Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конструкты: определение, функции, (по Келли), принципы теории конструктов




Правила составления репертуарных методик: выбор элементов, приёмы выявления конструктов. Ранговые решётки.

Метод триад.

Конструкты должны быть проницаемыми- по ним можно оценить и другие элементы.

Конструкты должны отражать субъективные представления и оценки испытуемого.

Они должны быть понятными психологу.

Надо назвать оба люса конструкта.

Качественный анализ и количественный. Метод ранговых решёток.

 

По Келли, конструкт формируется в процессе осознания сходства некоторых объектов по определенному признаку с одновременным отличием их от других объектов по тому же признаку. Таким образом, для формирования конструкта необходимо сравнить по крайней мере три элемента, два из которых должны быть сходны по какому либо признаку, а третий - отличен от них по тому же признаку.

По Келли, каждый конструкт может быть применен к анализу только определенного круга объектов или явлений. Все события, к которым можно приложить данный конструкт, составляют его диапазон применимости. Как только конструкт используется вне границ своего диапазона применимости, его прогностическая эффективность теряется. Существуют конструкты с очень широкими границами диапазона применимости, например “хороший - плохой”. Конструкты с широким диапазоном применимости называются всесторонними, а конструкты, имеющие относительно узкий диапазон применимости, называются частными. Внутри диапазона применимости выделяется область, в рамках которой данный конструкт наиболее применим. Совокупность таких событий составляет фокус применимости конструкта.

Еще одним свойством конструктов является степень их проницаемости для нового опыта. Проницаемым называют конструкт, который легко допускает в свой диапазон применимости новые элементы, которые ранее не были истолкованы в его пределах. Такой конструкт открыт для интерпретации нового опыта. Непроницаемый конструкт, напротив, приложим только к фиксированному набору явлений, составивших его первоначальную основу; такой конструкт неприменим для интерпретации нового опыта.

Не все конструкты применяются человеком одинаково часто. Конструкты, регулирующие его основную деятельность, регулярно используемые им для интерпретации повседневного опыта, называются основными.

 

8. Разработка заданий когнитивных методик (выбор содержания и формы, виды заданий, правила подбора дистракторов, проблемы случайного угадывания)

1. должны быть разные по форме, содержанию, типу. (Как разные субтесты с тестах)

-на аналогию(форма задания), выявлять вид отношений,причинно-следственную связь, падение- ушиб. 2вид отношений: отношения противоположности скромность- высокомерие, 3.отношение рядоположности футбол- хоккей, 4. Вид- род, директор- профессия, чувство- разочарование. 5.дискрептивно-функциональные отношения: творчество- деятельность

- на классификацию (нахождение лишнего)

- последовательность, числовые ряды, вербальные, фигурные

-задания на дополнения.

-задания на восстановление соответствия

-дихотомические(да,нет, большая вероятность отгадывания) и альтернативные задания

Дистрактеры- другие варианты ответов помимо верного. Должны обязательно быть похожи на правильный ответ, и не должны отвечать на другие задания. И сами задания дб независимы друг от друга

 

Важно: четкая, краткая инструкция. (беседы с теми, кто плохо решил тесты и порашивали их,чем плоха инструкция) + мнение экспертов. Суть вопроса дБ в основной части задания

 

Формула случайного угадывания:

9. Разработка заданий опросников (трудности и правила формулирования заданий, основные установки на ответ и приёмы их устранения, форы заданий в опросниках)

Установка на согласие (response set of acquiescence). Это тенденция испытуемого соглашаться с утверждениями или отвечать на вопросы "да" независимо от их содержания. Чаще всего проявляется, согласно Guilford (1959), когда утверждения (вопросы) неоднозначны и неопределенны.

(2) Установка на социально одобряемые ответы (response set of social desirability). Это тенденция испытуемых отвечать на вопросы теста так, чтобы выглядеть "социально положительным": если возможен "социально желательный" ответ, то весьма вероятно, что испытуемые будут его давать. Эта установка, как показал Edwards (1957), оказывает, в частности, влияние на результаты теста ММРI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory).

(3) Установка на неопределенные или средние ответы (response set of using the uncertain or middle category). Если в опроснике представлена средняя категория ответов, отражающая нерешительность или неуверенность в ответе (напр., "не уверен", "не знаю", или "затрудняюсь ответить"), то многие испытуемые склонны к ней прибегать, как к безопасному компромиссу. Это приводит к снижению валидности заданий, поскольку большинство методов анализа вопросов основывается на крайних значениях показателей.

(4) Установка на "крайние" (расположенные по краям шкалы) ответы (response set of using the extreme response). Эта установка может проявляться при использовании многоэлементной рейтинговой шкалы. Некоторые испытуемые, независимо от содержания вопросов, предпочитают выбирать крайние ответы (Vernon, 1964).

(1) Вопросы с ответом типа "да-нет". Их легко формулировать, они понятны испытуемым и ответы на них даются быстро. Такова форма вопросов личностных тестов Айзенка. Типичный дихотомический вопрос: "Любите ли вы загорать на пляже?"

(2) Вопросы с ответами типа "да-?-нет", "да-затрудняюсь ответить – нет". Это вариант вопросов типа "да-нет", описанных выше, с добавлением категории неопределенности, потому что некоторые испытуемые становятся раздражительными к несговорчивыми, если их заставляют отвечать либо "да", либо "нет" на вопросы, в ответах на которые они не очень уверены.

Трудность с такими вопросами состоит в том, что эта "средняя" категория очень привлекательна для испытуемых и редко бывает информативной.

(3) Альтернативные задания (с ответами типа "правда-ложь"). Эти задания состоят из утверждений (часто от первого лица), которые испытуемые должны отметить как верные или неверные для них. Примером альтернативного задания является: "Я ненавижу втискиваться в переполненный автобус". Это форма утверждений, используемая в ММРI. По существу, она ненамного отличается от дихотомических вопросов, хотя формулирование их как альтернативных утверждений, а не как дихотомических вопросов, может до некоторой степени повлиять на языковую представленность задания.

(4) Задания с ответами типа "нравится-не нравится" (одно слово или фраза). Это весьма оригинальная форма задания, которая в настоящее время используется у Grygier (1961) в динамическом тесте личности (DPI – Dynamic Personality Inventory), тесте, основанном на шкале личностных предпочтений Кроута (Krout Personal Preference Scale) (Krout and Tabin, 1954). Примерами таких заданий могут быть: (1) "фонарщики"; (2) "воротники из бобрового меха"; (3) "бас-барабан". Испытуемые должны указать, нравится им предложенное или не нравится. Grygier и Grygier в своем руководстве по DPI утверждают, что эти задания являются сугубо проективными по своей природе, a DPI – это в сущности проективный опросник.

(5) Задания с рейтинговыми шкалами. Эти задания состоят из предложений, к которым прилагаются рейтинговые шкалы.

(6) Разнообразные трихотомические задания. В действительности это варианты трихотомической формы вопроса типа "да-нет" (тип 1 в данном списке). Cattell, например, в тесте 16PF использует эти задания, потому что они более подходят по смыслу в отношении некоторых утверждений, чем "да – затрудняюсь ответить – нет". Примерами трихотомий являются: "обычно – иногда – никогда", "верно – не знаю – неверно", "согласен – не уверен- не согласен ". Эти варианты предоставляют большую гибкость при формулировании заданий, чем жесткие формы типа "да-нет" (дихотомическая) или альтернативные.

(7) Трихотомические задания с выбором. Это варианты типа (6), позволяющие вложить в лаконичную форму задания почти любую мысль. В них используются три завершающих предложение фразы, одну из которых испытуемый должен выбрать. (8) Задания с вынужденным выбором. В таких заданиях, как уже говорилось выше, испытуемые принуждаются к выбору того, какое из (обычно двух) утверждений более точно применимо к ним или более верно для них, хотя может быть и больше вариантов выбора.

Правила для формулирования заданий

(1) Устраняйте возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается при помощи данных заданий. Это делается не ради того, чтобы ввести их в заблуждение, а потому, что если испытуемые догадаются, что некоторое задание предназначено для измерения черты X, то ответы будут отражать их точку зрения по выраженности у себя этой черты, а не реальное положение дел.

(2) Формулируйте понятные, недвусмысленные вопросы (утверждения). Это важно для того, чтобы уменьшить погрешность, возникающую из-за неверного понимания вопросов. Высокая надежность зависит, в известной степени, от этого качества теста.

(3) Задания должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения. Так, задание вида: "Нравится ли вам спорт?" – является слишком общим: термин "спорт" – неопределенный, как и термин "нравится".

(4) В каждом задании следует задавать только один вопрос или делать только одно утверждение.

(5) Избегайте, насколько это возможно, слов, определяющих частоту действий. Они обычно настолько субъективны, что вносят большую неопределенность. Это положение прояснят примеры.

Пример А. "Часто ли вам снятся сны?" Здесь все зависит от значения слова "часто".

(6) Насколько возможно, избегайте терминов, выражающих чувства. Вместо этого, попытайтесь представить задание в контексте поведения. Это правило было проиллюстрировано в пункте (3) выше, в котором задание было сформулировано более конкретно с целью повышения надежности при тестировании по истечении некоторого времени. Для этого слово "нравится" было заменено на "играете". Важным для нас здесь является то, что испытуемый без колебаний отвечает, играет он или нет, а со словом "нравится" возникает целая проблема. Сообразительные, высокообразованные, точно выражающие свои мысли испытуемые могут долго колебаться в выборе значения этого слова: "Да, им нравится это, но, вероятно, "наслаждаться" будет чуточку точнее; "находить удовольствие" -да, но...",-и т.д.

(7) При помощи инструкций обеспечьте, чтобы испытуемые давали первые приходящие на ум ответы. Не позволяйте испытуемым долго размышлять над значением заданий.

11. Психодиагностика самосознания: основные понятия, методологические проблемы.

Самосознание- это процесс направленный на познание себя. Оно характеризуется продуктом: представлением о себе, Я-концепцией. Джеймс выделял познающее Я (чистое Я) и эмпирическое Я (познаваемое Я)

Психодиагностика направлена наанализ продукта.

1. Выделяются знания о себе или оценка/отношение к себе.

2. не все знания о себе или стороны отношения к себе явственно осознаются.

Проблемы:

Можно ли вообще выявить то, что человек знает о себе. В егоописаниях всегда звучит оценка. Выделить знание о себе без оценки-невозможно.

Я концепция- совокупность всех рпедставлений о себе, сопряжённая с оценкой представлений.

Самоотношение понимается как аттитюд.

Есть 3 компонента установки; когнитивный, эмоциональный и поведенчекий.

На я-концепцию влияют:

Социальная желательность

Тактика самоподачи, самопрезентации

Установка на молчаливое согласие

Сами пункты методики

Контекст всей ситуации

Характер инструкции

Способы подсчёта результата. Уровень интеллекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.