КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод
Прогнозирование, как основная задача психологической диагностики. Психодиагностика, как теоретическая дисциплина. Этапы психологической работы (любой практической работы). Психодиагностика, как практическая дисциплина. Психологическая диагностика как теоретическая и практическая сфера психологической науки. Диагностика (dia – различать, gnostica – значение) – наука о различии. Применяется в медицине, при постановке технического диагноза, в педагогике. Психодиагностика – наука о различении души, психологической реальности. Психодиагностика – область психологической науки и одновременно важнейшая сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека (Шмелев А.Г.). Используется: - при профотборе, расстановке кадров, профориентации; - при оптимизации обучения, воспитания; - при прогнозировании социального поведения (стабильность брака, законопослушание); - в консультативной практике; - в судебно-психологических экспертизах: оказание помощи в расследовании преступлений; - в медицине (психосоматика, потеря смысла жизни, подготовка к операциям); - при прогнозировании психологических последствий изменения окружающей среды; - для изучения личности и межличностных отношений. 1. Сбор информации, выбор технологии помощи. 2. Консультация, коррекция (психологическая помощь). 3. Сбор информации, уточнение, выбор дальнейшей технологии при необходимости. Задается перечислением трех сфер: 1. Предметная область психологической науки (общая и дифференциальная психология). 2. Дифференциальная психометрика (разработка и математическое обоснование диагностических методик). 3. Практические сферы применения методик (Где? Когда? Как?) Прогнозирование поведения человека, его поступков – есть основная задача психодиагностики. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Деятельность специалиста в области психодиагностики не ограничивается описанием индивидуальных особенностей того или иного явления, поиском вызвавших его к жизни причин и соотнесением этих знаний со структурой и динамикой личности. Практическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществления на его основе прогноза. Л.С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает. Но прогноз «строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде». Условием проникновения во «внутреннюю логику самодвижения процесса развития» является разбивка прогноза на отдельные периоды и длительные повторные наблюдения. В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации. Определить, например, пригодность к той или иной деятельности невозможно вне требований, к ней предъявляемых. Характеристика особенностей личности вне социальных условий лишены почвы. «Мы можем понять, что такое «ленивый мальчик», если нам известно, кто именно, в каких социальных условиях, кому и на каких основаниях дал такое определение» (Обуховский, 1981). Прогноз осуществляется на основе эмпирически определенных статистических соотношений. Вопрос об эффективности клинического и статистического прогноза неоднократно обсуждался психологами и до сих пор служит предметом дискуссий. П. Мил, положивший начало дискуссиям, опираясь на анализ значительного количества работ в этой области, приходит к заключению о том, что статистический прогноз оказывается значительно более эффективным. Этот подтверждается и более поздними исследованиями, в которых, в частности показаны причины, ограничивающие результативность клинического прогноза (Barendregh, 1961). Оказывается, что увеличение объема диагностических данных, которые должен учитывать психолог, вначале приводит к возрастанию, а затем к снижению точности прогноза. Наиболее уязвимое место клинического подхода – жертва частным, отдельным, во имя полноты картины. П.Б. ганнушкин в свое время писал. Что чем богаче опыт клинициста-психиатра, тем труднее делается, а подчас совершенно невозможен дифференциальный диагноз отдельного припадка. Однако, статистический подход не может заменить клинический, когда ставится задача всестороннего описания личности, раскрытия причинных связей и отношений. Трудно найти альтернативу клиническому подходу и в тех областях исследования личности, в которых использование тестов оказывается малоэффективным. Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы. Категории – скрытые латентные переменные. Если измерены количественно, то называются – факторы. Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий. Примеры: ü Признак – вырвал из дневника лист. Категория – страх наказания, склонность обманывать. ü Признак – кража. Категория – привычка, безвыходная жизненная ситуация.
Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях. Диагностический вывод - есть переход от внешне наблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий. 4. Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы. Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор. Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы. Количественный подход (стандартизированный метод): Стандартизация (standart - типовой) – есть единообразие процедуры оценки выполнения методики и проведения теста. Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений. Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность. Особенности: ü Экономичны (групповые, с использованием компьютеров). ü Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз). Качественный подход (клинический метод): Анализ индивидуального случая. Не патология! Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности. Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания). Особенности: ü Строго индивидуальный метод. ü Психометрически не обоснован. ü Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |