Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеком




Выявление особенностей переработки информации

Как мы уже отмечали, репрезентативная система проявляет себя в поведении человека. Существуют индикаторы, с помощью которых возможно выявление доминирующей модальности человека. В частности, таким индикатором может являться положение рук человека:

у визуалов при разговоре руки совершают манипуляции в верхней части тела, начиная от середины груди и выше, на уровне головы;

у аудиалов руки совершают манипуляции на среднем уровне, нижняя граница чуть выше пояса – до середины груди;

у кинестетиков руки совершают манипуляции в нижней части тела – ниже пояса.

По голосу также можно определить, в какой системе говорит человек:

у визуалов голос ровный, но часто рывками повышается;

у аудиалов голос ровный;

у кинестетиков голос ровный, но в процессе разговора переходит в тихий.

В качестве индикатора выявления модальности у человека в НЛП используются «предикаты». Они позволяют присоединиться к внутреннему миру человека и войти в его внутреннее состояние и мыслительный процесс. Так, при сообщении определенной информации визуал употребляет в своей речи слова: видеть, ясный, цветной, пестрый, красивый и т. д.; аудиал – слышать, звучать, звенеть, беззвучно, громкий и т. д.; кинестетик – чувствовать, шероховатый, притрагиваться, тугой, ощущение и др.

Доминирующую репсистему можно определить также по движениям глаз (табл. 1.)

Таблица 1

Направление взгляда при различных состояниях репрезентативной

системы

Направление взгляда Модальность восприятия Результат восприятия
Вправо вверх визуальная Визуальный образ (конструированный)
Вверх визуальная Визуальный образ (припоминаемый)
Влево вверх визуальная Визуальный образ (припоминаемый)
Вправо аудиальная Аудиальный образ (конструированный)
Влево аудиальная Аудиальный образ (припоминаемый)
В центр визуальная Визуальный образ (припоминаемый)
Влево вниз аудиальная Аудиальный образ (припоминаемый)
Вниз кинестетическая Кинестетический образ
Вправо вниз кинестетическая Кинестетический образ

Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий (введение, отработка и оценка). В этой связи в НЛП выделяются три информационные системы активности человеческого мозга:

- ведущая, отвечающая за извлечение информации;

- репрезентативная, обеспечивающая представление информации (визуально, аудиально, кинестетически) сознанию;

- референтная, осуществляющая сверку полученного результата с искомым (т. е. способствующая оценке информации).

Каждая из перечисленных систем может быть представлена визуально, аудиально и кинестетически.

Результаты анализа внутреннего состояния человека в процессе его жизнедеятельности убеждают в том, что формированием его конкретного опыта занимаются все три основные и две вспомогательные модальности. В природе не существует людей, работающих в какой-то одной системе. Значит, в целях установления эффективных деловых отношений чрезвычайно важно понять, в какой модальности человек поддерживает беседу. Это предопределяет объективную схему построения стратегии и тактики общения в целом. В то же время это позволяет в перспективе избежать многих критических и спорных ситуаций. Для наглядности приведем следующий пример. Один человек говорит другому: «Ну, вы знаете (смотрит вправо вверх)… я действительно (смотрит вправо вниз) испытываю ревность». Изобразим это схематично (табл. 2).

Таблица 2

 

Примерный вариант стратегии внутреннего мышления

Диалог человека Фиксация глаз Что говорящий строит внутри себя Модальность Степень
«Ну, вы знаете…» вправо вверх картинка визуальная ведущая система
«…я действительно» вправо вниз чувства приятные кинестетическая репрезентативная система
«…испытываю ревность» Влево вниз «Я говорю себе, что это умасшествие, ведь у меня нет на это никаких оснований, но чувство ревности меня все равно мучает слуховая референтная система

Из приведенного примера можно предположить, что у данного человека в результате его деятельности сложился присущий только ему процесс формирования внутреннего опыта. Очевидно, этот человек испытывает определенные трудности, поскольку у него только один вариант формирования опыта. Но, зная структуру, можно предложить ему иную стратегию, которая позволит изменить отношение к сказанному и внесет коррективы в какую-либо из ступеней, например в первую, изменив яркость картинки: понижая ее, уменьшая до пелены, когда картинка размоется и т. д. [21].

Таким образом, исходя из особенностей поведения человека (его жестикуляции, голоса, движения глаз) можно установить, как человек перерабатывает поступающую к нему информацию. Знание этого может помочь вам избежать конфликтов и непонимания в процессе общения с этим человеком.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.