Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика межличностных отношений 3 страница




Проблема диагностики умственного развития

Для диагностики умственного развития и оценки предметной успеваемости в школе используются тесты интеллекта и учебных достижений (последние носят название педагогических, или дидактических, тестов).
В настоящее время можно выделить две главные функции этих групп тестов в системе образования. Во-первых, обеспечение эффективного усвоения учебных знаний и навыков, а также полноценного умственного и личностного развития. Во-вторых - оценка качества самого образования, то есть выявление того, насколько та или иная образовательная система обеспечивает всестороннее развитие ребенка.
В соответствии с этим можно выделить два класса психодиагностических задач, решение которых требует применения тестов интеллекта и учебных достижений. В первый входят: диагностика готовности к школе, определение причин школьной неуспеваемости, выявление одаренных детей, дифференциация обучения, выявление сложностей и отклонений в развитии и др. Во второй можно отнести осуществление оценки эффективности программ и методов обучения, контроля за умственным развитием и приобретенными знаниями и навыками.
Как уже отмечалось в предыдущих главах, в психологии нет однозначного мнения о том, что же такое интеллект. Каждый исследователь или коллектив исследователей, приступающий к разработке диагностического инструментария в этой сфере, пытается выработать свое собственное рабочее определение интеллекта.
К. М. Гуревич определяет интеллект как «присущий каждому человеку психофизиологический механизм, который находится в действии постоянно и служит условием, предпосылкой приобретения, переработки и применения поступающей информации» (К. М. Гуревич, Б. И. Горбачева, 1992, с.17).
Здесь, под УМСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Если интеллект - это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.


Специальный анализ, проведенный российскими психологами (работы К. М. Гуревича, Д. Б. Эльконина, Н. Ф. Талызиной и др.) по проблемам диагностики интеллекта, привел к формулированию важного вывода о том, что тесты интеллекта измеряют главным образом степень приобщенности испытуемого к той культуре, которая представлена в тесте, уровень усвоения достижений этой культуры. При этом сам тест не показывает, почему один сумел это сделать лучше, чем другой. Называть ли результат тестирования оценкой интеллекта или степенью приобщенности человека к культуре, представленной в заданиях теста, - на этот вопрос тестовые результаты не дают ответа. Тем самым глобальную прогностичность тестов интеллекта в масштабе всей жизни нельзя считать доказанной. Часто тестируется не потенциал, а результат развития. Наряду с этой критикой признано, что тестовые испытания могут дать ценный материал о ДОСТИГНУТОМ уровне развития тех или иных особенностей детей, что может быть эффективно использовано для разных задач обучения и воспитания.
За рубежом критическое отношение к тестам интеллекта было вызвано главным образом их дискриминационной направленностью по отношению к представителям национальных меньшинств, иммигрантам, детям из бедных семей и т. д. (публикации Л. Кэмина, Дж. Лолера, Дж. Наэма и др.). В предыдущих главах уже неоднократно отмечалось, какой остроты достигла социально-политическая критика тестов интеллекта в Советской России в 30-е годы.
Новые тенденции развития психодиагностики позволяют снять многие критические замечания, высказываемые в адрес тестирования. Так, например, внедрение компьютерного тестирования открывает возможности изучения процессуальной стороны деятельности, которую моделирует тест, позволяет выявлять индивидуальные стратегии решения заданий, анализировать затруднения, которые испытывает субъект при выполнении заданий разного типа.
Большой прогресс наблюдается и в преодолении одного из основных недостатков тестирования - выявления наличного уровня достижений без ориентировки на потенциальные возможности человека, которые при традиционном подходе остаются скрытыми. Это удается реализовать в тестах обучаемости, основанных на идее «зоны ближайшего развития». В них вводится звено педагогического воздействия и отслеживается успешность дальнейшего продвижения испытуемого после вмешательства взрослого.

Практическая работа № 1

Тема:

 

Тесты достижений: Школьный тест умственного развития (ШТУР) М.К.Акимова, К.М.Гуревич.

 

Цель практической работы:

Научить студентов подбирать и проводить методики для диагностики умственного развития учащихся, анализировать результаты психодиагностического обследования

 

Ожидаемый результат:

Навык диагностики умственного развития учащихся и обработки результатов методик

 

Задание 1. Подобрать методики в картотеку для диагностики умственного развития.

Задание 2. Провести диагностику (ШТУР) М.К.Акимова, К.М.Гуревич. Представить результаты по алгоритму аналитической записки.

Задание 3. Решить задачи.

 

Задача 1

По результатам методики ГИТ Дж Ванной (групповой интеллектуальный тест) у школьницы 3 класса были получены следующие показатели по субтестам:

- понимание инструкции – 15 (из 20);

- арифметический – 10 (из20);

- сходство-различие – 30 (из40);

- аналогии – 17 (из20);

- корректурная проба – высокий уровень.

Определите уровень развития школьницы. Можно ли судить об успешности девочки в 4 классе?

Задача 2

По результатам методики ШТУР (школьный тест умственного развития) у ученика 9 класса получены следующие показатели:

гуманитарный цикл – средний уровень развития;

математический цикл – выше среднего;

естественно-научный цикл – высокий уровень развития.

Какие рекомендации можно дать подростку при выборе профильного класса? Аргументируйте ответ.

 

Задача 3

 

В каких методиках присутствует чистая проективная карта без изображения:

- методика исследования фрустрационных реакций Розенцвейга

- методика «Хэнд-тест»

- методика «Тематический апперцептивный тест»

- цветовой тест Люшера

Для чего используют чистую карточку? Аргументируйте ответ.

Задача 4

Стимульным материалом в методике «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» Э. Махони являются

- три листа бумаги формата А4

- три тетрадных листа

- три листа бумаги размером 10 на 10 см

Для чего необходима такая технология? Аргументируйте ответ.

Задача 5

Какие элементы может использовать человек, выполняя методику «Психогеометрический тест» С. Делингера.

- круг;

- ломаную линию;

- квадрат

- ромб

- треугольник

Дайте характеристику каждой фигуре и соотнесите её с качествами личности.

Задача 6

Какие критерии в методике КРС В.Хьюлс, С.Х. Кауфман

дают информацию об интраверсии/экстраверсии испытуемого:

- положение на листе

- руки

- лицо

- размеры фигуры

Добавьте свои критерии и аргументируйте ответ.

Задача 7

По результатам проективной методике К.Коха «Дерево» у школьника 6 класса были получены показатели:

-корни нарисованы одной чертой;

- листва без четкого направления, падающая;

- ствол в форме конуса;

- отсутствие ветвей;

- нарисовано во весь лист бумаги А4.

Интерпретируйте результаты и дайте рекомендации родителям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.