КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание. Что такое личность? Это наиболее фундаментальный вопрос, лежащий в основе всех направлений психологии
Р.Н. Уолш, Ф. Вон ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?1 Что такое личность? Это наиболее фундаментальный вопрос, лежащий в основе всех направлений психологии. Различные психологические подходы уделяют внимание разным сторонам личности и придают особое значение тем или иным ее измерениям, из которых конструируют сильно отличающиеся друг от друга (как это может показаться) описания человеческой природы. Часто такие взгляды воспринимаются как оппозиционные, но, скорее всего, они являются отдельными частями сложного многомерного целого. Трансперсональная модель, представленная здесь, не отрицает другие модели, а, скорее, помещает их в более широкий контекст, который включает в себя состояния сознания и уровни психологического благополучия, не учитываемые предыдущими психологическими моделями. Четыре наиболее важных измерения данной модели — это сознание, обусловленность, личность и идентификация. Под этими заголовками мы кратко изложим основные принципы трансперсональной модели и сравним их с традиционными западными представлениями. Сознание является центральным измерением трансперсональной модели, создающим основу всех психических процессов и контекст, в котором они протекают. Традиционные направления западной психологии придерживаются различных позиций по отношению к сознанию. Эти взгляды варьируют от бихевиоризма, предпочитающего игнорировать со- 1 Walsh R..N., Vaughan F. What is a person // Beyond Ego: Transpersonal Dimensions in Psychology / R.N. Walsh, F. Vaughan (Eds.). Los Angeles: T.P. Tarcher, 1980. P. 53-62. (Перевод В А. Баталиной.) 506 Тема 14. Развитие личности знание из-за трудности его объективного исследования, до психодинамического и гуманистического подходов, которые признают сознание, но большее внимание обычно уделяют его содержаниям, а не самому сознанию как контексту психологического опыта. Согласно трансперсональной модели, наше сознание обычно находится в защитно-суженном состоянии. В этом обычном для него состоянии сознание в значительной степени (хотя мы и не замечаем этого) наполнено непрерывным потоком практически неконтролируемых мыслей и фантазий, соответствующих нашим потребностям и защитам. Как сказал Рам Дасс: Все мы узники своего ума. Осознание этого — есть первый шаг на пути к свободе1. Оптимальное сознание рассматривается как гораздо более широкое, и, при условии ослабления этого защитного сужения, как потенциально доступное в любое время. Поэтому основное направление развития заключается в том, чтобы, успокоив свой ум и уменьшив перцептивные искажения, устранить защитное сужение сознания, а также те препятствия, которые мешают раскрытию его потенциальных возможностей2. Основная задача, дающая ключ к пониманию многих вещей, — это достижение безмолвия ума.... На самом деле, все открытия совершаются, когда останавливается мыслительная машина, и первое из этих открытий заключается в том, что, если способность думать — это выдающийся талант, то способность не думать — это талант еще более выдающийся3. Согласно трансперсональной точке зрения, существует широкий спектр измененных состояний сознания. Некоторые из них являются потенциально полезными и функционально специфическими (т.е. приобретающими какие-то одни функции, не свойственные обычному состоянию, и утрачивающими другие), а некоторые — воистину «высшими» состояниями. Понятие «высшие состояния сознания» используется здесь, согласно Тарту4, в том смысле, что они обладают всеми свойствами и возможностями более низких состояний плюс какими-то дополнительными. Литература, имеющаяся в самых разных культурах и духовных традициях, свидетельствует 1 Ram Dass. Assoc. Transpersonal Psychol. // Newsletter (Winter). 1975. 9. 2 См.: Ouspensky P.D. In search of the miraculous. N. Y.: Harcourt. Brace and World, 3 Satprem. Sri Aurobindo or the adventure of consciousness. N. Y.: Harper & Row, 1968. 4 См.: Tart С (Ed.). Transpersonal psychologies. N. Y.: Harper & Row, 1975; Tart С Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 507 о возможности достижения этих высших состояний сознания1. Традиционный западный подход выделяет лишь ограниченный ряд измененных состояний сознания: бодрствование, сон, опьянение, бред. Более того, почти все эти состояния рассматриваются как вредные, а оптимальным считается «нормальное» состояние. Если мы рассмотрим наше обычное состояние сознания в более широком контексте, то можем получить некоторые неожиданные результаты. Традиционная модель определяет психоз как искаженное восприятие реальности, при котором это искажение не осознается. С точки зрения данной многоуровневой модели, наше обычное состояние сознания также подходит под это определение, так как является субоптимальным, дает искаженное восприятие реальности и не позволяет заметить это искажение. На самом деле, любое состояние сознания с необходимостью ограничено и дает лишь относительно неискаженную картину действительности. Следовательно, в более широком смысле психоз можно определить как пребывание в плену у одного из состояний сознания2. Так как каждое состояние сознания дает свою картину реальности, то она рассматривается нами лишь как относительно реальная. Тогда психоз — это привязанность к какой-то одной реальности. Вот что пишет по этому поводу Рам Дасс: Мы живем в одном плане существования, который называем реальным. Мы полностью отождествляем эту реальность с абсолютной, не принимая в расчет опыт, не согласующийся с ней.... То, что Эйнштейн открыл в физике, также справедливо и для всех остальных аспектов космоса: любая реальность относительна. Всякая реальность истинна только в определенных пределах. Она является лишь одной из возможных версий о существующем положении вещей. Таких версий всегда много. Выйти за пределы одной-единственной реальности — означает признать ее относительность3. Таким образом, реальность, которую мы воспринимаем, отражает наше собственное состояние сознания, и мы никогда не сможем исследовать ее, не исследуя одновременно самих себя, поскольку мы сами являемся одновременно и реальностью, которую исследуем, и ее творцами. 1 См.: Kapleau P. The three pillars of zen. Boston: Beacon Press, 1967; DeRopp R.S. 2 См.: Ram Dass. A mediator's guidebook. N. Y.; Doubleday, 1978; Ram Dass. Grist for 3 flam Dass. A mediator's guidebook. N. Y.: Doubleday, 1978. 508 Тема 14. Развитие личности Обусловленность Трансперсональный подход утверждает, что люди гораздо сильнее, чем это им кажется, запутались в ловушке собственной обусловленности, однако они могут освободиться из нее1. Основная цель трансперсональной психотерапии состоит в том, чтобы освободить сознание от этой тирании обусловленного ума. Более подробно это описано в разделе, посвященном идентификации. Одна из форм обусловленности, подробно изученная на Востоке, — это привязанность. Привязанность, которая тесно связана с желанием, означает, что результатом ее неудовлетворения будет страдание. Поэтому наличие привязанности является основной причиной страданий, а освобождение от привязанности — важнейшим условием избавления от них2. Когда бы ни появилась привязанность, Общение с ней Принесет бесконечное страдание3. Если мы всё еще привязаны, то мы - одержимы; А если человек одержим, это означает существование чего-то, более сильного, чем он сам4. Привязанность не ограничивается только внешними объектами или людьми. Кроме привычных форм привязанности — к материальному имуществу, определенным взаимоотношениям или своему status quo, — могут быть и другие, столь же сильные, привязанности: к определенному образу себя, способу поведения или психологическому процессу. Самые сильные из привязанностей, упоминаемые в практиках, имеющих дело с сознанием, — это привязанности, связанные со страданием и обесцениванием. Поскольку мы убеждены, что источник нашей идентичности — это наши роли, наши проблемы, наши взаимоотношения или содержания нашего сознания, привязанность поддерживается страхом потерять собственную личность. «Если я оставлю свои привязанности, кем и чем я буду тогда?» 1 См.: Goleman D. The varieties of the meditative experience. N. Y.: E. P. Dutton, 1977. 2 См.: Buddhagosa P.M. Tin (Trans.) The path of purity. Sri Lanka: Pali Text Society, 3 Ram Dass. A mediator's guidebook. N. Y.; Doubleday, 1978. 4 Jung C.G. The secret of the golden flower. (Rev. ed.). N. Y.: Harcourt, Brace and World, Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 509 Личность Понятие «личность» является центральным для большинства существующих в настоящее время направлений в психологии. Во многих психологических теориях, действительно, утверждается, что человек — это его личность. Очень интересно, что наиболее распространенным названием книг о психологическом здоровье и благополучии было название Здоровая личность1. Путь к здоровью обычно рассматривался в первую очередь как преобразование личности. Однако с трансперсональной точки зрения личность играет в этом не столь важную роль. Скорее она рассматривается лишь как один из аспектов существования человека, с которым он может (но не обязательно должен) себя отождествлять. В связи с этим путь к здоровью — это скорее уход от отождествления себя исключительно со своей личностью, чем ее изменение. Так же с другой точки зрения рассматривается личная драма или история, которую может поведать о себе каждый человек. Согласно Фэ-диману2, личные драмы — это излишняя роскошь, которая мешает полноценному функционированию человека. Они являются частью нашего эмоционального багажа, и нередко бывает полезно уменьшить привязанность к своей жизненной драме или перестать отождествлять себя с ней (что справедливо и по отношению к жизненным драмам других людей).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |