Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторные опросники. Теория черт личности Р.Кэттела. Опросник 16PF Р. Кэттела




Опросники факторные — опросники личностные, основой конструирования которых является факторно-аналитический принцип. В отличие от опросников эмпирических, в них содержатся задания, которые наиболее тесно связаны с некоторым указанным фактором (факторами). Возможен и другой вариант: в ходе разработки опросника очерчивается круг заданий, объединенных некоторым общим фактором или факторами, содержание которых может быть определено позднее. В окончательный вариант опросника входят только те задания, которые непосредственно связаны с общим фактором. Для О. ф. особое значение имеют показатели внутренней согласованности, надежности факторно-дисперсионной. Примером О. ф. являются «Шестнадцать личностных факторов» опросник, Айзенка личностные опросники.

Р.Кэттелл исходил из представления о многофакторной структуре личности и отмечал необходимость исследования всех свойств личности, которые обуславливают поведение. Первые версии опросника появились в 1949г. Кэттелл отобрал из словаря английского языка понятия, отражающие личностные свойства. С помощью факторного анализа Кэттелл получил 15 личностных факторов, к которому добавил 16-й – фактор интеллекта. Кэттелл считал, что созданные и изучаемые им личностные свойства отражают всю структуру личности, и относил себя к сторонникам многофакторной теории личности.

Факторы личности автор разделяет на факторы 1-го и 2-го порядка. Биполярность (двухполюсность) фактора – относительная; она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения. Все факторы имеют профессиональное и бытовое название. Профессиональные названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. Бытовые названия являются описательными и предназначены для общения психодиагноста с заказчиком.

Опросник имеет две формы А и Б по 187 вопросов. На вопросы можно отвечать тремя способами (согласен, не согласен, промежуточный ответ). Методика рассчитана на взрослых с образованием больше 8 классов.

Имеются варианты опросника для детей и подростков. Возможно индивидуальное и групповое применение методик.

В методике заложен подход к исследованию личности на основе черт, т.е. в результате диагностического обследования выявляется структура личности, в которой выражены те или иные факторы.

Обработка результатов предполагает подсчет первичных баллов и перевод их во вторичные показатели (стены) по переводным таблицам. Эти показатели могут быть от 1 до 10 стенов. Далее на основе полученных стенов по каждой из 16 шкал строится диагностический профиль.

Таким образом, процедура обработки представляет собой:

1)получение сырых баллов;

2)перевод сырых баллов в стены;

3)построение профиля личности;

4) сравнение с нормативами.

Если по каким-либо факторам испытуемым набрано 5 или 6 стенов, характеристики личности по этим факторам считаются невыраженными и не принимаются во внимание при общей интерпретации. Описание индивидуальных особенностей личности обследуемого проводят только по факторам, выходящим за пределы нормы (которая находится в пределах 4-7 стенов), т.е. выраженными считаются только факторы, которые выходят за эти пределы.

Факторы, выделенные в Кэттелом:

А. Открытость (сердечность, доброта) – замкнутость (обособленность, отчужденность).

В.Интеллект Высокий интеллект, проницательность, высокоморальные, выдержанные суждения) – низкий интеллект, конкретное мышление, суждения низкого морального уровня).

С. Эмоциональная стабильность ( Эмоциональная устойчивость, отсутствие невротических симптомов, реалистическая оценка действительности) – эмоциональная неустойчивость (эмоциональная лабильность, ипохондрия, нереалистическое отношение к жизни).

Е. Доминантность – подчиненность. Напористый (независимый, строгий, не признающий условностей) – уступчивый (зависимый, скромный, следующий общепринятым правилам).

F. Сдержанность – экспрессивность. Благоразумие, склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность – жизнерадостность, беспечность, динамичность в общении, эмоциональное лидерство.

G. Высокая нормативность поведения – низкая нормативность. Высокая совестливость (ответственность, ориентация на общество) – пользующийся удобным случаем (не считается с чувствами других, капризен, эксцентричен, непостоянен).

Н. смелость) –робость. Предприимчивость (общительность, импульсивность, безрассудность, открытость) – застенчивость (уклончивость, сдержанность).

I .Чувствительность – жестокость. Чувствительность, дружелюбие, мечтательность – твердость, реалистичность.

L. Подозрительность - доверчивость (завистливость, раздражительность, требовательность) – (уступчивость, соглашение).

М. Мечтательность – практичность.

N. Прямолинейность - дипломатичность

О. Тревожность - спокойствие. (тревожный, испытывающий чувство долга, депрессивный, чувствительный к социальному одобрению) – уверенный в себе (беспечный. Счастливый, не зависящий от общественного мнения).

Q 1. Радикализм (тенденция мыслить аналитически, свободно) - консерватизм (ригидность);

Q 2. Конформизм – нонконформизм. Зависимость от мнения группы, социабельность, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение – ориентация на собственные решения, находчивость, стремление иметь собственное мнение.

Q 3. Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль. Низкая дисциплинированность, потворство своим желаниям, зависимость от настроения – целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

Q 4. Напряженность – расслабленность. Собранность, энергичность, фрустрированность, повышенная мотивация, взвинченность, раздражительность – вялость, апатичность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.