Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по самостоятельной работе над темой. Тема 2.2. Теории бихевиоризма




Тема 2.2. Теории бихевиоризма

Основой для бихевиоризма (образовано от латинского слова behavior

– поведение) послужила известная нам теория условных реф-

лексов, которую разработал русский ученый И.П. Павлов. За рубежом

её чаще называют теорией классического обусловливания.

В этом разделе обратите внимание на то, что эта теория, хотя и

базируется полностью на экспериментах с животными, обеспечивает

солидную базу для понимания того, что живые организмы, включая

человека, адаптируются к внешним событиям настоящего или буду-

щего.

Павлов создал и разработал большую часть методологии, терми-

нологии и законов экспериментальной теории научения. Его идеи по-

служили основой для дальнейших открытий в области изучения по-

ведения человека.

Один из крупнейших последователей И.П. Павлова американ-

ский психолог Джон Уотсон.

Уотсон развил закон упражнения и ассоциации и применил кон-

цепцию об условных рефлексах к теории научения и сформулировал

основные принципы поведенческой психологии. Уотсон был особен-

но заинтересован в изучении фиксированных привычек и установ-

ленных порядков, правил поведения. До какой степени организации

основаны на привычках и установках? Исследование организацион-

ной культуры подтверждает власть привычек и принятие заданных

моделей поведения. Для некоторых индивидов подобные правила

становятся «фиксированными» и единственно возможными способа-

ми выполнения определенных задач. Сделать поведение более гибким

– одна из целей организационного поведения. Согласно Уотсону, по-

ведение людей можно описать в терминах стимулов и реакций (S-R),

где в качестве стимулов выступают воздействия внешней среды. Он

утверждал, что психология как наука о поведении должна заниматься

предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом

его сознания.

Работа другого учёного Торндайка привлекла внимание к ре-

зультатам обучения. Он наблюдал животных в новых ситуациях и от-

мечал, как они учились успешной адаптации к окружающей среде.

Эти эксперименты привели к тому, что Торндайк смог сформулиро-

вать закон эффекта. Если действие было успешным и привело к на-

граде, это вызовет, скорее всего, повторение данного поведения.

Дальнейшее развитие психологии поведения получила в трудах

американского психолога Барреса Скиннера. Он развил идеи Торн-

дайка и создал концепцию оперантного обусловления.

Концепция позитивного и негативного воздействия на оперант-

ные реакции прямо связана с проблемами менеджмента. Ее можно

использовать, вызывая желаемое поведение и предотвращая нежела-

тельное, она помогает объяснять многие поведенческие реакции че-

ловека в организации, а также механизм системы поощрений и нака-

заний для управления организационным поведением.

Вне всяких сомнений, методика «формирования» (путем измене-

ния и контроля поведения), а также идентификация связей «стимул –

реакция» вполне могут быть применены в рабочей среде.

Оперантное обусловливание, при котором ответной реакции

можно научиться по полученным на нее результатам, может приме-

няться и во множестве учебных ситуаций. Силу вознаграждения ил-

люстрирует пример практически любой организации: премии, призы

за достижение намеченного объема продаж, поощрение за получение

звания «сотрудник месяца».

Некоторые организации пытаются наладить контроль над всем,

что говорят и делают их работники. Обучение новых сотрудников яв-

ляется своего рода «формированием» поведения в соответствии со

стандартами организации. В зависимости от того, насколько успешно

новички усваивают необходимый стиль поведения, они награждаются

нагрудным значком, либо отметкой в трудовой книжке. Обучение

идет по восходящей линии, когда задача делится на подзадачи и каж-

дая из них связана со своим собственным поощрением. Иногда «фор-

мирование» может иметь место в учебных центрах, где оценка това-

рищей по группе может придать дополнительную силу процессу из-

менения. По мере формирования модели поведения обучаемого будут

меняться, и расти ожидания. Похвала и подкрепление уменьшатся, по

мере того как поведение станет приемлемым и «обусловленным».

Многие учебные заведения используют ту или иную форму мо-

дификации поведения, особенно в первые годы. Некоторые средние

школы применяют творческие подходы, чтобы вернуть нерадивых

учеников обратно в классы. Они не наказывают плохих учеников, а

предлагают им поощрения за посещения занятий. Хотя наказание

способно повлечь незамедлительные изменения в поведении, человек

может затаить обиду и жажду возмездия. Возникающая потребность

отомстить в результате приводит к негативным действиям. Все эти

ситуации демонстрируют основное различие между экспериментами,

проводимыми Скиннером на животных, и применением его результа-

тов к сложному человеческому поведению.

Некоторые психиатрические клиники развили виды техники

«формирования», превратив их в «символическую экономическую

систему». Пациентов побуждают вести себя определенным образом

за поощрение в виде какого-либо символа, который можно потом об-

менять на привилегии. Так поступала советская власть, создав целый

комплекс привилегий, без которых люди не могли обойтись.

Таким образом, несложно понять, почему люди приучаются реа-

гировать определенным образом. У всех нас есть собственные при-

вычки, правила и способы действий (хотя мы можем отличаться по

степени готовности к изменениям). Мы можем совершать действия

иррациональные (суеверные). Например, плевать через левое плечо,

или смотреться в зеркало, если, что-то забыв, возвращаешься домой.

Изучение навыков, знаний и поведения требуемых для работы, – не-

отъемлемый аспект исследований организационного поведения. На-

пример, новый работник может действовать неправильно не вследст-

вие несогласия, а просто потому, что ему никогда не показывали над-

лежащего поведения. В терминах бихевиоризма, правильная связь

«стимул – реакция» не была образована, так как не было системати-

ческой попытки определить должные стимулы, приемлемые реакции

и соответствующие подкрепления.

В отличие от Скиннера видный представитель бихевиоризма ка-

надский ученый Альберт Бандура считает, что на поведение личности

влияет не только внешняя среда, но и сам человек.

Называя свою теорию взаимным детерменизмом, ученый исхо-

дит из того, что каждая из составляющих его триады способна влиять

на другие. С точки зрения Бандуры, человек формирует когнитивный

(познавательный) образ определенной поведенческой реакции, на-

блюдая модели поведения, и далее эта закодированная в долговре-

менной памяти информация служит ориентиром в его последующих

действиях.

Теория Бандуры обращает внимание менеджмента на то, что ра-

ботники реагируют на события в окружающей их трудовой среде от-

нюдь не механически. Пристально наблюдая за поведением других

людей, постоянно анализируя символы и подсказки, они осознанно

формируют модель своего поведения.

Особое место среди бихевиористов занимает русский ученый

В.М. Бехтерев. Он известен в науке как основатель коллективной

рефлексологии.

Одной из проблем, которой занимался В. М. Бехтерев, является

преимущество коллективных способов организации труда перед ин-

дивидуальными в тех случаях, когда профессиональная группа явля-

ется личностно значимой для ее членов, то есть своей.

Оказалось, что человеку легче работать, если группа поддержи-

вает его, переживает за него, ожидает от него высоких результатов и

верит в него. И наоборот.

Этот эффект – своего и чужого поля стал настоящим открытием.

Последующие эксперименты показали, что на своем поле производи-

тельность труда в группе возрастает на 10 процентов за счет повыше-

ния индивидуальной производительности.

Ряд видных ученых – бихевиористов, признавая в целом роль

внешней среды в формировании поведения человека, сделали в своих

исследованиях упор на изучение самой личности. К ним относятся,

прежде всего, Ганс Айзенк, Джулиан Роттер, а также Джордж Келли,

Рэймонд Кеттел, Гордон Олпорт.

Немецко-английский психолог Ганс Айзенк известен своей тео-

рией типов личности. В основе теории Айзенка лежат два основных

типа личности: интроверты – экстраверты и стабильный и невротич-

ный.

Айзенк рекомендует, что при рассмотрении природы этих четы-

рех групп следует обращать внимание на два момента.

Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределе-

ние, являются непрерывными и предусматривают широкий спектр

индивидуальных различий.

Во-вторых, описанные черты, свойственные каждому типу,

представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны

быть ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов – и поэтому

получают не такие экстремальные характеристики. Например, ста-

бильные интроверты склонны придерживаться норм и правил, быть

заботливыми и внимательными. Для поведения же невротичных ин-

тровертов характерны беспокойство, пессимизм и замкнутость. Ста-

бильные экстраверты отличаются заботливостью, покладистостью и

общительностью. Невротичные – агрессивны, импульсивны и возбу-

димы.

Теория Айзенка, несмотря на то, что может показаться слишком

упрощенной с точки зрения количества предлагаемых типовых групп,

получила высокую оценку ученых. Некоторые ее концепции и, преж-

де всего его опросники широко используются на практике. Его под-

ход адресуется, прежде всего, менеджерам организаций, которые за-

интересованы в предсказании поведения своих работников, как при

отборе, так и при продвижении их по службе.

Американский психолог и социолог Джордж Келли – один из

первых ученых придал особое значение когнитивным процессам

(мышление, осознание, суждение) как основной черте функциониро-

вания человека. В соответствии с его теорией человек судит о своем

поведении с помощью понятийных систем или моделей, которые он

создает и затем приспосабливает к объективной действительности.

Эти «понятийные системы» и модели Келли назвал конструктами.

Келли считал, что люди находятся в интеллектуальном постоян-

ном поиске, стараясь понять мир вокруг себя. Наиболее полное раз-

витие теория черт личности получила в трудах американского психо-

лога и философа Гордона Олпорта. По его мнению, личность – это

динамическая организация тех психофизических систем внутри ин-

дивида, которые определяют характерное для него поведение и мыш-

ление.__

Не бывает двух похожих людей. Олпорт объяснил это, используя

понятие «личностных черт», которые он определил как предрасполо-

женность вести себя сходным образом в различных ситуациях.

Одновременно с Олпортом изучением черт личности занимался

английский психолог и философ Рэймонд Кеттелл. Исследования

Кеттелла очень схожи также и с работами Айзенка по методам изуче-

ния личности.

Проблемой предсказания поведения занимался и американский

психолог Джулиан Роттер. Он сделал попытку сконструировать мо-

дель прогнозирования поведения на основе анализа взаимодействия

четырех переменных: потенциала поведения, ожидания, ценностей

подкрепления и психологической ситуации.

При самостоятельной работе с этим разделом следует прийти

к следующим практическим выводам. В отличие от теорий психо-

анализа теории бихевиоризма имеют большую практическую цен-

ность для управления организационным поведением.

Например, концепция позитивного и негативного воздействия на

оперантные реакции, разработанная Скиннером, прямо связана с про-

блемами менеджмента.

Используя такие регуляторы поведения людей на производстве,

как денежное вознаграждение, повышение или понижение в должно-

сти, престиж, статус, отношение к работнику его коллег и другие,

можно оказывать влияние на сотрудников организации, вызывая же-

лаемые поступки или предотвращать нежелательные.

Особая роль в концепции позитивного и негативного воздейст-

вия отводится обратной связи. Должным образом использованная об-

ратная связь является ценным орудием менеджмента, помогающим

формировать и сохранять положительные поведенческие реакции, а

также устранять и предупреждать отрицательные. Менеджер может

похвалить подчиненного за хорошую работу, поинтересоваться его

мнением по тому или иному вопросу – и это уже будет хорошим сти-

мулом для сотрудника. Точно так же он может наказать виновного и

навести порядок там, где это необходимо. И тот, и другой пример иг-

рают свою роль в управлении организационным поведением, первый

лучше.

Концепцию Скиннера дополняет теория Роттера о влиянии на

поступки людей соответствующего подкрепления (ожидаемой выго-

ды) за тот или иной образ действий. Роттер ввел понятие «ожидание»

– то есть уверенности или субъективной вероятности того, что опре-

деленное поведение будет подкреплено (вознаграждено) соответст-

вующим образом.

Практическую направленность имеет и теория Бандуры, в основе

которой лежит идея о влиянии поведения коллектива и руководителя

на поведение отдельного работника. Наблюдая и имитируя ролевые

модели в окружающей рабочей среде, сотрудники организации полу-

чают значительные объемы информации об эффективном поведении

в процессе труда и строят на основе этого своё поведение. В свою

очередь те, за кем наблюдают, также корректируют свои действия.

Таким образом, в организациях существует формальный и двухсто-

ронний неформальный обмен информацией между работниками и

менеджментом. При этом сотрудники концентрируют свое внимание

на действиях менеджеров, а не на их словах. Следовательно, руково-

дители должны всегда помнить о том, что их поступки воспринима-

ются подчиненными как ролевая модель поведения.

О влиянии поведения организации на поведение отдельного ра-

ботника свидетельствуют также выводы из коллективной рефлексо-

логии Бехтерева. В общении людей друг с другом, по мнению русско-

го ученого, совершаются процессы взаимовнушения и взаимоподра-

жания.

Теория Айзенка, особенно разработанный им личностный оп-

росник, позволяет не только определить, к какому типу относится тот

или иной человек (экстравертному или интровертному), каков уро-

вень его психической устойчивости или неустойчивости, но и заду-

маться о самом понятии темперамента, о формах поведения работни-

ка в коллективе и степени его конфликтности.

Многое для правильного понимания личности дают исследова-

ния бихевиористов о чертах характера и их структуре. Например, по-

ложение Олпорта и Кеттелла о том, что не бывает двух одинаковых

людей, требует от менеджера индивидуального подхода к каждому

сотруднику.

В целом представители школы бихевиоризма сделали самые су-

щественные открытия в области оценки личности, черт ее характера,

а также в обосновании влияния окружающей среды на поведение че-

ловека.

Литература: [13] с. 76-94; [9] с. 50-69; [2] с. 48-61




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.