Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. ТАТ относится к группе проекционных методик




ТАТ относится к группе проекционных методик. Применя­ется для выяснения тех особенностей личности, которые прояв­ляются в социальной среде и в социальных отношениях. Это:

а) особенности позиции личности (действенная, созерцатель­ная, страдательная);

б) особенности интерперсональных связей (симпатии, анти­патии, привязанности);

в) преобладающие тенденции;

 

г) способы действия (способы организации действия, осо­бенности практического мышления, способы решения жизненных задач);

д) динамическая сторона личности (ритм ее деятельности, эмоциональная лабильность, реактивность).

Полный тест представляет набор из нескольких (от 6 до 30) картин ситуационного типа, которые поочередно предъяв­ляются испытуемому. Для теста подобраны специальные кар­тины, где изображенные ситуации отвечают двум основным тре­бованиям. При недостаточно четких и ярких изображениях предметов и действующих лиц сами по себе композиции этих ситуаций являются в то же время объективно неопределенны­ми, не допускающими однозначного толкования. При воспри­ятии таких картин у испытуемого создается своеобразная ил-

люзия совершенной ясности картины: четкие изображения сразу определяют сферу действий испытуемого, его среду и направле­ния реакций, но в то же время неопределенность композиции (ис­ключающая однозначное и одинаковое решение) заставляет его толковать картины по-своему. Испытуемый в каждое толкование вкладывает свои знания, свой индивидуальный опыт, свой спо­соб действий и свои оценки.

В отношении каждой из предъявленных картин он должен в форме свободного рассказа:

а) описать то, что, по его мнению, происходит на картинке (т.е. в данный момент);

б) рассказать, что, по его мнению, способствовало возник­новению данной ситуации (что ее породило);

в) предсказать, что произойдет в дальнейшем;

г) рассказать о чувствах и переживаниях изображенных лиц;

д) представить мысли людей.

Как и все проективные тесты, по выражению Омбредано, как бы проецирующие личность на экране, ТАТ также отражает осо­бенности личности в ее ответах. Однако в отличие от других тес­тов ТАТ передает их подобно кинофильму, т.е. дает развернутую картину особенностей поведения личности динамично и в раз­ных жизненных ситуациях.

В варианте ТАТ, предложенном для практической разра­ботки и в целях ознакомления с методикой, имеется 28 кар­тин.

От других тестов ТАТ отличается тем, что основывается на проявлениях индивидуальных особенностей динамического строя личности и, имея в качестве основы достаточно определенные стимулы, дает в то же время неограниченную свободу выбора направления действия. Например, в отличие от теста Г. Роршаха, работающего по схеме "неопределенный раздражитель (пятно) — определенный образ" (где именно сама неопределенность стиму­ла толкает на его организацию) схему ТАТ можно выразить как

"определенный стимул — свободный ответ". Ответ по ТАТ сво­боден и не стеснен никакими ограничениями. В тесте Роршаха опыт всегда ограничен рамками образа, и процесс ответной реак­ции по существу заканчивается описанием созданного образа. В ТАТ, наоборот, ясный с самого начала образ вызывает ничем не ограниченную цепь ассоциаций и здесь, кроме того, прямо пред­писывается по инструкции выход из круга образа и картины, дей­ствие с этим образом и внутри образа.

Установлено, что такое свободно направленное ассоции­рование наилучшим образом выявляет и особенности пове­дения и систему поступков, по которым мы в обычной жизни чаще всего судим о характерных (в основном коммуникатив­ных и динамических) чертах личности, о ее свойствах и осо­бенностях).

Материал, полученный в результате интерпретации картин, может быть обработан по разным принципам и допускает поста­новку различных экспериментальных задач.

Так, Томкинс специально разработал систему, где в баллах вычисляются все возможные соотношения показателей и каж­дому соотношению заранее дана оценка. Слабым местом такого подхода является то, что критерий той или иной оценки может явиться сам себе весьма произвольным или, наоборот, если он жесток, то может выполнить роль "прокрустова ложа" для цен­ного индивидуально-разнообразного материала. Например, ког­да за норму принимается рассказ в 300 слов и отклонения счита­ются ненормальностями, то могут пройти незамеченными та­кие ценные качества личности, как лаконичность и точность суж­дений.

Другой принцип Мэррей обосновал как принцип "поиска заданного". Например, в экспериментальном материале ищут проявление парных качеств: агрессивности или склонности к обороне, маниакальности или депрессии, оптимизма или песси­мизма и т.д.

Тест может также выполнять и такие задачи, как выяснение различных сфер или уровней сознания- осознанное —неосознан­ное, открытое — скрытое, вытесняемое — замещаемое и т.п. ТАТ допускает постановку таких задач, как установление сте­пени осмысления воспринимаемого, степени эмоциональной ус­тойчивости и т.п. Наконец, перед тестом могут ставиться задачи более узкие, например такие, как установление степени действен­ности субъекта. В этом случае суждения типа: "мальчик дума­ет", "мальчик мечтает", "мальчик хочет", "мальчик делает" дол­жны быть заранее оценены как различные стадии (и степени) действенности.

Для ознакомления с методикой ТАТ принят наиболее рас­пространенный принцип анализа — нахождение основных пунк­тов, которые дают ориентирующий материал для определения структурного комплекса личности (впоследствии результаты ис­пытания проверяются другими способами, например, путем со­брания данных анамнеза).

В целом же такой анализ может дать достаточно объемную схему, пригодную для построения гипотезы о той или иной конк­ретной структуре личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.