КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика психокоррекции личности
Земля Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Земля изображена несколькими различными чертами — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность. (по Розенцвейгу) структура, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В структуру методики Розенцвейга входят: стимульный материал, теоретическое обоснование и описание содержания методики, две интерпретационные таблицы (общая и для подсчета выраженности коэффициента конформности), бланк регистрации ответов и математических подсчетов результатов опроса. Стимульный материал включает в себя инструкцию по процедуре исследования и 22 рисуночные ситуации, отражающие проблемы бытового общения, вызывающие фрустрацию и даже стресс (см. приложение 1). Психологическое содержание методики Розенцвейга составляют те факторы личностного поведения, которые измеряются по данной методике. Последняя определяет поведенческие реакции личности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях (то есть ситуациях, вызывающих психологическую напряженность, переживания, ощущения субъективной непреодолимости барьера). По этой методике выявляются следующие психологические характеристики: 3 типа реакций, 3 направленности, коэффициент конформности, "формула" поведения в стрессовых ситуациях, тенденции развития поведения с течением времени. Для типов направленности реакций, СОК есть стандарты (см. приложение 2). Доминантный тип реагирования (OD) определяет степень внутреннего напряжения личности, возникающего в стрессовых фрустрирующих ситуациях. Чем выше, по сравнению со стандартной величиной, величина OD, тем более у человека развиты впечатлительность, склонность к сочувствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее фрустрирован испытуемый. Самозащитный тип реагирования (ED) определяет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности. Чем выше этот показатель (ED), тем слабее личность: сильнее ее неуверенность в себе, ниже уровень самообладания, чаще колебания в принятии решений и эмоциональные срывы. У лиц с высоким ED зачастую проявляются агрессивность, бестактность, грубость в отношениях с окружающими. Субъекты, обладающие низким ED, характеризуются противоположными качествами. Упорствующий тип реагирования (NP) — это степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой, фрустрирующей ситуации. Чем выше этот показатель, по сравнению со стандартным, тем чаще субъект проявляет самостоятельность и тем адекватнее воспринимает ситуацию, реагирует на раздражители. Экстрапунитивная направленность (Е) — это направленность реакций личности вовне, на окружающих. Субъект, обладающий высокой Е, требователен к окружающим, стремится подключить к разрешению ситуации других, зачастую агрессивен. Сочетание высоких Е и ED означает явное доминирование негативных тенденций в отношениях к людям. Положительным в преобладании развития Е (да и ED) является умение побудить окружающих к развитию сложной ситуации, выполнению того или иного задания. Однако, чрезвычайное развитие Е (как и ED) несет в себе значительный негативный "заряд" в отношениях. Интропунитивная направленность (I) означает направленность поведенческих реакций на себя, стремление самостоя- тельно разрешить ситуацию. Высокой I соответствует самокритичность. Низкая I, наоборот, соответствует демонстрации своей "непогрешимости" (или сознательному сокрытию неуверенности), низкой требовательности к себе. Импунитивная направленность (М) выражает степень стремления разрешить ситуацию "без жертв" (чужих или своих), сглаживание остроты ситуации, деление вины на всех участников ситуации. Зачастую М показывает либеральную тенденцию в поведении или выжидательную тактику ("Время, ход событий разрешат проблемы"), избегание конфликтов. Коэффициент конформности (CGR) означает степень подверженности личности влиянию (или давлению) группы и, по методике Розенцвейга, является мерой социальной адаптации. Чем выше CGR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии решений и их выполнении. Чем ниже CGR, тем сильнее развиты противоположные качества — независимость, самостоятельность, оригинальность. Следует отметить, что для благоприятной,.эффек-тивной адаптации в зависимости от вида, специфики деятельности требуются и в разной степени развитые качества (см. табл.). Полный образец поведения представляет собой "формулу" поведения личности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения. Нет двух одинаковых "образцов поведения", как нет двух совершенно одинаковых людей. Тенденции поведения количественно отражают динамику изменения показателей методики с течением времени. Они отражают усиление или ослабление той или иной психологической характеристики, выраженное в процентах. Психологическое содержание методики Розенцвейга позволяет выявить особенности личностного поведения в стрессовых и фрустрирующих ситуациях через определение: а) выраженности его типов; б) направленности; в) подверженности влиянию и давлению других людей (конформности); г) сформированности волевой саморегуляции; д) степени и характера эмоциональных проявлений в стрессовых и фрустрирующих ситуациях бытового общения; е) степени самостоятельности и адекватности реагирования; ж) изменения всех этих показателей с течением времени. "Общая таблица CGR для здоровых лиц (по Н.В. Тарабриной)
Методика Розенцвейга дает возможность также прогнозировать поведение личности в стрессовых, фрустрирующих ситуациях, так как выявляет типичные для этой личности тенденции поведения и коммуникации.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |