Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние равновесия




Устойчивость.

Ось тела и центр тяжести.

Каждое тело имеет центр тяжести. Человеческое тело - тело неправильное, поэтому оно имеет два центра тяжести физический и гравитационный.

Физический центр тяжести (ось тела) - это перпендикуляр, опущенный из макушки на площадь опоры. Физический центр не смещается при движении туловища.

Гравитационный центр тяжести располагается в области тазового кольца. Гравитационный центр подвижный, смещается при движении туловища. При ходьбе совершает маятникообразные движения. Мы будем эргономично двигаться тогда, когда эти два центра совпадают или максимально приближены друг к другу. Когда человек сидит на стуле, гравитационный центр выходит за пределы тазового кольца и удаляется от оси тела. При наклоне тела эти центры приближаются и из такой позы пациента поднять легче.

Каждое физическое тело должно быть устойчивым. Главное условие устойчивости - площадь опоры: чем она больше, тем тело более устойчиво. Стопа человека по сравнению с ростом невелика. Мы перемещаемся в вертикальном положении. Что делать?

Есть три условия повышения устойчивости при ее снижении:

· Увеличение площади опоры. Необходимо поставить ноги на ширине плеч и согнуть ноги в коленях (присесть).

· Приближение гравитационного центра к площади опоры.

· Увеличение трения - ношение эргономической обуви.

Самая устойчивая поза - поза «на четвереньках», но это необычно. Эта поза может быть использована как переходная при нарушении устойчивости в реабилитационный период. Искусственное увеличение площади опоры при необходимости - это применение палки, трости, костылей, ходунков, трапеции.

 

В физике понятие равновесия трактуется следующим образом: равновесие достигается, если произведение силы тяжести (груза) на длину плеча рычага будет равным с обеих сторон.

В биомеханике, чтобы поднять больший груз, необходимо уменьшить плечо рычага (прижать груз к себе) или создать противовес (поза на колене). В клинической практике при перемещении мы должны помнить о том, что мы внедряемся в интимную зону пациента. Пациенты не всегда приятны. Поэтому необходимо привести пациента в порядок и тактично предупредить пациента о том, что мы будем делать.

Приложение сил.

При перемещении пациента или груза сила, затрачиваемая для этого, будет зависеть от нескольких величин: от веса пациента (груза) вместе с приспособлениями, от силы трения, от направления перемещающей силы. Наименьшие усилия мы будем прилагать, если перемещающая сила будет направлена параллельно скользящей поверхности, так как сила трения не увеличивается за счет нашего усилия.

 

Пути облегчения груза:

· Использование приспособлений для перемещения пациента или груза с изменяющейся высотой. Возможность регуляции высоты под рост.

· Создание противовеса.Использование рессоры или пружины.

· Использование поверхности с наименьшим коэффициентом сцепления (скользящие и вращающиеся поверхности).

Знание этих законов поможет медицинской сестры смоделировать необходимые манипуляции по перемещению, пациента на конкретном рабочем месте.

Физиологические основы трудовой деятельности.

Труд медицинских работников по классификации относится к нервно напряженному. Это вид трудовой деятельности, где велика ответственность или опасность. Нервное напряжение как компонент трудовой деятельности обязательно возникает у людей с малым профессиональным или жизненным опытом. Он отражает стоимость физической нагрузки. Физическая нагрузка и нервное напряжение определяют состояние работоспособности и утомления.

Работоспособность - это потенциальная или реальная способность человека выполнять максимальное количество работы с определенным качеством на протяжении заданного времени. Работоспособность зависит от внутренних и внешних факторов.

 

Внутренние факторы:

Подготовленность организма, проявляется тренированностью. Это физическое состояние организма (состояние здоровья), устойчивость организма к перегрузкам, способность организма к использованию резервов и последующему их восполнению.

Профессиональная подготовленность - это владение профессиональными навыками. Для медицинской сестры - это навыки по уходу за пациентом. В процессе овладения навыком формируется рабочий динамический стереотип, т.е. формируется новая функциональная система и функциональные изменения в ней. Профессиональные навыки очень прочные. В процессе утраты физического здоровья, старения они утрачиваются позднее всех остальных. В рамках учебного заведения специалисты готовятся на уровень умения, навык приобретается в процессе трудовой деятельности, так как умение, доведенное до автоматизма.

Если внутренние факторы на необходимом уровне, появляется мотивация к работе и эмоциональный подъем при ее выполнении.

Внешние факторы:

Трудовая активность человека во многом определяется условиями, в которых он работает. К ним, прежде всего, относятся рабочее пространство и рабочее место.

Эргономическое проектирование рабочих пространств и рабочих мест производится для конкретных рабочих задач и видов деятельности с учетом антропологических, биомеханических, психофизиологических и психических возможностей и особенностей работающих. Рабочее пространство и рабочее место медицинской сестры очень трудно спроектировать на конкретную деятельность. Это возможно сделать в процедурном кабинете, в операционной, в реанимационном отделении и некоторых др., но очень сложно сделать для постовой медицинской сестры, для работников «Скорой помощи». В этом случае приобретает большое значение приспосабливаемость человеческого тела - биомеханика движения, рабочее положение, рабочие позы. Большое значение приобретает переносное оборудование и малые приспособительные средства, чем часто пренебрегают медицинские сестры.

Из других внешних факторов играют роль режим труда (разные смены), режим отдыха (ночной сон).

Оценка работоспособности осуществляется по двум показателям: количеству продукции и по состоянию функциональных систем. Оценка работоспособности медицинской сестры осуществляется по состоянию функциональных систем - активность функциональных систем в процессе трудовой деятельности.

Если имеются отклонения в функционировании, то говорят об утомлении.

Утомление - это временное понижение работоспособности организма, наступающее в результате интенсивной или длительной работы и исчезающее после отдыха. В зависимости от профессии выделяют следующие типы утомления:

Физическое. Вызывается мышечной работой,

Сенсорное. Связанное с напряженной работой анализаторных систем,

Эмоциональное. Возникает при переживаниях, тревоге, страхе,

Умственное. Вызывается большим объемом информации, дефицитом времени, степенью творчества труда.

Для профессии медицинского работника, характерны практически все типы утомления, только тот или иной тип утомления характерен в большей степени для определенных профилей медицинской специальности.

Например, для медсестры по уходу более характерно физическое утомление и эмоциональное утомление.

Признаки утомления:

Субъективные. Усталость, онемение плеч, шеи, боли в пояснице, притупление зрения

Объективные. Изменение констант, протекания рефлексов, изменения характера ответов на тесты

При утомлении повышается риск травматизма, риск появления заболеваний, в том числе профессиональных. При этом значительно снижается иммунитет.

Психологические основы трудовой деятельности

С позиции эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс преобразования информации и энергии, происходящей в системе «человек - орудие труда - предмет труда - окружающая среда». Следовательно, эргономические исследования и рекомендации должны основываться на выяснении закономерностей психических и физиологических процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности.

Значительный вклад в понимание психофизиологического содержания трудовой деятельности внесли исследования по физиологии труда. В области исследования психофизиологии труда медицинских работников недостаточно фундаментальных научных трудов. Однако, необходимо отметить, что в рамках внедрения сестринского процесса в отечественное здравоохранение ведутся систематические исследования нагрузки на медицинских сестер, которые должны разработать конкретные перспективные меры по улучшению условий труда здравоохранении.

С психологических позиций, трудовая деятельность - это реализация личностных свойств человека. Эти свойства имеют определенную структуру, рассматриваемую в теориях личности. Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния человека.

Процесс деятельности регулируется не только внутренними, но и внешними факторами и определяется как взаимодействие субъекта, применительно к медицине - медицинский работник или коллектив, и предмета труда, применительно к медицине - пациент. В качестве взаимодействующего компонента деятельности может выступать и орудие труда - это медицинское оборудование и приспособления по уходу за пациентом.

Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состояния предмета труда, в которое необходимо привести этот предмет из исходного состояния посредством трудовых воздействий. В процессе ухода за пациентом - целью труда является приведение пациента к самостоятельности.

Трудовые воздействия человек может осуществлять непосредственно на пациента (лечебное воздействие) и на орудия труда (диагностическое оборудование, приспособления по уходу). В процессе труда медицинский работник (медицинская сестра) воспринимает информацию через сигналы от пациента, от промежуточного устройства и от среды. Цель труда у человека формируется на основе мотивов, потребностей, установок (внутренних и внешних).

Существенное влияние на характер протекания процессов восприятия, мышления, воспроизведения, оказывают активационные воздействия, обусловленные уровнем бодрствования, эмоциональным и волевым напряжением, а также функцией внимания.

Медицинский работник (медицинская сестра) в процессе ухода работает с простыми орудиями труда. Поэтому и сам процесс воздействия на предмет труда (пациента), и контроль процесса воздействия, осуществляется самим медицинским работником.

Для того чтобы процесс воздействия и контроль осуществлялись на качественно высоком уровне, необходимо работать по определенному алгоритму, т.е. должен быть сформирован рабочий динамический стереотип. Формирование рабочего динамического стереотипа это свойство нервной системы образовывать в процессе трудовой деятельности определенные последовательности рефлекторных связей, соответствующие определенному двигательному алгоритму. Психофизиологическим механизмом формирования рабочего динамического стереотипа является процесс адаптации нервной системы к выполнению новой последовательности действий. В результате формируется новая функциональная система и функциональные изменения в ней. В итоге, достаточно бывает пускового раздражителя, чтобы запустить всю закрепленную программу действий. Сформировавшиеся профессиональные навыки не требуют постоянного внимания и эмоционального напряжения.

Профессиональная деятельность, рабочие задачи и взаимоотношения на работе могут быть источником психологических стрессов (переживания, угроза безопасности, тревога и др.), возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия или психологически трудные ситуации.

Профессиональный стресс оценивают в контексте следующих отдельных или совокупных изменений:

■ физиологических,

■ биомеханических,

■ психологических,

■ поведенческих.

Признаки профессионального стресса:

Изменение впечатлительности. Является наиболее раним признаком. Проявляется в ежедневных спадах и подъемах настроения. Отрицательные эмоции вызываются малозначительными, второстепенными малоприятными событиями (поездка в общественном транспорте, пробки на дорогах и т.д.). Дополняется это снижением производительности и организации труда, жалобами на рабочие стрессы.

Психологические признаки. Чувство напряженности, тревоги, неудовлетворенность жизнью и трудовой деятельностью, снижение интереса к работе.

Поведенческие признаки. Депрессивные и ипохондрические реакции, в виде использования малейшего физического дискомфорта для попытки уйти от выполнения тех или иных профессиональных обязанностей, изменение привычек питания, привычного стиля жизни и деятельности. В результате изменяется поведение на работе, снижается качество предоставляемых профессиональных услуг.

Выбор способа регуляции профессионального стресса осуществляют в зависимости от воздействия рабочих нагрузок на:

· Органы чувств (особенно слух и зрение).

· Скелетно-мышечный аппарат (рабочая поза, напряжение мышц конечностей).

· Центральную нервную систему.

Основная задача специалистов по эргономике - свести к минимуму нагрузки на каждую из перечисленных систем следующими способами:

· Соответствующая организация сенсорной среды - освещенность, слуховые раздражители.

· Собственно проектирование рабочего места - оборудование, мебель

· Создание комфортных условий труда - регуляция нагрузки, разработка и создание приспособлений для облегчения выполнения тех или иных манипуляций, регуляция режима работы и отдыха, разработка максимально щадящих стереотипов движения в ходе выполнения тех или иных манипуляций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.