Сознание человека есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек. Необходимым этапом в становлении рефлексивного сознания, помогающим человеку преодолеть абсолютную поглощенность процессом жизни, течением событий, является его самосознание. Рефлексия обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание человеком своей самости, собственной субъективности. Сознание I- высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов й понятий. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Образ - субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Самосознание имеет уровневоё строение. На уровне организма, когда активность субъекта определена системой организм - средам имеет двигательный характер и вызывается потребностями в физическом благополучии организма, формируется самочувствие субъекта. Самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии. На уровне социального индивида активность подчинена потребности ^принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержение ими. На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т.д. - и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации и рассматриваются как ее условия.
Самосознание как осознание себя в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие. Самопознание. Его сущность составляет нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается:.Во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общениями взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами площадь при 'осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития-способностей, качеств моей личности); в-третьих, в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.
Самопознание - основа развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль)проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль - особый психологический механизм человека как субъекта деятельности, познания и общения. Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка - тот компонент самосознания, который включает и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной (заниженной или завышенной). Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека, проявляющемся в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. Важная интегральная характеристика в структуре самосознания -Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важны для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представление человека о самом себе. Р. Берне (1986) рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В этих установках выделяются три компонента:
1) образ Я - представление индивида о самом себе; 2) самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением; 3) потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой. "Образ Я" - результат самопознания человека и выработки им системы представлений о самом себе. Он определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. В психологических исследованиях "образа Я" выделяют несколько автономных, формальных "характеристик,, подлежащих измерению. Результаты таких измерений и составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути.
Во-первых, это степень когнитивной сложности дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых челов"еком своих качеств; при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень ее самосознания. Во-вторых - это степень выраженности и конкретный состав "образа Я", его значимости для индивида. Люди могут различаться и по силе интенции, направленности на свое Я (у одних "образ Я" в центре сознания, у других - на периферии), и по предмету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие - социальным, третьи -духовным. В-третьих, это степень внутренней цельности, последовательности "образа Я". Он может отличаться внутренней согласованностью либо включать противоречивые представления субъекта о самом себе. Противоречивость, непоследовательность "образа Я" вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания. В-четвертых, это степень устойчивости "образа Я" во времени. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям. Общим знаменателем, интегральным измерением "Я" выступает самопринятие и самоуважение личности. Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. Американский психолог У. Джемс предложил формулу, определяющую переменные от которых зависит самоуважение человека. САМОУВАЖЕНИЕ = УСПЕХ ПРИТЯЗАНИЯ Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление