КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностического обследования
Типология данных, получаемых в результате
Для наиболее полного и глубокого понимания личности человека (какой-либо ее характеристики) необходимо собрать три типа данных о ней: L-,Q- и T- данные. 1. L-данные (life – жизнь) – «это данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни» [25, с. 107]. Для получения этого типа данных часто используется метод экспертных оценок. Этот метод заключается в том, что подбираются люди, хорошо знающие человека (их называют экспертами), и оценивают выраженность интересующей нас характеристики, например, тревожности или уровня развития межличностных отношений в группе. К методу экспертных оценок предъявляются следующие требования: оцениваемая характеристика должна определяться в терминах наблюдаемого поведения; эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого достаточно длительный промежуток времени; необходимо иметь не менее 10 экспертов на одного оцениваемого; ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной характеристике за один раз; следует использовать экспертов различных психологических типов и разных модальностей отношения (позитивное, индифферентное, негативное) к оцениваемому и т. п. [25, с. 107]. 2. Q-данные (question – вопрос). Для получения этого типа данных используются опросники и другие методы самооценок. Как мы уже отмечали, эти данные подвержены значительным искажениям. Причины искажения Q-данных могут носить познавательный или мотивационный характер. Познавательные искажения чаще всего связаны с низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, использованием неверных эталонов, отсутствием навыков самонаблюдения и специальных знаний. Мотивация испытуемых также может явиться источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности, либо в сторону подчеркивания своих дефектов (агровация). Такие искажения зачастую носят как сознательный, так и бессознательный характер. Для их устранения (или учета) используют шкалы лжи и коррекции, построение опросников из супервопросов и др. [25, с. 107] 3. T-данные (test – тест) – «это данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура» [25, с. 108]. Объективность Т-данных достигается путем: 1) наложения ограничений на возможные искажения тестовых оценок; 2) использования объективного способа получения оценок по реакциям испытуемого. Ограничение возможных искажений обеспечивается посредством конструирования тестов, цель которых неясна испытуемым. Для этого: 1) маскируется истинная цель исследования; 2) осуществляется неожиданная постановка задач; 3) ставятся неопределенные цели тестирования; 4) используются специальные процедуры отвлечения внимания; 5) создается специальная эмоциональная ситуация при тестировании; 6) используются автоматизированные реакции и «непроизвольные» индикаторы и т. п. Объективация способа получения оценок достигается путем разработки строго формализованных (алгоритмизированных) процедур получения тестовых оценок [25, с. 108]. На основе этих трех типов данных может быть построен объемный LTQ – образ исследуемой черты личности. Если собраны три таких типа данных, тогда можно говорить о том, что проведено полное психодиагностическое оценивание изучаемой характеристики [25, с. 108]. Таким образом, при исследовании личности психодиагностика сталкивается с рядом нерешенных методологических проблем. Для того чтобы справиться с данной ситуацией при исследовании личности, психодиагностика выделяет системообразующие интегральные характеристики личности и стремится изучить их наиболее полно, опираясь на данные, полученные различными способами.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |