КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
За пределами идентификации
Таким образом, с нашей точки зрения задачу пробуждения можно рассматривать как последовательную деидентификацию с содержаниями сознания вообще и мыслями в частности. Это демонстрируется в таких практиках, как инсайт-медитация, где человека обучают наблюдать, а также быстро и точно идентифицироваться с любым содержанием сознания2. Для большинства людей это вначале очень медленный и трудный процесс, в ходе которого постепенное обострение восприятия приводит к очищению сознания от все более тонких наслоений идентификации3. В конце концов сознание перестает идентифицироваться с чем-либо конкретным. Это свидетельствует о том, что произошло радикальное изменение сознания, известное под разными названиями, например как просветление или освобождение. Поскольку больше не существует конкретной идентификации с чем-либо, человек преодолевает дихотомию «Я — не Я» и ощущает себя одновременно ничем и всем. Такие люди воспринимают себя одновременно и как чистое сознание (ничто), и как целую вселенную (все). Не отождествляя себя ни с какой точкой пространства, и в то же время ощущая каждую его точку, будучи одновременно нигде 1 Fromm E., Suzuki D.T., DeMartino R. Zen Buddhism and psychoanalysis. N. Y.: Harper 2 См.: Goldstein J. The experience of insight. Santa Cruz, Calif.: Unity Press, 1976; 3 См.: Sayadaw M. Practical insight meditation. Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publica Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 513 и везде, они чувствуют себя за пределами пространства и вне определенного местонахождения в нем. Подобным образом происходит выход и за пределы времени. Сознание пребывает в постоянном движении. Тренировка восприятия с помощью медитации позволяет достичь настолько высокого уровня чувствительности, что все сознание, а следовательно, и феноменальный мир в целом, воспринимается как постоянно движущийся и изменяющийся, причем каждый сознаваемый объект возникает в сознании из пустоты и вновь, через короткие доли секунды, исчезает1. Это является хорошим подтверждением Буддийского учения о непостоянстве — о том, что все изменяется и ничто не остается прежним2. Осознание этого может стать главной силой, побуждающей человека, продвинувшегося в медитации, к выходу за пределы всех процессов сознания и достижения неизменного, ничем не обусловленного состояния нирваны. В этом конечном состоянии чистого сознания, поскольку больше не существует идентификации с его содержаниями, нет идентификации и с его изменениями. А поскольку течение времени можно ощутить только тогда, когда что-то изменяется, человек, находящийся в данном состоянии сознания, чувствует себя вне времени. Это состояние переживается как вечность, вечность неизменного «сейчас», и в таком случае время воспринимается как иллюзорный продукт идентификации. Время создано тобой Его часы тикают в твоей голове. В тот момент, когда ты остановишь мысли, Время тоже остановится и умрет3. Процессы и содержания сознания являются в основном результатом обусловленности; этот факт признается как западной, так и не западной психологией. Идентификация с этими содержаниями приводит к переживанию себя как полностью определяемого обусловленностью. Преодолев идентификацию, человек освобождается и от обусловленности. Обусловленные мысли и эмоции продолжают появляться в его сознании, но, поскольку он не идентифицируется с ними, то сознание такого человека становится не обусловленным. Опыт необусловленного чистого состояния сознания, по-видимому, переживается как блаженство; в индуистской традиции этот опыт описан 1 См.: Goldstein J. The experience of insight. Santa Cruz, Calif.: Unity Press, 1976; 2 См.: Sayadaw M. Practical insight meditation. Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publi 3 Frank F. The book of Angelus Silesius. N. Y.: Vintage, 1976. P. 40. 514 Тема 14, Развитие личности как сат-чит-ананда: вечность, знание и блаженство. Без идентификации с болезненными мыслями и эмоциями не может быть страдания. Таким образом, в соответствии с данными представлениями, причиной страданий является идентификация. Освобожденное от неосознаваемых искажающих и ограничивающих идентификаций и контекстов сознание становится способным к ясному, точному восприятию. Поэтому в Тибетском Буддизме оно называется «кристальным зеркалом», так как дает ясное, правдивое отражение реальности. Более того, из-за отсутствия конкретных отождествлений само зеркало и то, что оно отражает — субъект и объект — воспринимаются как одно и то же. Сознание воспринимает себя теперь как то, на что оно раньше смотрело со стороны, потому что наблюдатель, или Я, которое было иллюзорным продуктом отождествления, больше не воспринимается как отдельное от него существо. Кроме того, поскольку в таком состоянии человек воспринимает себя как чистое сознание, которое едино со всем и, тем не менее, является ничем, он также воспринимает себя как в точности идентичного, или тождественного, всем другим людям. В таком состоянии сознания слова мистиков, провозглашающих, что «мы едины», наполняются смыслом, буквально обозначая подобное переживание. Поскольку такой человек не исключает из своего Я ничего, что существует в мире, мысль о причинении вреда «другим» больше не имеет для него никакого смысла, и утверждается, что подобные мысли могут даже не возникать у таких людей1. Скорее, естественным проявлением данного состояния сознания будет любовь и сострадание к окружающим. Судя по описаниям этого состояния, большинству из нас подобные переживания известны лишь по тем моментам трансцендентного озарения, которые бывают при пиковых переживаниях2. Таким образом, наша способность к пониманию этого состояния ограничена рамками нашего обычного состояния сознания и недостатком непосредственного опыта их переживаний. Следовательно, становится очевидным, что описания таких состояний могут быть отчасти непостижимы для людей, которые никогда не испытывали их; и объяснение этих состояний в терминах традиционной психологии может оказаться невозможным. Поэтому данный феномен может легко быть воспринят как абсурдный или даже патологический. Эту ошибку совершают даже некоторые очень выдающиеся западные специалисты, которые занимаются психическим здоровьем. И только трансперсональная психология впервые пытается создать психологическую модель, способную объяснить религиозные переживания и учения. 1 См.: Goleman D. The varieties of the meditative experience. N. Y.: E.P. Dutton, 1977. 2 См.: Maslow A.H. The farther reaches of human nature. N. Y.: Viking, 1971. Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 515 Поскольку люди, пребывающие в состоянии сознания, известном как просветление, воспринимают самих себя как чистое сознание, всем и ничем, целой вселенной, не обусловленными, неизменными, вечными и едиными со всеми людьми, то они также ощущают себя едиными с Богом. В данном случае Бог представляется не как некоторая личность или вещь «вне меня», а скорее как непосредственное переживание единства всего сущего. В самых глубинах человеческой психики, когда исчезают все ограничивающие сознание идентификации, сознание не воспринимает границ для своей личности и непосредственно переживает себя как нечто, находящееся за пределами времени и пространства, как то, что по традиции люди называли Богом. Для меня Бог — это слово, которое употребляется для того, чтобы указать на нашу невыразимую субъективность, на невообразимый потенциал, заложенный в каждом из нас1. Таким образом, говоря о высших уровнях психологического благополучия, трансперсональная модель личности может указать на существование того, что находится одновременно и за пределами каких бы то ни было моделей, и за пределами сферы личного. 1 Bugental J.F.T. Psychotherapy and process. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1978. Ф. Перлз [ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД К ТЕРАПИИ]1
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |