КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Список Б (инструментальные ценности)'
Список А {терминальные ценности)'. Стимульный МАТЕРИАЛ — активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); —жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); — здоровье (физическое и психическое); — интересная работа; — красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); — любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); — материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); — наличие хороших и верных друзей; —общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); — познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); — продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); — развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); —развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); — свобода (самостоятельность, независимость в суждениях „ и поступках); — счастливая семейная жизнь; — счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); — творчество (возможность творческой деятельности); — уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). — аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;, — воспитанность (хорошие манеры); — высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); — жизнерадостность (чувство юмора); — исполнительность (дисциплинированность); — независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); — непримиримость к недостаткам в себе и других; — образованность (широта знаний, высокая общая культура); — ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); — рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); — самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); — смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; — твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); — терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); — широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); — честность (правдивость, искренность); — эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); — чуткость (заботливость). Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимуль-ный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы. Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы: 1. "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?" 2. "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?" 3. "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?" 4. "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?" 5. "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?" 6. "Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?" 7. "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?" Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (ориентационная анкета) Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" — О, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. С помощью методики выявляются следующие направленности: 1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интро-вертированность. 2. Направленность на общение (О)— стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. 3. Направленность на дело (Д)— заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Инструкция: "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. 1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего". 2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего". 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас. Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно".
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |