КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика умственного развития. Тесты интеллекта (зарубежные и отечественные)
Сравнительный анализ тестов Амтхауэр - №40 Векслер - №37 Равен - №34 Все три теста предназначены для измерения интеллекта, но каждый имеет свои особенности. Тест Равенна позволяет изучить логичность мышления испытуемого, тест Амтхауэра предполагает изучение мышления и его профессиональную направленность, тест Векслера позволяет провести полную и разностороннюю оценку уровня интеллектуального развития человека. Все три теста трудоемки при выполнении. Тесты Векслера и Амтхауэра имеют схожую структуру: они состоят из субтестов, которые, в свою очередь, разделены на определенные группы. Для диагностики умственного развития и оценки предметной успеваемости в школе используются тесты интеллекта и учебных достижений (педагогические, дидактические тесты). 2 главные функции этих групп тестов в системе образования: 1. Обеспечение эффективного усвоения учебных знаний и навыков, а также полноценного умственного и личностного развития; 2. Оценка качества самого образования, т.е. выявление того, насколько та или иная образовательная система обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Интеллект – в широком смысле, совокупность всех познавательных функций индивида. В более узком смысле – мышление, высший познавательный процесс. За рубежом интеллект часто отождествляют с одаренностью. Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Если интеллект – это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления. Тесты интеллекта измеряют главным образом степень приобщенности испытуемого к той культуре, которая представлена в тесте, уровень усвоения достижений этой культуры. При этом тест не показывает, почему один сумел это сделать лучше, чем другой. Часто тестируется не потенциал, а результат развития. Для оценки интеллекта используются стандартизированные психологические тесты, основанные на вычислении коэффициента интеллектуальности. Позволяет количественно выразить уровень интеллектуальных способностей как в общем, так и по отдельным его составляющим, которые выделяются разработчиками тестов. Тесты интеллекта: 1. АИСТ (Тесты IQ структуры интеллекта Амтхауэра) – пакет «Аист» предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 14 до 60 лет. Состоит из 9 субтетсов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта, и может рассматриваться как количественный одномерный тест, а все вместе – как многомерный профильный тест. Высокоинформативная методика, с помощью которой можно определить: · Уровень развития общего интеллекта; · Уровень развития вербального интеллекта; · Уровень развития невербального интеллекта; · Структуру интеллекта по профилю выполнения отдельных субтетсов. Для решения задач: · Профотбора; · Подбора персонала; · Оценки персонала; · Профориентации. 2. ШТУР (отеч.) – школьный психологический тест умственного развития – позволяет количественно оценить как общий уровень интеллекта, так и степень овладения учащимися трех учебных циклов: общественно-гуманитарного, естественно-научного, физико-математического. Имеет две эквивалентные формы А и Б и включает 6 субтестов с различным набором заданий: · Осведомленность (первый субтест); · Осведомленность (второй субтест); · Аналогии; · Классификации; · Обобщение; · Числовые ряды. Всего 119 заданий, которые должны быть выполнены за 44 минуты. Время на выполнение каждого субтеста ограничено. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий. 3. ШТОМ (отеч.) – школьный психологический тест освоенности мышления – предназначен для изучения мышления школьников младшего возраста, позволяет количественно оценить основные компоненты понятийного мышления учащегося второго класса. Большинство заданий базируются на материалах школьных учебников. Задания распределены по предметам (русский язык, математика, литература, история, природоведение и общая осведомленность). Все задания представляют задачи закрытого типа. Каждый правильный ответ учащегося оценивается одним баллом. Освоенность понятийного мышления оценивается в процентах. Тест имеет две параллельные формы - А и Б для проведения повторного тестирования и предназначен для изучения мышления школьников 2-го, 3-го и 4/5-го классов. 4. Тест социального интеллекта Гилфорда – позволяет исследовать социальный интеллект, необходимый для профессий типа «человек-человек», прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, журналистов, менеджеров, юристов и т.д. Соц. интеллект – это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации. Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Общее время тестирования составляет 30-35 минут. Тесты интеллекта: Тест структуры интеллекта Амтхауэра – разработан западногерманским психологом для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профотбора. На русском языке классический вариант теста Амтхауэра впервые описан в монографии В. М. Блейхера, Л. Ф. Бурлачука. Тест пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований. Тест измерения интеллекта Айзенка – 8 различных вариантов теста Айзенка, тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей для людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Тест Равенна – для изучения логичности мышления. Тест интеллекта Векслера – для определения профпригодности и прогнозирования успешной трудовой деятельности. 27. Основные методы изучения личности – наблюдение, метод анамнеза, корреляционный метод, экспериментальный метод, беседа, опрос с помощью опросников-самоотчетов, тесты. Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы. Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности. Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности. Проблемы исследования личности: 1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход - формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический). 2. Свойства личности - это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой: - создание различных шкал личности (только в опросниках); - введения ограничения времени; - одмена объекта оценки; - создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора). 3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности. Методы: Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д. Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе - наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором. Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента. Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент" А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах. Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами. Психологический анамнез жизни продвигается по схеме: 1. Перенесенные в прошлом болезни и реакция на них (особенное внимание уделяется периоды беременности и раннему детству). 2. Развитие семейных и интимных отношений. 3. Профессиональный путь и деятельность в плане удовлетворённости ею. 4. Отношения с непосредственным окружением вне семьи. 5. Наиболее тяжёлые события в жизни, и реакция на них. Перенесенные болезни интересуют психолога в смысле реакции на них пациента - сталкивался ли больной с необходимостью коренных изменений своих планов в связи с болезнью. Профессиональный путь и деятельность включают расспрос о профессии: о том, как она была выбрана, насколько больной удовлетворён ею. У учащихся следует спросить, какие предметы больше всего привлекают, и почему выбрано данное направление в обучении. У пенсионеров – что заняло место профессиональной работы.Семейные и интимные отношения должны быть прослежены на всём протяжении, ещё от состава родительской семьи. Выясняют, были ли разводы, живы ли родители, и каковы отношения с ними и с родителями супруга. У одиноких лиц выясняют, почему они остались без семьи, и как они переносят своё одиночество. Отношения с непосредственным окружением рассматривают в двух областях: отношения с сослуживцами, а также отношения с соседями и приятелями. Важно выяснить, имеет ли больной где-то поддержку вне семьи, или, наоборот, имеет место полная эмоциональная изоляция. Наиболее тяжёлые события в прошлом (утрата близких, конфликты и т.д.) представляет собой интерес для оценки адекватности вызванной реакции. Выясняют, какие события больной называет самыми тягостными. Вредные привычки (употребление алкоголя, стимуляторов, курение) в психологическом анамнезе важны ролью, которую они играют в жизни больного. Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт. Можно выделить 2 вида опросников: одномерные - диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные - дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые. Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства. Примеры опросников: MMPI - основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности-женственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности). 16-PF - 16-факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) - выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (Спилбергер-Ханин). Экспресс-диагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д. Недостаток метода применения опросников - характеристика личности основывается на данных самооценки. Проективные методы Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление. К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности - изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники...).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |