Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов тестирования




Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, номера 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность "вовнутрь". Со­вместное положение цветов номер 2 и 3 (зеленого и красно­го) указывает на автономность, самостоятельность в приня­тии решений, инициативность. Сочетание цветов номер 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность "вовне". Сочетание цветов номер 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При соче­тании цветов номер 1 и 3 (синего и красного) в одной функ­циональной группе подчеркивается благоприятный баланс за­висимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности "вовне" (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (номер 2 и 4) рас­сматривается как противопоставление субъективного стрем­ления "вовнутрь", автономности, упрямства стремлению "вов­не", зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют сле­дующие психологические потребности:

№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и доби­ваться успеха;

№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на

лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, счи­тается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й по­зициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудов­летворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергае­мый цвет может рассматриваться как источник стресса. Напри­мер, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность от­сутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа вы­бора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следующих посы­лок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддер­жание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетво­ренности стремлением к достижению цели, что также содейству­ет поддержанию работоспособности.

Желтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удов­летворение от участия в деятельности (иногда без четкого осоз­нания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то веро­ятна более продуктивная деятельность, более высокая работос­пособность. Если же они находятся во второй половине ряда и отделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-м мес­те, он обозначается знаком "—", и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тре­вожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой "А" над номером цвета и знаком "—", например:

А _____ А _____ А _____
     

 

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещен­ным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующий мотив, настроение, поведение). В этом случае над цифрой, зани­мающей 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет од­ного из основных цветов. В то же время, сам факт наличия пока­зателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недоста­точной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет до­полнительных цветов, результаты теста трактуются как показате­ли негативного состояния, негативных мотивов, негативного от­ношения к окружающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характеризуются пози­цией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7-й позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким об­разом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих ис­точники стресса, тревоги, например:

!__   !!__   !!!__  
А __   А __   А __  
     

 

Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприят­ной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из ос­новных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ста­вится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Та­ким образом, их может быть 6, например:

!   !!   !!!  
_______ _______ _______
С   С   С  
_______ _______ _______
+   +   +  
_______ _______ _______
     

 

Считается, что чем больше знаков "!", тем прогноз небла­гоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесооб­разно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тес­тирование после таких мероприятий (в сочетании с другими ме­тодиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тес­тирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком "— "). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными зна­ками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуе­мого состояния тревожности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой пози­ций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цветов во 2-й и 3-й позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между це­лью, мотивами и оценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует со­поставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разно­стороннем изучении личности можно делать какие-то серьез­ные заключения о чертах личности, ее психологических осо­бенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоциональ­ного состояния, напряженности, тревожности. Однако совпаде­ние показателей цветового теста (выбор цветов 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с боль­шей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.