КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие методические указания
Основные категории анализа (признаки и показатели) Категория "Уходы" "Уходом" называется поведение испытуемого, направленное на уклонение от требуемых ответов. При "уходе" испытуемый как бы заменяет истинные ответы путем подстановки других ответов. "Уходы" бывают умышленными и неосознанными. Различают 4 основных варианта "ухода". 1. Описательный вариант. В этом случае из всей 5-частной схемы рассказа (момент, изображенный на картине, истоки, исход, мысли, эмоции) испытуемым используется только один момент, т.е. дается лишь описание изображенного. Оно может быть либо излишне детализированным, с упоминанием каждой подробности, либо очень кратким. В последнем случае рассказ принимает примерно следующий вид: "Здесь сидит мальчик. Вот скрипка. Мальчик сидит и... смотрит на скрипку... Я больше ничего не знаю". 2. Вариант формального построения сюжета (без наполнения его конкретным содержанием). В этом случае испытуемый создает только как бы каркас сюжета, не дополняя его ни зримыми образами, ни суждениями, ни характеристиками. Например: "Здесь изображено, что мальчик сидит и смотрит на скрипку. Он играет на скрипке. Что привело к этому моменту? То, что он учится играть. Дальше он будет играть лучше, если будет продолжать учиться. Он думает о том, что играет на скрипке. Он чувствует, что надо учиться, чтобы играть хорошо... 3. Подменяющий вариант. Испытуемый вместо создания собственного сюжета подбирает схематически сходный с изображенным готовый материал — литературное произведение, сценарий кинофильма, исторический эпизод, радиопередачу или телевизионную трансляцию и т.д. Например: "Это похоже на кадр из кинофильма "Концерт Бетховена". Там тоже герой фильма — мальчик-музыкант. Когда ему сказали, что он будет участвовать в конкурсе и если займет первое место, то поедет в Москву, то он..." и т.д. В дальнейшем следует изложение содержания вышеупомянутого фильма. 4. Разветвленный вариант. В этом случае сюжет испытуемым создается, однако он старается при каждом его поворо- те дать максимальное количество самых разнообразных вариантов. Например: "Это мальчик лет 12 или 13... А может быть старше... Или так выглядит... Может, ему только лет 7-8... Перед ним скрипка. Это ему кто-то подарил. Или скрипка не его. Может, его отца. А может брата. Или вообще он не дома. Это чья-то чужая. Он собирается играть на скрипке. Или не хочет играть, ему надоело. Или волнуется перед экзаменом в музыкальной школе. А может, поломал ее и боится, что ему попадет..." и т.д. "Уход" от правильных ответов может иметь место по отношению ко всем картинам или избирательно к некоторым. "Уход" на все картины — признак: а) боязни испытания, "боязнь теста", признак установки на сокрытие своих интересов, целей, мотивов; б) затрудненности общения, неконтактности; в) интеллектуальной ограниченности (бедность интеллектуальных ресурсов); г) сниженной способности к интеграции. "Уход" как реакция на отдельные картины может означать как неприятие ситуации вследствие полного незнания ее (чуждая среда и сфера), так и неприятие ситуации вследствие ее значимости. В этом случае указанная реакция свидетельствует о том, что ситуация неприятна и является отражением уже происшедшего "вытеснения". Категория "Позиция персонажей " Та или иная жизненная позиция (действенная, страдательная, созерцательная, агрессивная) — это принятие места того или иного персонажа на картинке в личных или общественных отношениях, "отождествление" себя с изображенным лицом. Позиция является отправной точкой для решения жизненных задач и конфликтов. Так, направленность на изменение ситуации, на активный выход из нее, на развитие или предупреждение развития наблюдается при действенной позиции и, наоборот, пассивность и бездействие, предоставление действовать другим — при страдательной позиции. "Смотрение со стороны" в качестве "третьего лица", не участвующего в ситуации, но наблюдающего и принимающего в равной степени все исходы — характерно для созерцательной позиции. Направленность на уничтожение, разрушение, вхождение в конфликт — выражение агрессивной позиции. Все виды позиций являются прямыми показателями соответствующих тенденций личности. Все они дают материал к решению вопросов о способах действия личности. Общими признаками, свидетельствующими о том, что человеком принята какая-то позиция, является рассуждение испытуемого со стороны только одного лица (в картинках с несколькими действующими лицами), а также высокая степень эмоциональности высказываний. Признаками действенной позиции являются: подборка глаголов преимущественно настоящего времени, отражающих стремление к изменению существующего положения путем оперирования собственными возможностями без нарушения зоны действий и интересов другого человека. Характерна также акцентированность на предвиденье (хороший прогноз). Признаками страдательной позиции являются высказывания по поводу влияний и воздействий. Рассуждение ведется обычно от имени лица, на которое воздействуют. Внимание фиксируется на факте преследования, на несправедливости гонения, преследования. Воздействие осуждается. Много внимания обращено на причины, на истоки данной ситуации, на то, что привело к ней (хорошее знание истоков). Признаками агрессивной позиции (помимо содержательной стороны) является преобладающее количество императивных конструкций. Акцентируется воздействие на другую личность. В отличие от действенной позиции — отсутствие последовательности в намерениях, системы и планов в действиях. Признаки созерцательной позиции — рассуждения, включающие моменты эмоционально окрашенного резонерства. Категория "Солидаризация " Солидаризация рассматривается как "понимание" какого-либо лица, разделение его взглядов, сочувствие этому лицу и соучастие в его переживаниях. Испытуемый может не принимать позицию лица (т.е. не отождествлять себя с ним), но тем не менее качества и свойства его будут импонировать испытуемому. Обычно эти качества испытуемый прямо называет. "Солидаризация" означает, что с человеком, подобным изображенному, у испытуемого могут быть точки соприкосновения. Таким образом, по особенностям солидаризации мы судим о характере интерперсональных связей, о круге лиц, составляющих среду, в которой действует человек, и (косвенно) об особенностях этой среды. Категория "Отступление от сюжетной линии" Признаком данной категории является внезапная смена направления рассказа, отвлекаемость по случайной ассоциации (выходящей из зоны привычных ассоциаций). Различаются отступления справочные и мемориальные. Справочные отступления — показатели склонности к резонерству. Мемориальные — показатели эгоцентричности. Частые отступления расцениваются как "скачка" идей. Категория "Ошибки восприятия " Ошибкой восприятия считается называние, но не выдумывание, и добавление предметов не того типа и вида, что изображены на картинке. Ошибки восприятия — признак доминирования прочных установок, признак нарушенного баланса между внешними и внутренними моментами, определяющими особенности воспринимаемого образа (сдвиг в сторону внутренних тенденций). Категория "Количество деталей" Значительное количество деталей, взятых из картины оценивается как склонность к "полевому поведению". И наоборот, малое количество деталей картины, используемых для построения рассказа, характеризует самостоятельность лица, его независимость, и в то же время сниженное внимание к окружающему. Категория "Общее время рассказа" Продолжительные "без пауз" рассказы по всем картинам характеризуют богатую представлениями и ассоциациями сферу сознания, склонность к фантазии. Избирательно длительный рассказ (на одну картину) говорит о том, что ситуация и сюжет, которые увидел испытуемый, захватили его. Паузы более 30 мин (в середине рассказа) — показатели аффективных реакций. В целом все временные характеристики, их баланс и соотношение представляют сведения о динамической стороне личности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |