КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация и личность 35 страница
Maslow, A. H., Appetites and hunger in animal motivation, J. comp. PsychoL, 1935, 20,75-83.
Maslow, A. H., The authoritarian character structure, J. social Psychol, 1943, 18, 401-411.
Maslow, A. H., The dominance drive as a determiner of the social and sexual behavior of infra-human primates, I-IV, J. genet. Psychol, 1936, 48, 261-277, 278-309, 310-338; 49, 161-190.
Maslow, A. H., Dominance-feeling, personality and social behavior in women, J. social Psychol., 1939, 10, 3-39.
Maslow, A. H., Dominance-quality and social behavior in infra-human primates, J. soc. Psychol., 1940, 11, 313-324.
Maslow, A. H., Emotional blocks to creativity, J. individ. Psychol., 1958, 14, 51-56.
Maslow, A. H., The farther reaches of human nature, J. transpers. Psychol., 1969, 1, 1-10.
Maslow, A. H., The influence of familiarization on preference, J. Exptl. Psychol., 1937, 21, 162-180.
Maslow, A. H., Lessons from the peak-experiences, J. humanistic Psychol., 1962, 2, 9-18.
Maslow, A. H., Self-esteem (dominance feeling) and sexuality in women, J. social Psychol., 1942, 16, 259-294.
311a. Maslow, A. H., Some educational implications of the humanistic psychologies, Harvard Educational Review, 1968, 38, 685-696.
311b. Maslow, A. H., Some fundamental questions that face the normative social psychologist, J. humanistic Psychol., 1968, 8,143-153.
Maslow, A. H., Synergy in the society and in the individual, J. individ. Psychol., 1964, 20, 153-164.
Maslow, A. H., A test for dominance-feeling (self-esteem) in women, J. social Psychol., 1940, 12, 255-270.
Maslow, A. H., A theory of metamotivation: the biological rooting of the value-life, J. humanistic Psychol., 1967, 7, 93-127.
Maslow, A. H., Theory Z, J. transpers. Psychol., 1969, 1, 31-47.
Maslow, A. H., Toward a humanistic biology, Am. Psychologist, 1969, 724-735.
Maslow, A. H., Various meanings of transcendence, J. transpers. Psychol., 1969, 1, 56-66.
Maslow, A. H., and Mintz, N. L., Effects of esthetic surroundings: I. Initial short-term effects of three esthetic conditions upon perceiving "energy" and "well-being" in faces, J. Psychol., 1956, 41, 247-254.
Maslow, A. H., Rand, H., and Newman, S., Some parallels between the dominance and sexual behavior of monkeys and the fantasies of psychoanalytic patients, J. nervous mental Disease, 1960, 131, 202-212.
Masters, R. D., Review of M. F. A. Montagu (ed,), Man & aggression, Saturday Review, October 19, 1968.
Matson, F., The Broken Image, New York: Braziller, 1964.
Matson, F. (ed.), Being, Becoming and Behavior, New York: Braziller, 1967.
May, R., Love and Will, New York: Norton, 1969.
May, R., Psychology and the Human Dilemma, New York: Van Nostrand Reinhold, 1967.
May, R. (ed.), Existential Psychology, New York: Random House, 1961.
McClelland, D., The Achieving Society, New York: Van Nostrand Reinhold, 1961.
McClelland, D., The Roots of Consciousness, New York: Van Nostrand Reinhold, 1964.
McClelland, D., and Winter, D. G., Motivating Economic Achievement, New York: Free Press, 1969.
McDougall, W., The Energies of Men, New York: Scribner's, 1933.
McDougall, W., The Frontiers of Psychology, New York: Appleton-Century-Crofts, 1935.
McDougall, W., An Introduction to Social Psychology, rev. ed., Boston: J. W. Luce & Co., 1926.
McGregor, D., The Human Side of Enterprise, New York: McGraw-Hill, 1960.
Mead, M., Sex and Temperament in Three Primitive Societies. New York: Morrow, 1935.
Mead, M., and Metraux, R., Image of the scientist among high school students, Science, 1957, 126, 384-390.
Meadow, A., A relation between dominance-feeling and a classroom test situation, J. Psychol, 1940, 9, 269-274.
335a. Menninger, K. A., Love Against Hate, New York: Harcourt, Brace & World, 1942.
Mintz, N. L., Effects of esthetic surroundings: II. Prolonged and repeated experiences in a "beautiful" and an "ugly" room, J. Psychol., 1956, 41, 459-466.
Money-Kyrle, R. E., Some aspects of political ethics from the psychoanalytical point of view, Int. J. Psychoanal., 1944, 25, 166-171.
Money-Kyrle, R. E., Towards a common aim - a psychoanalytical contribution to ethics, Brit. J. Med. Psychol., 1944, 20, 105-117.
Montagu, M. F. A., The Direction of Human Development, New York: Harper & Row, 1955.
Montagu, M. F. A., Man and Aggression, New York: Oxford University Press, 1968.
Montagu, M. F. A. (ed.), The Meaning of Love, New York: Julian, 1953.
Moreno, J. (ed.), Sociometry Reader, New York: Free Press, 1960.
Moustakas, C., The Authentic Teacher, Cambridge, Mass.: Doyle, 1966.
Moustakas, C. (ed.), The Self, New York: Harper & Row, 1956.
Mowrer, O. H., The New Group Therapy, New York: Van Nostrand Reinhold, 1964.
Mowrer, O. H. (ed.), Morality and Mental Health, Chicago: Rand McNally, 1967.
Mumford, L., The Conduct of Life, New York: Harcourt, Brace & World, 1951.
Munroe, R. L., Schools of Psychoanalytic Thought, New York: Holt, Rinehart and Winston, 1955.
Murphy, G., Human Potentialities, New York: Basic Books, 1958.
Murphy, G., Personality, New York: Harper & Row, 1947.
Murphy, G., Psychology in the year 2000, Am. Psychologist, 1969, 24, 521-530.
Murphy, L., Social Behavior and Child Personality, New York: Columbia University Press, 1937.
Murray, H. A., Explorations in Personality, New York: Oxford University Press, 1938.
Murray, H. A., Prospect for psychology, Science, 1962, 136, 483-488.
Murray, H. A., Some basic psychological assumptions and conceptions, Dialectica, 1951, 5, 266-292.
Myerson, A., When Life Loses Its Zest, Boston: Little, Brown, 1925.
Nameche, G., Two pictures of man, J. humanistic Psychol., 1961, 1, 70-88.
Naranjo, C., The Unfolding of Man, Menlo Park, Calif.: Stanford Research Institute, 1969.
Nielsen, K., On taking human nature as the basis of morality, Soc. Res., 1962, 29, 157-176.
Northrop, F. S. C., The Logic of the Sciences and the Humanities, New York: Macmillan, 1947.
Northrop, F. S. C., The Meeting of East and West, New York: Macmillan, 1946.
Olds, J., Physiological mechanisms of reward, in Jones, M. R. (ed.), Nebraska Symposium on Motivation, Lincoln, Neb.: University of Nebraska Press, 1955.
Oppenheimer, M., The "Y" theory: enlightened management confronts alienation, New Politics, 1967, 6, 33-48.
Oppenheimer, O., Toward a new instinct theory, J. social Psychol., 1958, 47, 21-31.
Otto, H. (ed.), Exploration in Human Potentialities, Sprinfield, Ill.: C. C. Thomas, 1966.
Otto, H., and Mann, J. (eds.), Ways of Growth, New York: Grossman, 1968.
366a. Overstreet, H., The Mature Mind, New York: Norton, 1949.
Ovsiankina, M., Die Wiederaufnahme unterbrochener Handlungen, Psychol. Forsch., 1928, 11, 302-379.
Owens, C. M., Discovery of the Self, Boston: Christopher, 1963.
Pahnke, W., Implications of LSD and experimental mysticism, J. Religion mental Health, 1966, 5, 175-208.
Paine, F. T., Carroll, S. J., Jr., and Leete, B. A., Need satisfactions of managerial level personnel in a government agency, J. appl. Psychol., 1966, 50, 247-249.
Paine, F. T., Deutsch, D. R., and Smith, R. A., The relationship between family backgrounds to work values, J. appl. Psychol., 1967, 320-323.
Pastore, N., The Nature-Nurture Controversy, New York: King's Crown, 1949.
Pavlov, I. P., Conditioned Reflexes, London: Oxford University Press, 1927.
Peris, F., Hefferline, R., and Goodman, P., Gestalt Therapy, New York: Julian Press, 1951.
Pieper, J., Leisure, the Basis of Culture, New York: Pantheon, 1964.
Polanyi, M., Personal {knowledge, Chicago: University of Chicago Press, 1958.
Polanyi, M., Science, Faith and Society, Chicago: University of Chicago Press, 1964.
Polanyi, M., The Tacit Dimension, New York: Doubleday, 1966.
Porter, L. W., and Lawler, E. E., Managerial Attitudes and Performance, Homewood, Ill.: Irwin, 1968.
Porter, L. W., A study of perceived need satisfactions in bottom and middle management jobs, J. appl. Psychol., 1961, 45, 1-10.
Porter, L. W., Job attitudes in management: I. Perceived deficiencies in need fulfillment as a function of job level, J. appl. Psychol., 1962, 46, 375-384.
Porter, L. W., Job attitudes in management: II. Perceived importance of needs as a function of job level, J. appl. Psychol., 1963, 47, 375-384.
Porter, L. W., Job attitudes in management: III. Perceived deficiencies in need fulfillment as a function of line versus staff type of job, J. appl. Psychology, 1963, 47, 267-275.
Porter, L. W., Job attitudes in management: IV. Perceived deficiencies in need fulfillment as a function of size of company, J. appl. Psychol., 1963, 47, 386-397.
Porter, L. W., and Henry, M., Job attitudes in manage ment: V. Perceptions of the importance of certain personality traits as a function of job level, J. appl. Psychol., 1964, 48, 31-36.
Progoff, I., Depth Psychology and Modem Man, New York: Julian Press, 1959.
Progoff, I., Jung's Psychology and Its Social Meaning, New York: Grove Press, 1953.
Rand, A., The Fountainhead, Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1943.
Rapaport, D. (ed.), Organization and Pathology of Thought, New York: Columbia University Press, 1951.
Reich, W., Character Analysis, 3rd ed., New York: Orgone Institute Press, 1949.
Reich, W., The Function of the Orgasm, New York: Farrar, Straus & Giroux, 1942.
Reik, T., Listening With the Third Ear, New York: Farrar, Straus & Giroux, 1948.
Reik, T., Of Love and Lust, New York: Farrar, Straus & Giroux, 1957.
Rhinehart, J. B., Barrell, R. P., DeWolfe, A. S., Griffin, J. E., and Spaner, F. E., Comparative study of need satisfactions in governmental and business hierarchies, J. appl. Psychol., 1969, 53, 230-235.
Ribble, M., The Rights of Infants, New York: Columbia University Press, 1943.
Ribot, T. H., La psychologic des sentiments, Paris: Alcan, 1896.
Richter, C. P., and J. Eckert, Mineral appetites of parathyroidectomized rats, Am. J. Med. Sci., 1939, 198, 9-16.
Riesman, D., The Lonely Crowd, New Haven, Conn.: Yale University Press, 1950.
Rimmer, R., The Hatrad Experiment, Bantam, 1966.
Ritter, P., and Ritter, J., The Free Family, London: Gollancz, 1959.
Roe, A., The Making of a Scientist, New York: Dodd, Mead, 1953.
401a. Rogers, C., Client-Centered Therapy, Boston, Mass.: Houghton Mifflin, 1951.
Rogers, C., Freedom to Learn, Columbus, O.: Merrill, 1969.
Rogers, C., On Becoming a Person, Boston, Mass.: Houghton Mifflin, 1961.
Rogers, C., Psychotherapy and Personality Changes, Chicago: University of Chicago Press, 1954.
Rogers, C., and Skinner, B. F., Some issues concerning the control of human behavior: A symposium, Science, 1956, 124, 1057-1066.
Rokeach, M., The Open and Closed Mind, New York: Basic Books, 1960.
Rosenthal, R., Experimenter Effects in Behavioral Research, New York: Appleton-Century-Crofts, 1966.
Rosenzweig, S., Need-persistive and ego-defensive reactions to frustration, Psychol. Rev., 1941, 48, 347-349.
Ruitenbeek, H. M. (ed.), Varieties of Personality Theory, New York: Dutton, 1964.
Schachtel, E., Metamorphosis, New York: Basic Books, 1959.
Scheinfeld, A., Women and Men, New York: Harcourt, Brace & World, 1944.
Schilder, P., Goals and Desires of Man, New York: Columbia University Press, 1942.
Schilder, P., Mind: Perception and Thought in Their Constructive Aspects, New York: Columbia University Press, 1942.
413a. Schlick M., Problems of Ethics, Englewood Cliffs., N.J.: Prentice-Hall, 1939.
Schooland, J. B., Are there any innate behavior tendencies?, Genet. Psychol. Monogr., 1942, 25, 219-287.
Schutz, W., Joy, New York: Grove Press, 1968.
Schwarz, O., The Psychology of Sex, New York: Penguin Books, 1951.
Schwitzgebel, R., The self in self-actualization, Psychologia, 1961, 4, 163-169.
Seguin, C. A., Love and Psychotherapy, New York: Libra, 1965.
Severin, F. (ed.), Humanistic Viewpoints in Psychology, New York: McGraw-Hill, 1965.
Sheldon, W. H., Psychology and the Promethean Will, New York: Harper & Row, 1936.
Sheldon, W. H. (with the collaboration of E. M. Hartl and E. McDermott), Varieties of Delinquent Youth, New York: Harper & Row, 1949.
Sheldon, W. H. (with the collaboration of S. S. Stevens), The Varieties of Temperament, New York: Harper & Row, 1942.
Shils, E., Of plenitude and scarcity, Encounter, 1969, 32, 37-57.
Shirley, M., Children's adjustments to a strange situation, J. abnorm. soc. Psychol., 1942, 37, 201-217.
Shostrom, E., Bibliography for the P.O.I., San Diego, Calif.: Educational and Industrial Testing Service, 1968.
Shostrom, E., Personal Orientation Inventory (POI): A Test of Self-Actualization, San Diego, California: Educational and Industrial Testing Service, 1963.
Simpson, G., Science as morality, Phil. Sci., 1951, 18, 132-143.
Singh, P. N., and Baumgartel, H., Background factors in airline mechanics' work motivations: A research note, J. appl. Psychol., 1966, 50, 357-359.
Singh, P. N., and Wherry, R. J., Ranking of job factors by factory workers in India, Personnel Psychology, Spring, 1963, 29-33.
Sinnott, E. W., The Bridge of Life, New York: Simon and Schuster, 1966.
Skeels, H. M., Adult status of children with contrasting early life experiences, Monographs of the Society for Research in Child Development, 1966, 31, entire No. 105.
Sohl, J., The Lemon Eathers, New York: Dell, 1967.
Sontag, L. W., The purpose and fate of a skin disorder, Psychosomat. Med., 1945, 7, 306-309.
Sorokin, P. (ed.), Exploration in Altruistic Love and Behavior, Boston: Beacon, 1950.
Spemann, H., Embryonic Development and Induction, New Haven, Conn.: Yale University Press, 1938.
Spitz, R., Hospitalism, Psychoanal. Study of the Child, 1945, 1, 53-74.
Stapledon, O., Odd John, New York: Galaxy, 1936.
Starr, H. E., Promethean Constellations, Parts I and II, Psychological Clinic, 1933, 22, 1-20.
Storr, A., Human Aggression, London: Alien Lane, The Penguin Press, 1968.
Strauss, G., Human relations - 1968 style, Ind. Rel., 1968, 7, 262-276.
Sutich, A., and Vich, M., Readings in Humanistic Psychology, New York: Free Press, 1969.
Suttie, I., The Origins of Love and Hate, New York: Julian Press, 1935.
Szasz, T. S., The myth of mental illness, Am. Psychologist, 1960, 15, 113-118.
Taggard, G., The Life and Mind of Emily Dickinson, New York: Knopf, 1934.
Tanzer, D., Natural childbirth: Pain or peak experience?, Psychology Today, 1968, 2, 16-21, 69.
Tart, C. (ed.), Altered States of Consciousness, New York: Wiley, 1969.
Tead, O., Toward the knowledge of man, Main Currents in Modern Thought, Nov. 1955, 12, 35-39.
Thompson, C., Psychoanalysis: Evolution and Development, New York: Hermitage, 1950.
Thomdike, E. L., Human Nature and the Social Order, New York: Macmillan, 1940.
Tillich, P., The Courage to Be, New Haven, Conn.: Yale University Press, 1952.
Tillich, P., Love, Power and Justice, New York: Oxford University Press, 1954.
Trotter, W., Instincts of the Herd in Peace and War, New York: Macmillan, 1915.
Van Doren, C., Three Worlds, New York: Harper & Row, 1936.
Van Kaam, A. L., Existential Foundations of Psychology, Pittsburgh: Duquesne University Press, 1966.
Van Kaam, A. L., Phenomenal analysis: Exemplified by a study of the experience of "really feeling understood", J. individ. Psychol., 1959, 15, 66-72.
Vroom, V., Work and Motivation, New York: Wiley, 1964.
Walder, R, The psychoanalytic theory of play, Psychoanalyt. Quart., 1933, 2, 208-224.
Watson, D. L., The Study of Human Nature, Yellow Springs, O.: Antioch Press, 1953.
Watts, A. W., Nature, Man and Woman, New York: Pantheon, 1958.
Watts, A. W., Psychotherapy: East and West, New York: Pantheon, 1961.
Weisskopf, W., The Psychology of Economics, Chicago: University of Chicago Press, 1955.
Weisskopf, W., Economic growth and human well-being, Manas, August 21, 1963, 16, 1-8.
Wells, W. R., Hypnotic treatment of the major symptoms of hysteria: a case study, J. Psychol., 1944, 17, 269-297.
Werner, H., The Comparative Psychology of Mental Development, New York: Harper & Row, 1940.
Wertheimer, M., Productive Thinking, 2nd ed., New York: Harper & Row, 1959.
Wertheimer, M., On truth, in Henle, M. (ed.), Documents of Gestalt Psychology, Berkeley, Calif.: University of California Press, 1961.
Wertheimer, M., Some problems in the theory of ethics, in Henle, M. (ed.), Documents of Gestalt Psychology, Berkeley, Calif.: University of California Press, 1961.
Wheelis, A., The Quest for Identity, New York: Norton, 1958.
Wheelis, A., The Seeker, New York: Random House, 1960.
Whitaker, C., and Malone, T., The Roots of Psychotherapy, New York: Blakiston, 1953.
White, R. W., Lives in Progress, New York: Holt, Rinehart and Winston, 1952.
White, R. (ed.), The Study of Lives, New York: Atherton Press, 1966.
White, R., Motivation reconsidered: the concept of competence, Psychol. Rev., 1959, 66, 297-333.
Whitehead, A. N., The Aims of Education, New York: New American Library, 1949.
Whitehead, A. N., Modes of Thought, New York: Macmillan and Cambridge Univ. Press, 1938.
Whitehead, A. N., Science and the Modem World, New York: Macmillan, 1925.
Whiteman, S. L., Associative learning of the college student as a function of need relevant stimuli, Ph.D. Thesis, Case Western Reserve University, 1969.
Wienpahl, P., The Matter of Zen, New York: New York University Press, 1964.
Wilkins, L., and Richter, C., A great craving for salt by a child with cortico-adrenal insufficiency, J. Am. Med. Assoc., 1940, 114, 866-868.
Wilson, C., Beyond the Outsider, London: Arthur Barker, 1965.
Wilson, C., Introduction to the New Existentialism, Boston: Houghton Mifflin, 1967.
Wilson, C., Origins of the Sexual Impulse, London: Arthur Barker, 1963.
Wilson, C., Voyage to a Beginning, New York: Crown, 1969.
Winthrop, H., Ventures in Social Interpretation, New York: Appleton-Century-Crofts, 1968.
Witkin, H., Dyk, R., Faterson, H., and Karp, S., Psychological Differentiation: Studies of Development, New York: Wiley, 1962.
Wolff, W., The Expression of Personality, New York: Harper & Row, 1943.
Wolpe, J., and Lazarus, A. A., Behavior Therapy Techniques: A Guide to the Treatment of Neuroses, New York: Pergamon Press, 1966.
Wootton, G., Workers, Unions and the State, New York: Schocken, 1967.
Yablonsky, L, The Tunnel Back: Synanon, New York: Macmillan, 1965.
Yeatman, R. J., and Sellar, W. C, 1066 and AH That, New York: Dutton, 1931.
Young, P. T., Appetite, palatability and feeding habit; a critical review, Psychol. Bull., 1948, 45, 289-320.
Young, P. T., The experimental analysis of appetite, Psychol. Bull,, 1941, 38, 129-164.
Zeigarriik, B., Über das Behalten von erledigten und unerledigten Handlungen, Psychol. Forsch., 1927, 9, 1-85.
Zinker, J., Rosa Let: Motivation and the Crisis of Dying, Painesville, Ohio: Lake Erie College Studies, 1966. Комментарии
Если попытаться сформулировать, чем же конкретно отличается хороший художник от хорошего ученого, то я бы сказал так: во-первых, художник вскрывает идеографическую сущность явлений, их неповторимость, своеобразие, индивидуальность, тогда как труд ученого номотетичен, ученый оперирует абстракциями и обобщениями. Во-вторых, и художник, и естествоиспытатель обнаруживают проблемы, задают вопросы, выдвигают гипотезы, но художник, в отличие от ученого, не ставит перед собой задачу разрешить проблему, найти ответ на вопрос, подтвердить гипотезу. Эти функции, как правило, – исключительная прерогатива ученого. Ученый чем-то похож на бизнесмена, на спортсмена или хирурга – он прагматик, он оперирует данными, которые можно проверить, подтвердить или опровергнуть. Его труд более конкретен, результаты его труда позволяют нам оценить правоту его суждений и предположений. Если ученый утверждает, что изобрел велосипед, то мы можем увидеть чертежи, пощупать руками опытный образец и узнать, сколько велосипедов его конструкции сошло с конвейера. Совсем другое дело – труд учителя, художника, преподавателя, психотерапевта или священника. За сорок лет неустанного труда они могут так и не достичь хоть каких-то результатов, однако это не помешает им хорошо себя чувствовать, они будут говорить себе, что делают хорошее, полезное дело. Так, психотерапевт может всю жизнь делать одну и ту же ошибку и называть это "богатым клиническим опытом".
Тому из читателей, кто понимает революционность этого заявления и желает подробнее ознакомиться с этим вопросом, я рекомендовал бы обратиться к книге М.Полани Personal Knowledge (376). Это великая книга. Ее довольно трудно читать, но я советую вам "продраться" через нее. Если же у вас нет времени, желания или сил для того, чтобы штудировать столь грандиозный труд, то рекомендую прочесть мою книгу "Психология науки: переосмысление" (292) – в ней в краткой и удобной форме изложены те же самые положения. Данная глава и эти две книги вместе с работами, упомянутыми в библиографии к ним, дают достаточно полное представление о том, какой след оставило в науке новое гуманистическое течение Zeitgeist (Дух Времени).
"Молодежь со школьной скамьи приучалась к научному труду, подростки составляли внушительные монографии, посвященные какой-либо проблематике. "Оригинальное исследование" – так это называлось у них. Чтобы написать хорошее "оригинальное исследование", нужно было обнаружить некие, до сих пор малоизвестные факты, пусть даже частного свойства и не представляющие в данный момент особой ценности, – рано или поздно они все равно могут понадобиться какому-нибудь специалисту. Полчища ученых многочисленных университетов обобщали их труды, творили своды и критические обзоры, настойчиво и терпеливо исписывая горы бумаги ради таинственных, загадочных целей". (Ван Дорен К. Tree Worlds. Harper & Row, 1963, p. 107.) "Или сидят они целыми днями с удочками у болота и оттого мнят себя глубокими; но кто удит там, где нет рыбы, того не назову я даже поверхностным". (Ницше. "Так говорил Заратустра". М.,Мысль, 1990, с. 130. Перевод Ю. М. Антоновского.) "Болельщик" – это тот, кто сидит и смотрит, как соревнуются спортсмены.
"Мы беремся за то, что умеем делать, вместо того, чтобы попытаться сделать то, что должны сделать". (Ансхен, Р., ed., Science and Man, Harcourt, Brace&World, 1942, p. 466.)
"Нужно любить вопросы" – Рильке."Вот в чем ответ: О чем спросить, не знаю". – Л. Маклэйш, The Hamlet of A. MacLeish. Houghton Mifflin.
"Гений – это передовой кавалерийский отряд, чей молниеносный прорыв позволяет далеко продвинуться вперед, за линию фронта, но такое продвижение неизбежно оставляет фланги открытыми". (Кёстлер A. The Yogi and the Commissar, Macmillan, 1945, p. 241.)
"Ученый удостаивается звания "великого" не столько за то, что находит решение какой-то проблемы, сколько за то, что поднимает проблему, решение которой... означает реальное движение науки вперед". (Кэнтрил Г. An inquiry concerning the characteristics of man, J. abnorm. social Psychol., 1950, 45, 491-503.)
"Сформулировать проблему гораздо важнее, чем решить ее; последнее скорее зависит от математических или экспериментальных навыков. Для того, чтобы задать новый вопрос, открыть новую возможность, посмотреть на старую проблему с новой точки зрения, необходимо иметь творческое воображение, и только оно движет науку вперед". (Эйнштейн А. и Инфелд Л. The Evolution of Physics, Simon and Schuster, 1938.)
Сэр Ричард Ливингстоун из Оксфордского Колледжа Праздника Тела Христова определяет ученого-исполнителя как человека, "который досконально знает свою работу, но не понимает ее конечной цели и ее места в универсуме". Кто-то другой, не помню кто, аналогичным образом охарактеризовал эксперта. Эксперт – это тонкий знаток деталей и полный профан по существу вопроса, не имеющий права на ошибку.
Более подробное обсуждение приведенной здесь аргументации можно найти в работе Мюррея с соавторами Explorations of Personality (346).
Например, Янг (492), вообще исключает из своей теории мотивации понятие цели или намерения на том лишь основании, что мы не можем спросить крысу о ее намерении. Но ведь мы можем спросить об этом человека, и разве сама по себе возможность спросить имеет хоть какое-либо значение? Разумнее и логичнее в таком случае было бы отказаться не от понятия "цель", а от экспериментов с крысами.
С возрастом, по мере когнитивного и моторного развития ребенка круг незнакомых стимулов постепенно сужается, они становятся для него все менее угрожающими и все более подконтрольными. Можно сказать, что обучение исполняет одну из главных конативных функций – оно нейтрализует угрозу при помощи ее познания, помогает ребенку не бояться грома, объясняя ему, что такое гром.
Для того, чтобы убедиться в наличии потребности в безопасности у маленького ребенка, достаточно пронаблюдать его реакции на взрыв петарды, на приближение незнакомого бородатого мужчины, на прививку, на уход матери, на мышь или паука в его постели и на другие экстремальные события. Я ни в коем случае не призываю намеренно подвергать ребенка таким испытаниям, ибо они могут серьезно навредить ему, но в повседневной жизни подобные ситуации встречаются довольно часто, и мы могли бы воспользоваться ими вместо того, чтобы проводить специальные эксперименты, направленные на обнаружение рассматриваемой здесь потребности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |