Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тестовая батарея




Заключение

Заключение – документ о результатах тестирования, подготовленный психологом. 3аключение должно строиться на всех доступных для исследователя данных. Стандартной формы и правил написания заключения не существует, оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации, в которой проводится тестирование, адресата, теоретических установок и специализации психолога. Основное в подготовке заключения – его соответствие потребностям, интересам и уровню квалификации заказчика.

Заключение должно быть ориентировано на действия, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (рекомендации по программам обучения, типа лечения или коррекции, выбора профессии и т. п.). В заключении должны быть показатели заметно низкие или высокие, а не близкие к средним. Основное содержание – это интерпретация и выводы, в отдельных случаях могут прилагаться протоколы обследования. Утверждения психолога должны отражать степень надежности каждого из приводимых фактов или выводов. Следует избегать специальной терминологии. Заключение эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием и т. д. При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами психодиагностики.

Кратко структура: I. Психодиагностический стандарт

II. Содержание и особенности диагностируемого явления. 1) Сбор информации А) Объективные факты (Данные объективных методик, Свободные таблицы, Выделение высоких и низких показателей). Б) Эмпирические факты (Выявленые в ходе исследования, Доп. источники информации) 2) Интерпритация результатов А) Основное содержание. Б)Отличительные моменты и их объяснение с опорой на эмпирические факты.

III. Выводы и рекомендации.

Структура развернуто: 1. Психодиагностический стандарт или стандартная шапка. Сведения о цели исследования, о применяемых методиках, социологических данных респондента или группы респондентов. Обязательной считается информация о человеке, проводящем тестирование.

(8 билет) 2. Содержание и особенности диагностируемого явления, исходя их результатов тестирования и эмпирических данных или интерпритация полученных результатов. Заключение должно отвечать цели исследования, поэтому психолог должен отобрать только то, что отвечает поставленной цели.

Два этапа: 1этап) Сбор информации. Здесь отслеживается объективные (результаты тестовых методик) и (9 билет) эмпирические факты (данные полученные в процессе проведения исследования и посредством дополнительных источников). Могут быть отслежены следующие параметры:

-особенности общения индивида с экспериментатором, легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы, рассказывает что нибудь о себе.

-Особенности мотивации, вызывают ли задания интерес, реакция на успех, оценка своих возможностей и достижений.

-Динамические характеристики деятельности, импульсивность расторможенность, поспешность в выполнении заданий, медлительность.

-Особенности внимания, отвлекаемость, колебания внимания, показатели самоконтроля.

Хар-ки моторики, быстрота движений, координация, сила мышечного тонуса, точность движений.

-Речевые особенности, трудности произношения, неверное употребление слов, оговорки, несформированность фраз.

-Способы выполнения заданий, решения методом проб и ошибок, применение логических приемов, перенос найденных способов на аналогичные задания.

(10 билет) 2этап) Непосредственная интерпретация результатов. Напрямую связан с непосредственным изложением полученных данных и их объяснением. Сначала излогается общая хар-ка объективных данных, полученных в ходе исследования. Однако представление результатов происходит не изолированно (по каждой методике отдельно), а согласно структуре рассматриваемого явления, посколько факты, описывающие составляющий компонент могут содержаться в нескольких методиках тестовой батареи. Особое значение придается показателям выходящим за рамки нормы. В этом случае исследователь должен найти подтверждение объективной информации субъективными фактами. Далее психолог предполагает причины проявлений и обосновывает их.

(11 билет) 3. Выводы и при необходимости рекомендации.Затем следуют выводы – основные моменты, отраженные в заключении по поводу характеристик исследуемого явления. Рекомендации касаются характеристик, выходящих за рамки нормы, и составляются в соответствии с причинами отклонений.

При написании рекомендаций следует исходить из того, на кого они рассчитаны:

-Для учителей и родителей: каким образом строить отношения и организовывать образовательный и воспитательный процесс индивида или класса. В этом следует избегать специальных психологических терминов, рекомендации точные и действенные.

-Для клиницистов – строгое изложение фактов с количественной и качественной аргументацией. В этом случае используются проф терминология, и указываются лишь направления работы, а рекомендации как таковые не даются.

-Для руководителей – исходя из цели исследования, выносится резюме относительно того, готов ли респондент к определенному виду деятельности, соответствует ли занимаемой должности, наиболее эффективное местополежение индивида в иерархической лестнице.

-Для самого респондента – отслеженные, особенно неблагоприятные факты должны быть изложены в корректной, мягкой форме. Индивиду указываются слабые стороны, и предлагаются пути разрешения возникшей ситуации.

Тестовая батарея – совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

Наиболее известными и распространенными в современной психологической диагностике примерами тестовых батарей являются шкалы измерения интеллекта Векслера, батарея тестов Общих способностей (ОАТБ), тест структуры интеллекта Амтхауэра (TSI). Составные методики с включением в них различных групп заданий, направленных на изучение вербальных и практических сторон общих способностей, довольно распространены среди тестов интеллекта.

Комплекс заданий, включенных в тестовую батарею, в значительной мере отражает элементный состав конструкта, на исследование которого направлена данная методика (см. валидность конструктная). Так, батарея тестов WISC (см. шкалы измерения интеллекта Векслера) включает задания на общую осведомленность, понимание, способность к установлению сходства и аналогий, визуальную комбинаторику и репродукцию, смысловой анализ последовательных событий, арифметические способности и навыки, изучение репродуктивной функции памяти и т. д. В совокупности результаты измерений по отдельным субтестам с той или иной степенью полноты репрезентируют исследуемое комплексное качество (в данном примере – комплекс общих способностей).

Несмотря на принадлежность к общей методике, некоторые субтесты тестовых батарей используются в отдельности для решения определенных узких диагностических задач. Часто отдельные субтесты тестовых батарей снабжаются собственными частными нормами и стандартами выполнения. Возможность их комбинирования в зависимости от ситуации обследования является специфической особенностью многих батарейных методик.

Для отдельных многосубтестовых тестовых батарей разработаны сокращенные варианты, состоящие из наиболее нагруженных исследуемыми факторами субтестов, результаты которых тесно коррелируют с результатами полной батареи.

Невзирая на относительную независимость некоторых субтестов тестовой батареи, непременным условием разработки методики и оценки качеств теста в целом является анализ внутренней согласованности, трудности заданий теста, валидности заданий теста не только с точки зрения состава задач отдельных субтестов, но и связи отдельных субтестов с общим результатом тестовой батареи. Процедура разработки и проверки диагностических качеств батарейных методик значительно усложняется по сравнению с единичными тестами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.