КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Она была относительно однородна по уровню образования испытуемых и по
Во-вторых, если более строго подходить к составу выборки, к тому, чтобы Во-первых, использовать материал, который является достаточно Особенности мыслительно-речевой деятельности, которые обусловлены СНС, Для того чтобы из общего результата по тесту можно было выявить такие необходимо уравнять для испытуемых содержательную сторону методики. Этого можно добиться, если: простым, элементарным, доступным для понимания всеми, кто владеет знаниями хотя бы в объеме неполной средней школы; их профессиональной деятельности (гуманитарной, технической и т.п.). Почему важно учитывать состав выборки при диагностике проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности? Хотя вербальные методики затрагивают самый минимальный уровень знаний, которым должны обладать все лица после 6–7 лет обучения, и в этом смысле они имеют равные возможности для успешного выполнения заданий, не следует забывать, что навык выполнять даже самые простые мыслительные операции не может быть у всех одинаков. Так, различия могут проявляться между теми, кто по роду своей деятельности имеет большую тренировку в мыслительно-речевых операциях, и теми, чья трудовая деятельность не предполагает длительного и регулярного оперирования словесным материалом. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы выборка включала в себя испытуемых, близких по сфере деятельности и уровню образования. Можно предположить, что люди, имеющие тренировку в выполнении мыслительно- речевых операций, будут более успешно справляться с вербальными методиками по сравнению с теми, у которых подобная практика отсутствует. При правильно подобранных выборках в каждой из них можно выделить группы испытуемых, резко различающихся по СНС (например, сильные–слабые), хотя формальный количественный критерий, с помощью которого можно судить о степени выраженности диагностируемого свойства, возможно, будет в каждой выборке свой. При соблюдении таких требований можно рассчитывать, что количественные показатели выполнения заданий отразят природные, нейрофизиологические особенности испытуемых. Построенные таким образом методики уже нельзя отождествлять с традиционными тестами. Они являются способами обнаружения индивидуальных различий по формально-динамическим характеристикам мыслительно-речевой деятельности, обусловленных СНС. Были разработаны бланковые методики, диагностирующие проявления в мыслительно-речевой деятельности таких основных СНС, как лабильность (В.Т. Козлова, 1981) и сила (В.А. Данилов, 1973). Под лабильностью нервной системы принято понимать скорость возникновения и исчезновения нервных процессов в коре головного мозга в ответ на внешний раздражитель. Проявления лабильности–инертности нервной системы находят свое выражение в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятельности (например, в динамике речевого выражения мыслей, в скорости актуализации знаний, в скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, в легкости приспособления к новым видам деятельности и т.д.). Разработаны две методики: «Исполнение инструкций» и «Код». Они требуют от испытуемого быстрого включения в деятельность после сообщения ему инструкции, т.е. определенной быстроты возникновения мыслительно-речевого процесса: немедленный же переход к выполнению другого задания предполагает прекращение предыдущего процесса и возникновение сменяющего его нового процесса. Следовательно, методики адресуются к той динамической характеристике мыслительно-речевой деятельности, которая детерминируется скоростью возникновения и исчезновения нервного процесса и, таким образом, прямо связывается с лабильностью нервной системы, являясь при прочих равных условиях ее функцией. По замыслу исследования, основными показателями проявления лабильности должны быть быстрота и четкость восприятия и выполнения элементарных мыслительно- речевых операций, причем темп работы испытуемых заранее предопределен и для всех лиц одинаков; испытуемые не могут изменить его по своему усмотрению. Психодиагностические пробы являются кратковременными и не вызывают у испытуемых состояния утомления. Методики рассчитаны на любой возраст начиная с 14 лет. ЛИТЕРАТУРА Основная 1. А. Анастази Психологическое тестирование: Книга 1. Пер. с англ./Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. –320 с. 2. А. Анастази Психологическое тестирование: Книга 2. Пер. с англ./Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. –336 с. 3. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – М.:Феникс, 1966.- 544 с. Дополнительная 1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб: Речь, 2000. –440 с. 2. Введение в психодиагностику: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. –М.: Академия, 1997. – 192 с. 3. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом/Под ред. С.А. Багрецова и др.- СпбУ, 1999. –640 с. 4. Диагностика психического развития: Пер. с чешск. – Прага: Авиценум 5. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. –Л.: Медицина, 1984. – 216 с. 6. Леонова А.Б. психодиагностика функциональных состояний человека. -МГУ, 1984. –199 с. 7. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с. 8. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. –М.: Владос, 2001. – 192 с. 9. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/ Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981. –232 с. 10. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/Сост. и общ. ред. В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. –СПб.: Питер, 2001.-256 с. 11. Психодиагностика: теория и практика: Пер. с нем. –М.: Прогресс, 1986.- 207 с. 12. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика./Ред. В.В. Столин, А.Г. Шмелев. – МГУ. 1984.- 152 с. 13. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. –М.: Академия, 1997.- 96 с. Приложение. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |