сознательным и бессознательным находится третий эле-

мент структуры личности – Эго (Я).

По своему содержанию он включает в себя, прежде всего психи-

ческие процессы мышления и памяти, в результате которых происхо-

дит отбор и сортировка желаний, влечений, «бессознательного» в со-

ответствии с реалиями «внешнего» мира.

Основная функция Эго – поддерживать равновесие между Ид и

Суперэго. Если Эго сильное, оно способно не только определить тре-

бования Ид, но и преодолеть давление со стороны Суперэго. Если

Эго не справляется с задачей, происходит дестабилизация личности,

сопровождающая отрицательными эмоциями и переживаниями. Для

того чтобы помочь человеку справиться с ними, Фрейд разработал

специальные способы психической защиты.

Применительно к организационному поведению теория Фрейда

может предложить многое для понимания стрессовых ситуаций на

работе. Когда возникают какие-либо трудности, легко машинально

вернуться к привычным способам реагирования, выученным в детст-

ве. На рабочем месте подобное поведение может рассматриваться как

неприемлемое, и, тем не менее, оно может приносить индивиду неза-

медлительное облегчение или чувство комфорта. Например, вспышку

гнева или разрешение психологического напряжения избыточной

едой или выпивкой можно рассматривать как своеобразную защиту.

Это от тяжелых воспоминаний или нежелательного импульса. Фрейд

называл это механизмами защиты.

Фрейд заложил основу для возникновения ряда школ, которые

развили его идеи, создав собственные теории и модели поведения

личности. Их назвали неофрейдистами. Это, прежде всего, А. Адлер,

Э. Фромм, Карен Хорни, Мелани Клейн и К. Юнг.

Австрийский психолог Альфред Адлер начал научную деятель-

ность в кружке Фрейда, но скоро разошелся со своим руководителем.

Он развил собственные идеи, которые постепенно сформировались

как теория индивидуальной психологии. Признавая значение наслед-

ственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер в

отличие от Фрейда считал, что индивидуум – нечто большее, чем

только продукт этих двух влияний. Люди обладают творческой си-

лой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей судь-

бой. Они являются создателями собственной жизни.

Согласно теории Адлера, каждый человек вырабатывает свой

уникальный стиль жизни, ориентированный на превосходство или со-

вершенство. Этот стиль наиболее ярко проявляется в установках и

поведении личности при решении трех жизненных основных про-

блем: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности

к ним Адлер разделял людей на четыре типа.

С другими критериями к психологии личности подошел амери-

канский ученый Эрих Фромм. Он первым сформулировал теорию ти-

пов характера, основанную на социологическом анализе того, как

люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму

культуру. Фромм выделил пять социальных типов характера, которые

существуют в современных обществах, и разделил их на два больших

класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые).

Большой вклад в разработку теории личности внес швейцарский

ученый Карл Юнг. В отличие от Фрейда, он утверждал, что содержа-

ние бессознательного есть нечто большее, чем подавление сексуаль-

ных и агрессивных побуждений.

Согласно теории Юнга, индивиды мотивированы интрапсихиче-

скими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь

истории эволюции. Теория Карла Юнга особенно важна в силу того,

что она использует идеи Фрейда в современных подходах, при тести-

ровании личности. Его теория утверждает, что жизненная энергия ос-

нована на надеждах и целях будущего, а не только прошлого.

При самостоятельном изучении этой темы необходимо прийти к

практическим выводам, которые могут быть следующими. Основное

значение теорий психоанализа состоит в том, что они заложили осно-

ву современной психологии. Хотя эти теории в целом не содержат

конкретных методов решения практических проблем, с которыми

сталкивается менеджер, они могут помочь ему понять многое в по-

ступках людей.

Учение Фрейда о роли бессознательного в структуре психики

личности объясняет, что поведение иногда бывает нелогичным и не-

разумным; его не всегда можно истолковать в строгих и точных тер-

минах и что люди часто сами не понимают, почему они ведут себя

так, а не иначе. Поэтому менеджер должен иметь в виду возможные

скрытые мотивы и считаться с ними, принимая те или иные управ-

ленческие решения.

Положение Фрейда о ведущей роли эдипова комплекса в психи-

ческой структуре личности не является бесспорным. Однако в ситуа-

циях делового общения, так или иначе, происходит спонтанная пси-

хическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависи-

мости от того, кто является деловым партнером – мужчина или жен-

щина, соответственно срабатывают механизмы психологической за-

щиты.

Безусловную пользу менеджеру могут принести в практической

работе и разработанные Фрейдом способы психологической защиты.

Определенный интерес представляет для практики положение

Юнга об архетипах. Архетипические образы он сравнивает с непро-

извольным спонтанным проявлением нравственных эмоций, напри-

мер, совести. По мнению ученого, моральная оценка какого-либо

действия индивида не всегда может быть им осознана. Она может

функционировать без всякого участия сознания на уровне символиче-

ского образа, вызванного определенным архетипом.

Литература: [13] с. 66-76; [9] с.17-40 [2] с. 40-48.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.