КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольный список прилагательный: характеристика, достоинства и недостатки. Q- сортировка Стефенсена: характеристика, цели использования, достоинства и недостатки
Контрольный список прилагательных. Эта методика была создана специально для оценки представлений человека о самом себе. Разработанная в США при Институте по изучению и оценке личности Г. Гоухом, она представляет собой список из 300 расположенных в алфавитном порядке прилагательных от «авантюрный» до «яростный». Имеет 24 основные шкалы, четыре из них дают установку на ответов и омтечают количество выбранных слов итд. Далее идут четыре шкалы самоуверенности, самообладания, лабильности, личной приспособленности. Готовность следовать советам. Потом методика была доведена до 37 шкал. 15 шкал составлены в соответствии с перечнем потребностей Г.Мюррея Основные недостатки этой методики психологи видят в следующем: ♦ она навязывает субъекту те параметры (черты), по которым следует производить оценку объекта (себя или другого человека), при том что эти параметры могут быть для негр незначимы; ♦ приписывание объекту тех или иных параметров может вызвать трудности по ряду причин (из-за неясности понимания параметров или условий их проявления у объекта и пр.). Второй из названных недостатков отчасти устраняется при использовании методик шкалирования
“Методика Q-сортировка относится к семантическим методам психодиагностики. Методика Q-сортировка разработана В. Стефенсоном в Университете им. Гумбольдта (Берлин).” В основу методики Q-сортировка лег анализ различий «Я-реального» и «Я-идеального». Названные категории были взяты из гуманистической психологии К. Роджерса. Позволяет узнать представления человека о самом себе. Q-сортировка дает субъективно-личностные, а не нормативные показатели, это значит, что анализ производится относительно «Я-реального» и «Я-идеального» исследуемого испытуемого, а не в сравнении с другими людьми. Основное применение данная методика нашла в психотерапии, так как позитивное изменение составляющих «Я-образа» является одной из основных целей психотерапевтического вмешательства. Значение коэффициента корреляции ниже 0,10 может свидетельствовать о наличии депрессивного радикала. Надо распределить от наименее характерных до наиболее. Количество карточек в каждой графе определяется нормальным распределением. Чаще всего используется от 3 до 9 групп. Измеряется отношение к себе в разных ситуациях, каким является на самом деле, каким он представляется другим, каким он хотел бы быть. Можно применять карточки для других людей. Основная сложность- подбор и унификация слов, списков черт и их неизбежной субъективной интерпретации. Также, существует изначальная заданность. 4. Семантический дифференциал Ч. Осгуда. Характеристика, анализ результатов, базисные факторы и их интерпретация. Для исследования мотивации персонала Чернобыльской АЭС был использован модифицированный мною автоматизированный вариант метода семантического дифференциала. С помощью набора из 18 шкал семантического дифференциала испытуемые оценивали 30 понятий, отражающих основные виды деятельности работников ЧАЭС Семантический дифференциал. Будучи разработанной Ч. Осгудом и его сотрудниками сначала как средство исследования психологических аспектов осмысления понятий, эта методика очень быстро стала рассматриваться методикой оценки личности, пригодной в первую очередь для измерения личностных установок и отношений к определенному кругу объектов. Семантический дифференциал представляет собой стандартизированную методику, в которой испытуемому предъявляется несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (бланк для ответов). Концы шкал заданы словами (прилагательными), имеющими противоположные значения. Семь градаций чаще всего также обозначены вербально, хотя возможны числовые и графические (в виде отрезков) обозначения. Каждый объект (понятие) должен быть оценен не менее чем по 15 таким биполярным шкалам. Если соединить отрезками все сделанные отметки, то на ответном бланке отразится субъективный семантический профиль прошкалированного объекта, который и подвергают анализу. Анализируется семантический профиль и строится семантическое пространство. В. Ф. Петренко были выделены следующие факторы: «оценка», «сила», «активность» (Осгудовский базис) и, кроме того, «упорядоченность», «сложность», и ещё один особенный фактор, названный «комфортность». Этот феномен был открыт Ч. Осгудом и назван синэстезией. Для наших целей важно только, в чем он проявляется. Синестезия — это основа метафорических переносов и оценок, позволяющая, например, оценивать голос как мягкий или жёсткий (то есть по биполярной шкале «мягкий-жёсткий»). Феномен синестезии, состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности. Фактор ѕ группа шкал, по которым оценки объекта похожи. Из приведенных выше семи шкал к фактору “сила” относятся шкалы 1 и 2 (слабый ѕ сильный, большой-маленький, тяжёлый-лёгкий), к фактору “активность” шкалы 3ѕ 4 (активный ѕ пассивный, медленный ѕ быстрый, острый-тупой), к фактору “оценка” 5ѕ 7 (полезный-бесполезнй, чистый-грязный, хороший ѕ плохой). При высокой оценке- человек испытывает удовольствие при контакте с объектом. При силе- напряженность при столкновение с объектом. Вобуждение или пассивность испытывает он. Производится подсчёт суммы баллов по каждым из трёх факторов. «Семантический дифференциал» применяется для решения разных практических проблем: ♦ в клинике; ♦ при консультировании; ♦ для выявления разнообразных социальных установок; ♦ для исследования отношения к разным изучаемым учебным предметам, отношения к разным товарам и торговым маркам и др. Такая широта использования объясняется тем, что в качестве оцениваемых объектов могут использоваться сам индивид, члены его семьи, друзья, коллеги по работе, представители разных профессий, учебные предметы, названия товаров, разные виды деятельности, радио и телепрограммы имногое другое. По существу термин «семантический дифференциал» используется сейчас для обозначения целого семейства методик, построенных по одним и тем же принципам. В настоящее время не прекращается работа по совершенствованию этой методологии; для анализа результатов используется сложная статистическая обработка, а также современные компьютерные методы. Разрабатываются и применяются невербальные варианты семантического дифференциала (когда полюса шкал задаются невербальными средствами).Одна из модификаций техник шкалирования представляет собой методики сортировки. ( Q - сортировка Стефенсена). 5. Репертуарные личностные методики: характеристика, цели применения, практическое использование, возможности в диагностике личности. Относятся к идиографическим методикам. Автор- Дж. Келли. В процессе диагностирования выстраивается матрица. Строки- субъективные шкалы человека. Столбцы- элементы, группа объектов. Элементы побираются так, чтобы представлять определённую область и связаны между собой. Этот метод позволяет описывать и предсказывать оценки и отношения человека. Имеют гибкость в объёме получаемой информации, при этом в них есть особые правила, можно применять статистические данные, которые порой применяются к групповым. Позволяет реконстурировать уникальный субъективный опыт человека, определённую систему его параметров, помогающих воспринимать и понимать окружающий мир, оценивать и прогнозировать происходящее в нем события, поведение людей, свои взаимоотношения с ними. Конструкт, как способ построения целостного, интегрированного образа мира. Конструкт имеет свойство обобщения и противопоставления. Диапазон пригодности конструкта. Метод триад.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |