Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как логический механизм. сравнение реакций испытуемых на различие в информативности знаков допустимо только, как говорится, при прочих равных условиях




сравнение реакций испытуемых на различие в информативности знаков допустимо только, как говорится, при прочих равных условиях.

1. Работа сознания с редкими (неожиданными) сигналами протекает дольше, чем с частыми:

• Стимулы, которые предъявляются в процессе конкретного экспе­
римента с меньшей вероятностью, требуют большего времени и
для двигательной реакции, и для узнавания, чем стимулы, предъяв­
ляемые с большей вероятностью. Рассмотрим пример: И. М. Фей-
генберг измерял время реакции на предъявление четырех цифр —
1,2,3 и 4. При появлении любой из этих цифр испытуемый должен
был из четырех находящихся перед ним кнопок нажать опреде­
ленную, соответствующую этому сигналу. Каждая четверка сиг­
налов — случайная последовательность всех этих цифр, т. е. в
каждой четверке на I месте может появиться любая из цифр с
вероятностью 0,25; на II месте в четверке с равной вероятно­
стью может появиться только одна из трех оставшихся цифр; на
III — одна из двух; а на IV могла быть уже только единственная,
оставшаяся цифра. Среднее время реакции на цифру, предъявляв­
шуюся на I месте, было самым большим (Т[=460 мс); существенно
меньшее на И месте — Т11=424 мс; Т111 было равно уже 351 мс, а
T|V=207 мс. Любопытно, что этот результат не зависел от того,
осознавали испытуемые указанную структуру последовательно­
сти или нет 1.

• В ситуации, когда двуязычные испытуемые в ответ на предъяв­
ляемые слова должны совершать двигательную реакцию, время
этой реакции короче для слов на более знакомом им языке 2.

• Время двигательной реакции на предъявляемый стимул существен­
но меньше, если стимулы подаются в ожидаемый срок через строго
фиксированные интервалы времени. Однако и при нефикси­
рованных интервалах оно может быть сокращено (до 40%), если
появление стимула сделать более ожидаемым и перед его предъяв­
лением давать предупредительный сигнал.

• Время узнавания также увеличивается пропорционально логариф­
му числа возможных альтернатив узнавания, как и время реак­
ции. Это было показано для предметов, слов, рядов букв, знаков
азбуки Морзе, показаний приборов и др. [окончание cтраницы 347]

_______________________

1 Фейгенберг И. М. О принципиальной неразрывности наблюдаемого и наблюда-теля в психологических феноменах.//Бессознательное, 1. Тбилиси, 1978, с. 171-173.

2См. Шошолль Р. Время реакции. // Экспериментальная психология (под ред. П. Ф ресса и Ж. Пиаже), 1-2. М, 1966, с. 364, 366.


 

Раздел четвертый

• Длительная тренировка способствует как сокращению времени
двигательной реакции, так и времени узнавания. Время реакции
испытуемого может сокращаться даже через пять месяцев ис­
следования после более 45 тыс. проб 1. Это сокращение тем за­
метнее, чем меньше изменяется в процессе эксперимента сти-
мульный материал. Но это значит, что существенную роль в уве­
личении скорости реакции
в результате тренировки играет
уменьшение информативности стимулов.

• Время, необходимое для правильного узнавания знакомых стиму­
лов, существенно меньше, чем незнакомых или неожиданных.

• Дети-дошкольники при прочих равных условиях дольше рассмат­
ривают
новые изображения, а не те, с какими их предварительно
знакомили, или выбирают поиграть новые игрушки, а не те, кото­
рые им заранее показали2.

• Время узнавания слов сокращается, если испытуемому заранее
сообщается, к какой категории (мебель, пища, животные и т. п.)
относятся эти слова.

• От числа возможных альтернатив зависит и возможность узнава­
ния в затрудненных условиях. В исследовании Дж. Миллера с со­
трудниками было показано: опознание предъявленного на слух
слова на фоне маскирующего шума, если испытуемый знает, что
предъявляется одно из двух заранее известных слов, может быть
правильно осуществлено при интенсивности сигнала на 14 дБ мень­
ше интенсивности шума; узнавание возможно при интенсивности
сигнала на 4 дБ меньше интенсивности шума, если предъявляет­
ся слово из списка в 256 слов; для узнавания, если же предъявля­
ются любые слова, а не из известного заранее набора, интенсив­
ность сигнала должна превышать интенсивность шума 3.

• Время, необходимое для узнавания объективно более частых сти­
мулов (например, более употребительных слов) меньше, чем ред­
ких, т. е. сознание меньше времени тратит на работу с частыми
стимулами. Так, в исследовании Р. М. Фрумкиной при одинако­
вых условиях тахистоскопического предъявления для всех слов
было узнано 44,4% частых слов (воздух, платье, минута и т. д.),
34,6% средних по частоте слов (свитер, чердак, климат и т. п.), [окончание cтраницы 348]

________________________

1См. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982, с. 52.

2Кантор Г. Реакции младенцев и детей старшего возраста на сложные и новые раздражения. //Изучение развития и поведения детей. М., 1966, с. 88-97.

3Miller G. A., Heise G., Lichten W. The intelligibility of speech as a function the test

materials.// J. exp. Psychol., 1951, 41, p. 329-335.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.