КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неизменная стимуляция ускользает из сознанияСознание как поток как в реальности организм никогда не находится в полностью неизменном состоянии. Как уже говорилось, так часто бывает в науке. И всё же существуют экспериментальные данные, которые подтверждают сформулированный тезис. Рассмотрим, что по этому поводу говорит эмпирика. • Не меняющееся по яркости и цвету изображение, стабилизиро • Ещё И. Гёте (который был не только поэтом, но и обладал тонким ______________________________ 1См. Зинченко В. П., Вергилес Н. 10. Формирование зрительного образа. М., 1969, . с. 8; Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М, 1990, с. 88-89. 2Колерс П. Некоторые психологические механизмы распознавания образов. // Распознавание образов. М., 1970, с. 33. 3 Гёте И. В. Избр. соч. по естествознанию. М., 1957, с. 284. Раздел пятый после длительного ощупывания с закрытыми глазами вогнутой поверхности воспринимается как выпуклая и т. д.' • Постоянный раздражитель умеренной интенсивности, действующий • Феномен П. Раншбурга: при кратковременной экспозиции набо • Феномен семантической сатиации: многократное повторение од • Феномен семантической сатиации проявляется и в том, что многократно повторенным фразам приписывается смысл в зависимости от ожидания людей, их говорящих или слушающих. Ранее [окончание cтраницы 360] ________________________ 1См. Надирашви.ш Ш. А. Психологическая природа восприятия. Тбилиси 1976, с. 125-126. 2Феномен цветовой адаптации — см. Рок И. Введение в зрительное восприятие, 2. М., 1980, с. 36 3См. Надирашвили 111. А. Там же. 4 Ломов Б. Ф. Человек и техника. М, 1966, с. 307. 5См. Негневицкая Е. И. Смысловое восприятие текста и семантическая сатиация. // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976, с. 114-119. 6 Хисматулии А. А. Суфийская ритуальная практика. СПб, 1996, с. 73-104. Сознание как поток уже говорилось, что мистикам эти фразы открывают божественный свет. Юмористы, напротив, многократно повторяя одну и ту же словесную конструкцию, вызывают у слушателей гомерический хохот. А. Н. Лук называет этот способ вызывать смех «самым непонятным приёмом остроумия». И среди прочих примеров приводит рассказанную М. Твеном историю о применении данного приёма перед аудиторией. Для эксперимента Твен выбрал скучный анекдот, который и изложил во время выступления. Публика приняла его холодно. После третьего и четвёртого раза в зале воцарилось ледяное молчание. Американский юморист стал даже опасаться, что опыт провалится. Однако, когда анекдот был рассказан в восьмой раз, послышался смех, который возрастал с каждым последующим повторением и, в конце концов, перешёл в гомерический хохот '. • Повтор является весьма употребительным художественным приёмом. Вот несколько примеров фольклорных повторов, заимствованных у В. Шкловского 2. Из былин: «Кто бы нам сказал про старое, про старое, про бывалое, про того ли Илью Муромца?». Из Библии: «Как я буду проклинать того, кого Бог не проклял, как я буду предавать проклятию, кого Яхве не предал проклятию...». Из финского эпоса: «Если ты вернёшь заклятье, злой свой заговор воротишь...». Особо показательно, что вместо типичного для финского эпоса синонимичного повтора при появлении в строке числа обычно при повторе используют следующее по порядку число, не обращая внимания на возникающее искажение смысла: «Шесть он зёрнышек находит, семь семян он подымает». Или в «Калевале»: «На седьмую ночь она скончалась, на восьмую умерла». О языке искусства мы будем подробнее говорить в следующем томе. Однако уже сейчас выскажу своё убеждение: устойчивые многократные повторы в искусстве (например, жёстко повторяющийся ритм в музыке — особенно в первобытной и современной танцевальной) используются именно для опустошения сознания, для того, чтобы «опустевшее сознание» затем заполнялось содержанием в зависимости как от собственных желаний воспринимающих, так и от их культурных установок. Автоматизированные действия (ходьба, чтение, игра на музыкальных инструментах, плавание и пр.), в силу своего однообразия, не [окончание cтраницы 361] ________________________ 1Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977, с. 94 - 95. 2 Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983, с. 34-47.
Раздел пятый удерживаются в сознании. «Спросите опытных машинисток, - поясняет Д. Норман, — как они делают пробелы: всегда одним большим пальцем одной и той же руки или же меняют пальцы в зависимости от того, какие слова приходится печатать? Многие машинистки не знают, как они это делают. Для ответа на этот вопрос им нужно мысленно представить себе свою работу и «понаблюдать» за тем, как они пользуются клавишей пробела. (Большинство опытных машинисток всегда нажимают на эту клавишу большим пальцем одной и той же руки, обычно правой, но многие из них думают, что пользуются двумя руками)»'. • Т. Рибо приводит пример того, что для выполнения автоматизиро • Пристальное внимание к какому-либо неизменному или равномер • Человек не способен удерживать в поверхностном содержании ____________________ 1 Норман Д. Память и научение. М., 1985, с. 93-94. 2Рибо Т. Память в её болезненном и нормальном состоянии. М., 1912. 3Шерток Л. Гипноз. М., 1992, с. 121-130.
Сознание как поток человек обычно не способен сохранять на поверхности сознания даже небольшой по объему набор знаков или, как говорят, забывает информацию, которую требуется удерживать в сознании без изменений. «Память, — замечает А. А. Брудный, — это сгущенное, неподвижное, оседающее на дно психики сознание» '. Закон Джеймса дает нам возможность понять, почему столь плачевен измеренный в многочисленных экспериментах объём кратковременной памяти при неограниченных возможностях идеального мозга для хранения информации. • Изумление от исчезновения из сознания только что предъявленной информации, ещё как бы стоящей перед глазами (или ещё как бы слышимой ушами), похоже на изумление при исчезновении информации, стабилизированной относительно сетчатки. Испытуемый иногда даже оскорбляется малостью того, что может воспроизвести (по отношению к тому, что, как он чувствует, остаётся в его памяти). Однажды я попросил одного студента-психолога провести эксперимент на запоминание. Тот не нашёл ничего лучшего и предложил женщине, пришедшей к нему для ремонта квартиры, поучаствовать в психологическом эксперименте: запомнить и воспроизвести ряд цифр. Она согласилась, внимательно выслушала тестовый материал, а вместо ответа швырнула в него тряпкой. Удивлен, что психологи-экспериментаторы не упоминают об агрессивных реакциях наивных испытуемых при измерении объёма кратковременной памяти. Действительно, испытуемый с удивлением, а иногда и с ужасом чувствует: вроде бы всё помню, но куда это всё делось? Подобное переживание особенно ярко при предъявлении для запоминания графической информации. • А. Карстен, ученица К. Левина, обнаружила в своей дипломной работе «эффект психического пресыщения»: испытуемый не способен без вариаций выполнять однообразное задание в течение даже короткого времени и вынужден менять — иногда незаметно для себя — задачу. Испытуемому предлагалось выполнить длительное монотонное задание — например, рисовать черточки или кружки (при этом перед испытуемым положена большая стопка листов). Ему дается инструкция: «Чертите, пожалуйста, черточки (кружочки) вот так» (экспериментатор чертит несколько одинаковых черточек или кружочков). Если испытуемый спрашивает, сколько же ему надо чертить, экспериментатор отвечает [кончание cтраницы 363] _____________________ 1 Брудный А. А. Пространство возможностей. Бишкек, 1999, с. 163.
Раздел пятый абсолютно бесстрастным голосом: «Сколько вам захочется, вот перед вами лежит бумага». Вначале испытуемые стараются аккуратно выполнять предложенное задание, но очень быстро вносят изменения либо в форму черточек (они становятся меньше или больше), либо темпа работы, её ритма и т. д. Иногда испытуемые начинают напевать, посвистывать, постукивать ногами и т. п. Насту-пает, по выражению Карстен, психическое пресыщение, когда уже не удается удерживать в сознании однообразное задание без изменения. Стоит добавить, что вариации заданий при психическом пресыщении встречаются реже или вообще не встречаются у больных эпилепсией, у умственно отсталых детей и т. д.'
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |