КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания по самостоятельной работе над темой. Тема 2.2. Теории бихевиоризма
Тема 2.2. Теории бихевиоризма Основой для бихевиоризма (образовано от латинского слова behavior – поведение) послужила известная нам теория условных реф- лексов, которую разработал русский ученый И.П. Павлов. За рубежом её чаще называют теорией классического обусловливания. В этом разделе обратите внимание на то, что эта теория, хотя и базируется полностью на экспериментах с животными, обеспечивает солидную базу для понимания того, что живые организмы, включая человека, адаптируются к внешним событиям настоящего или буду- щего. Павлов создал и разработал большую часть методологии, терми- нологии и законов экспериментальной теории научения. Его идеи по- служили основой для дальнейших открытий в области изучения по- ведения человека. Один из крупнейших последователей И.П. Павлова американ- ский психолог Джон Уотсон. Уотсон развил закон упражнения и ассоциации и применил кон- цепцию об условных рефлексах к теории научения и сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Уотсон был особен- но заинтересован в изучении фиксированных привычек и установ- ленных порядков, правил поведения. До какой степени организации основаны на привычках и установках? Исследование организацион- ной культуры подтверждает власть привычек и принятие заданных моделей поведения. Для некоторых индивидов подобные правила становятся «фиксированными» и единственно возможными способа- ми выполнения определенных задач. Сделать поведение более гибким – одна из целей организационного поведения. Согласно Уотсону, по- ведение людей можно описать в терминах стимулов и реакций (S-R), где в качестве стимулов выступают воздействия внешней среды. Он утверждал, что психология как наука о поведении должна заниматься предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания. Работа другого учёного Торндайка привлекла внимание к ре- зультатам обучения. Он наблюдал животных в новых ситуациях и от- мечал, как они учились успешной адаптации к окружающей среде. Эти эксперименты привели к тому, что Торндайк смог сформулиро- вать закон эффекта. Если действие было успешным и привело к на- граде, это вызовет, скорее всего, повторение данного поведения. Дальнейшее развитие психологии поведения получила в трудах американского психолога Барреса Скиннера. Он развил идеи Торн- дайка и создал концепцию оперантного обусловления. Концепция позитивного и негативного воздействия на оперант- ные реакции прямо связана с проблемами менеджмента. Ее можно использовать, вызывая желаемое поведение и предотвращая нежела- тельное, она помогает объяснять многие поведенческие реакции че- ловека в организации, а также механизм системы поощрений и нака- заний для управления организационным поведением. Вне всяких сомнений, методика «формирования» (путем измене- ния и контроля поведения), а также идентификация связей «стимул – реакция» вполне могут быть применены в рабочей среде. Оперантное обусловливание, при котором ответной реакции можно научиться по полученным на нее результатам, может приме- няться и во множестве учебных ситуаций. Силу вознаграждения ил- люстрирует пример практически любой организации: премии, призы за достижение намеченного объема продаж, поощрение за получение звания «сотрудник месяца». Некоторые организации пытаются наладить контроль над всем, что говорят и делают их работники. Обучение новых сотрудников яв- ляется своего рода «формированием» поведения в соответствии со стандартами организации. В зависимости от того, насколько успешно новички усваивают необходимый стиль поведения, они награждаются нагрудным значком, либо отметкой в трудовой книжке. Обучение идет по восходящей линии, когда задача делится на подзадачи и каж- дая из них связана со своим собственным поощрением. Иногда «фор- мирование» может иметь место в учебных центрах, где оценка това- рищей по группе может придать дополнительную силу процессу из- менения. По мере формирования модели поведения обучаемого будут меняться, и расти ожидания. Похвала и подкрепление уменьшатся, по мере того как поведение станет приемлемым и «обусловленным». Многие учебные заведения используют ту или иную форму мо- дификации поведения, особенно в первые годы. Некоторые средние школы применяют творческие подходы, чтобы вернуть нерадивых учеников обратно в классы. Они не наказывают плохих учеников, а предлагают им поощрения за посещения занятий. Хотя наказание способно повлечь незамедлительные изменения в поведении, человек может затаить обиду и жажду возмездия. Возникающая потребность отомстить в результате приводит к негативным действиям. Все эти ситуации демонстрируют основное различие между экспериментами, проводимыми Скиннером на животных, и применением его результа- тов к сложному человеческому поведению. Некоторые психиатрические клиники развили виды техники «формирования», превратив их в «символическую экономическую систему». Пациентов побуждают вести себя определенным образом за поощрение в виде какого-либо символа, который можно потом об- менять на привилегии. Так поступала советская власть, создав целый комплекс привилегий, без которых люди не могли обойтись. Таким образом, несложно понять, почему люди приучаются реа- гировать определенным образом. У всех нас есть собственные при- вычки, правила и способы действий (хотя мы можем отличаться по степени готовности к изменениям). Мы можем совершать действия иррациональные (суеверные). Например, плевать через левое плечо, или смотреться в зеркало, если, что-то забыв, возвращаешься домой. Изучение навыков, знаний и поведения требуемых для работы, – не- отъемлемый аспект исследований организационного поведения. На- пример, новый работник может действовать неправильно не вследст- вие несогласия, а просто потому, что ему никогда не показывали над- лежащего поведения. В терминах бихевиоризма, правильная связь «стимул – реакция» не была образована, так как не было системати- ческой попытки определить должные стимулы, приемлемые реакции и соответствующие подкрепления. В отличие от Скиннера видный представитель бихевиоризма ка- надский ученый Альберт Бандура считает, что на поведение личности влияет не только внешняя среда, но и сам человек. Называя свою теорию взаимным детерменизмом, ученый исхо- дит из того, что каждая из составляющих его триады способна влиять на другие. С точки зрения Бандуры, человек формирует когнитивный (познавательный) образ определенной поведенческой реакции, на- блюдая модели поведения, и далее эта закодированная в долговре- менной памяти информация служит ориентиром в его последующих действиях. Теория Бандуры обращает внимание менеджмента на то, что ра- ботники реагируют на события в окружающей их трудовой среде от- нюдь не механически. Пристально наблюдая за поведением других людей, постоянно анализируя символы и подсказки, они осознанно формируют модель своего поведения. Особое место среди бихевиористов занимает русский ученый В.М. Бехтерев. Он известен в науке как основатель коллективной рефлексологии. Одной из проблем, которой занимался В. М. Бехтерев, является преимущество коллективных способов организации труда перед ин- дивидуальными в тех случаях, когда профессиональная группа явля- ется личностно значимой для ее членов, то есть своей. Оказалось, что человеку легче работать, если группа поддержи- вает его, переживает за него, ожидает от него высоких результатов и верит в него. И наоборот. Этот эффект – своего и чужого поля стал настоящим открытием. Последующие эксперименты показали, что на своем поле производи- тельность труда в группе возрастает на 10 процентов за счет повыше- ния индивидуальной производительности. Ряд видных ученых – бихевиористов, признавая в целом роль внешней среды в формировании поведения человека, сделали в своих исследованиях упор на изучение самой личности. К ним относятся, прежде всего, Ганс Айзенк, Джулиан Роттер, а также Джордж Келли, Рэймонд Кеттел, Гордон Олпорт. Немецко-английский психолог Ганс Айзенк известен своей тео- рией типов личности. В основе теории Айзенка лежат два основных типа личности: интроверты – экстраверты и стабильный и невротич- ный. Айзенк рекомендует, что при рассмотрении природы этих четы- рех групп следует обращать внимание на два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределе- ние, являются непрерывными и предусматривают широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описанные черты, свойственные каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов – и поэтому получают не такие экстремальные характеристики. Например, ста- бильные интроверты склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. Для поведения же невротичных ин- тровертов характерны беспокойство, пессимизм и замкнутость. Ста- бильные экстраверты отличаются заботливостью, покладистостью и общительностью. Невротичные – агрессивны, импульсивны и возбу- димы. Теория Айзенка, несмотря на то, что может показаться слишком упрощенной с точки зрения количества предлагаемых типовых групп, получила высокую оценку ученых. Некоторые ее концепции и, преж- де всего его опросники широко используются на практике. Его под- ход адресуется, прежде всего, менеджерам организаций, которые за- интересованы в предсказании поведения своих работников, как при отборе, так и при продвижении их по службе. Американский психолог и социолог Джордж Келли – один из первых ученых придал особое значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) как основной черте функциониро- вания человека. В соответствии с его теорией человек судит о своем поведении с помощью понятийных систем или моделей, которые он создает и затем приспосабливает к объективной действительности. Эти «понятийные системы» и модели Келли назвал конструктами. Келли считал, что люди находятся в интеллектуальном постоян- ном поиске, стараясь понять мир вокруг себя. Наиболее полное раз- витие теория черт личности получила в трудах американского психо- лога и философа Гордона Олпорта. По его мнению, личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри ин- дивида, которые определяют характерное для него поведение и мыш- ление.__ Не бывает двух похожих людей. Олпорт объяснил это, используя понятие «личностных черт», которые он определил как предрасполо- женность вести себя сходным образом в различных ситуациях. Одновременно с Олпортом изучением черт личности занимался английский психолог и философ Рэймонд Кеттелл. Исследования Кеттелла очень схожи также и с работами Айзенка по методам изуче- ния личности. Проблемой предсказания поведения занимался и американский психолог Джулиан Роттер. Он сделал попытку сконструировать мо- дель прогнозирования поведения на основе анализа взаимодействия четырех переменных: потенциала поведения, ожидания, ценностей подкрепления и психологической ситуации. При самостоятельной работе с этим разделом следует прийти к следующим практическим выводам. В отличие от теорий психо- анализа теории бихевиоризма имеют большую практическую цен- ность для управления организационным поведением. Например, концепция позитивного и негативного воздействия на оперантные реакции, разработанная Скиннером, прямо связана с про- блемами менеджмента. Используя такие регуляторы поведения людей на производстве, как денежное вознаграждение, повышение или понижение в должно- сти, престиж, статус, отношение к работнику его коллег и другие, можно оказывать влияние на сотрудников организации, вызывая же- лаемые поступки или предотвращать нежелательные. Особая роль в концепции позитивного и негативного воздейст- вия отводится обратной связи. Должным образом использованная об- ратная связь является ценным орудием менеджмента, помогающим формировать и сохранять положительные поведенческие реакции, а также устранять и предупреждать отрицательные. Менеджер может похвалить подчиненного за хорошую работу, поинтересоваться его мнением по тому или иному вопросу – и это уже будет хорошим сти- мулом для сотрудника. Точно так же он может наказать виновного и навести порядок там, где это необходимо. И тот, и другой пример иг- рают свою роль в управлении организационным поведением, первый лучше. Концепцию Скиннера дополняет теория Роттера о влиянии на поступки людей соответствующего подкрепления (ожидаемой выго- ды) за тот или иной образ действий. Роттер ввел понятие «ожидание» – то есть уверенности или субъективной вероятности того, что опре- деленное поведение будет подкреплено (вознаграждено) соответст- вующим образом. Практическую направленность имеет и теория Бандуры, в основе которой лежит идея о влиянии поведения коллектива и руководителя на поведение отдельного работника. Наблюдая и имитируя ролевые модели в окружающей рабочей среде, сотрудники организации полу- чают значительные объемы информации об эффективном поведении в процессе труда и строят на основе этого своё поведение. В свою очередь те, за кем наблюдают, также корректируют свои действия. Таким образом, в организациях существует формальный и двухсто- ронний неформальный обмен информацией между работниками и менеджментом. При этом сотрудники концентрируют свое внимание на действиях менеджеров, а не на их словах. Следовательно, руково- дители должны всегда помнить о том, что их поступки воспринима- ются подчиненными как ролевая модель поведения. О влиянии поведения организации на поведение отдельного ра- ботника свидетельствуют также выводы из коллективной рефлексо- логии Бехтерева. В общении людей друг с другом, по мнению русско- го ученого, совершаются процессы взаимовнушения и взаимоподра- жания. Теория Айзенка, особенно разработанный им личностный оп- росник, позволяет не только определить, к какому типу относится тот или иной человек (экстравертному или интровертному), каков уро- вень его психической устойчивости или неустойчивости, но и заду- маться о самом понятии темперамента, о формах поведения работни- ка в коллективе и степени его конфликтности. Многое для правильного понимания личности дают исследова- ния бихевиористов о чертах характера и их структуре. Например, по- ложение Олпорта и Кеттелла о том, что не бывает двух одинаковых людей, требует от менеджера индивидуального подхода к каждому сотруднику. В целом представители школы бихевиоризма сделали самые су- щественные открытия в области оценки личности, черт ее характера, а также в обосновании влияния окружающей среды на поведение че- ловека. Литература: [13] с. 76-94; [9] с. 50-69; [2] с. 48-61
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |