Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неизменная стимуляция удерживается в сознании только путем субъективной трансформации




Как это ни парадоксально, неизменное содержание может сохра­няться в сознании, только если оно будет трансформироваться, изме­няться. Поклонники многомудрого Гегеля всегда помнили о том, что хотя всё течёт и изменяется, но это же самое всё ещё и одновременно сохраняется. Никакой предмет, говорили они, никогда не бывает одним и тем же — он всегда изменяется; тем не менее, в этом своём измене- нии именно данный предмет сохраняется как один и тот же предмет. А потому, мол, изменение есть инвариант сохранения '. Но одно дело по-говорить о чём-то и как бы ни о чём одновременно (ибо ничто диалек-тически тождественно с нечто, так как любой антоним — мы далее об этом специально поразмышляем — всегда может трактоваться созна-нием и как синоним). И другое дело — посмотреть на конкретную фе-номенологию сохранения на поверхности сознания ускользающего содержания путём его изменения.

• Изображения, стабилизированные относительно сетчатки, как уже отмечалось, воспринимаются недолго — они исчезают. Но по­том они вновь появляются в сознании — иногда целиком, иногда [кончание cтраницы 371]

______________________

1См., например, Марков В. А. Сохранение и отражение. // Философские вопросы естествознания. Рига, 1972, с. 7-21.


 

Раздел пятый

только в виде фрагментов, затем вновь исчезают, снова появляются и т. д. Испытуемые, участвующие в таких опытах, говорят, что на­блюдать за всеми этими явлениями чрезвычайно увлекательно.

• При непрерывном воздействии на органы чувств неизменного
сигнала происходит постоянное субъективное изменение ощуще-
ния (об этом часто говорят как об адаптации). Вот классический
эксперимент в области психофизиологии слуха. Эталонный звук,
частотой 1000 Гц и громкостью 80 дБ, подается на правое ухо.
Одновременно палевое ухо испытуемому подается тестирующий
сигнал. Задача испытуемого — так изменить тестирующий сиг-
нал, чтобы он стал тождественен эталонному. После решения этой
задачи эталонный звук продолжает звучать, а тестирующий —
выключается. Когда через пять минут тестирующий звук снова
включается с той же задачей, то оказывается, что теперь испы-
туемый уменьшает громкость тестирующего звука на 30 дБ по
сравнению с первым замером. Это значит, что субъективное пе-
реживание громкости неизменного эталонного звука сильно
падает, т. е. изменяется.
Особо отмечают, что этот феномен
не связан с утомлением '. Аналогично: после запоминания этало-
на яркости светового сигнала предъявлялись тестирующие сти-
мулы и наблюдалось смещение эталона в сторону ослабления
яркости 2.

• Н. А. Бернштейн обнаружил неожиданный эффект упражнения без повторения: при тренировке двигательного навыка повторение упражнений происходит без повторения тех же движений.

• Если испытуемый много раз подряд поднимает гири разного веса
(например, 200 и 500 г), то различие между ними в начале экспери-
мента кажется ему более значительным, чем в конце. По ходу экс-
перимента ощущение различия стирается и, в конце концов, мо-
жет возникнуть иллюзия, что гири имеют одинаковый вес. В слу-
чае, если один из грузов лишь в полтора и менее раз больше, чем
другой, то может возникнуть обратная тенденция — субъектив­
ного преувеличения различия между сравниваемыми грузами.

• Нельзя удержать внимание на одном значении двойственного изо­бражения («куб» Неккера, «лестница» Шредера, «лица-ваза» Рубина [кончание cтраницы 372]

___________________________

1См. Гельфинд С. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акус­тику. М, 1984, с. 267.

2Корж Н. Н. Психофизические аспекты памяти. // Мозг и психическая деятель­ность. М., 1984, с. 228.

3См. Запорожец А. В. Избр. психол. труды., 2. М., 1986, с. 206-207.



 

Сознание как поток

и т. п.), если оба значения рисунка заведомо известны испыту­емому. Вопреки всем стараниям, попеременно осознаётся то одно, то другое значение.

• С конца XIX в. известен зрительный автокинетический эффект: в полной темноте неподвижная светящаяся точка кажется движу­щейся. Автокинетический эффект часто пытаются объяснить не­произвольным движением глаз, т. е. рассматривают этот эффект как обусловленный сугубо физиологическими причинами. Однако такая трактовка не соответствует эмпирике. Например, как пока­зал М. Шериф, при индивидуальном исследовании у разных испы­туемых точка двигалась в разных направлениях, а при групповом испытуемые обычно приходили к соглашению, в какую сторону «движется» неподвижная точка. (Наоборот, непроизвольное дви­жение глаз вполне правомерно трактовать как специальный ме­ханизм, обеспечивающий выполнение закона Джеймса). В иссле­дованиях обнаружен и слуховой автокинез: при неподвижном и не изменяющемся источнике звука возникает ощущение, что источ­ник звука перемещается. Особо отмечается, что возникновение этой иллюзии не связано с движением головы '.

• X. Уоллах изучал эффекты насыщения при восприятии движения.
Непрерывная лента с нанесёнными под углом 45° линиями дви­
жется вниз с небольшой равномерной скоростью. Испытуемый
наблюдает за ней через квадратное окно в щите, закрывающем
большую часть ленты. Вначале почти всегда испытуемый видит движение линий вниз. После продолжительного наблюдения видимое движение сменяется на горизонтальное (вправо). Затем направления движения начинают чередоваться. Если линии начертить так, что левая половина каждой линии будет чёрной, а правая — красной, то восприятию движения линий справа налево мешает изменение цвета линий с чёрного на красный. Поэтому восприятие движения вниз длится дольше, но потом испытуемый
неожиданно видит, что черные линии движутся вправо и, достиг­
нув центра, заходят за «красное прозрачное стекло». Это красное
стекло ясно воспринимается как поверхность впереди ленты, от­
деленная контуром 2.

• П. П. Блонский предъявлял испытуемым, лежащим на диване в
максимально удобной позе, стимулы (тактильные, зрительные, [кончание cтраницы 373]

____________________

1Альтман Я. А. Локализация движущегося источника звука. Л., 1983, с. 34.

2Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975, с. 386-388.


 

Раздел пятый

словесные). Задача испытуемых — вызвать у себя зрительный об­ раз. Вот его резюме: вызванные из памяти зрительные образы не­возможно удержать без изменения — этот процесс Блонский называет трансформацией '. (По его мнению, только в патологи­ческих случаях, вызвавших сильное нервное потрясение, возмож­но очень долгое удерживание зрительного образа без изменения). Суть процесса трансформации состоит в том, что исходный образ сохраняется, «хотя бы и до неузнаваемости изменившись».

• Ход затухания зрительного послеобраза сходен с исчезновением изображений, стабилизированных относительно сетчатки. После-образы нестабильны: в них исчезают и появляются фрагменты изображения. Они перемещаются, теряют интенсивность, колеб­лются и пр. Если предъявляется фигура, в контуре которой име­ ется разрыв, то в послеобразе фигура предстает без дефектов. Описаны фазы зрительного послеобраза: сразу после раздраже­ ния темный промежуток длительностью 35-40 мс; затем возни­кает послеобраз, лишь немного уступающий раздражителю по яркости и сохраняющий цвета при хроматическом раздражении — длительность фазы до 80 мс; затем второй тёмный промежуток протяженностью до 160 мс; затем появляется послеобраз в до­полнительных цветах, отчетливо воспроизводящий детали предъявленной фигуры — длительность фазы 170-500 мс; оче­редной тёмный интервал, но значительно более длительный; оче­редной послеобраз, длящийся уже секунды (а иногда и десятки секунд). Цветовая насыщенность образа мала, но он сохраняет цвет раздражителя...2 В течение нескольких секунд падает и интенсивность слухового послеобраза. Послевращательные вестибулярные послеобразы (т. е. иллюзии вращения после прекращения вращения) также носят волнообразный характер: по данным ряда авторов, эти волны могут продолжаться до 15 мин. и повторяться до 6 раз 3. Таким образом, эмпирические данные о послеобразах также подтверждают неизбежность трансформации информации, если последняя не подвергается изменениям.

• При монотонности и бедности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные с утомлением: увеличиваются [кончание cтраницы 374]

_______________________

1 Блонский П. П. Избр. педагогические и психологические соч., 2. М., 1979, с. 185.

2Баяонов Л, Я. Последовательные образы. Л., 1971, с. 8-10.

3См. Курашвили А. В.,Бабияк В. И. Физиологические функции вестибулярной

системы. Л., 1975, с. 173.



 

Сознание как поток

ошибочные действия, снижается эмоциональный тонус, развива-ется сонливость и т. д. В 1956 г. был проведен едва ли не самый известный в мире эксперимент с длительной «сенсорной изоляцией»: испытуемые-добровольцы лежали на кровати, их руки вставляли в специальные картонные трубки, чтобы было как можно меньше осязательных стимулов, специальные очки пропускали только рассеянный свет, слуховые раздражители маскировались беспрерывным шумом работающего кондиционера. Испытуемых кормили, поили, они по мере надобности могли заниматься своим туалетом, но всё остальное время должны были оставаться максималь­ но неподвижными. Испытуемые надеялись хорошо отдохнуть в таких условиях за большую плату, но не тут-то было. Очень ско­ро утратилось представление о времени, они не могли ни на чем сосредоточиться. Более 80% испытуемых стали жертвами зри­тельных галлюцинаций: стенки ходили ходуном, пол вращался, цвета становились такими яркими, что на них невозможно было смотреть и т. д. Никто из испытуемых не выдержал в таком со­стоянии более шести дней, а большинство оказалось не способно продержаться и три дня. Дж. Лилли провел несколько часов в темном звуконепроницаемом резервуаре, наполненном водой с высокой концентрацией соли при температуре, близкой к температуре человеческого тела. Через некоторое время он ощутил чувство необычайной легкости. Будучи мистически настроенным, он переживал и галлюцинации мистического толка: почувствовал разрыв с пространством и со временем, его «дух» перемещался с феноменальной скоростью, он ощущал себя так, как будто он может всё видеть и слышать '. При резко ограниченном притоке сенсорных ощущений всегда нарушается ориентировка в пространстве и координация движений и даже изменяется биоэлектрическая активность мозга2.

• Уже первые психологи отмечали, что внимание подвержено непро­извольным периодическим колебаниям. Так, часы, которые дер­жат неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, то приближающимися, то удаля­ющимися в силу того, что он то более, то менее явственно слы­шит их тиканье. По разным данным, периоды колебаний равны обычно 2-3 с, максимум — 12 с. С. Л. Рубинштейн не соглашается с [кончание cтраницы 375]

_________________________

1Годфруа Ж. Что такое психология, 1. М., 1992, с. 219-222.

2См., например, Ломов Б. Ф. Человек и техника. М, 1966, с. 208-209.


Раздел пятый

этим. Он утверждает, что можно в течение длительного времени удерживать устойчивое внимание на предмете, если раскрывать в этом предмете «новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопе­реходах» '. По существу, однако, Рубинштейн говорит следующее: предмет внимания не может оставаться в сознании без непроизвольной или произвольной трансформации. Ведь «раскрытие нового содержания в предмете» — это и есть изменение того, что осознаётся. И Рубинштейн так и пишет: «Сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами всё новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание».

• Человек, как уже отмечалось, запечатлевает всё подряд и не мо­жет оказывать влияния на этот процесс. Но — в соответствии с законом Джеймса – он может мешать забыванию, сознательно трансформируя содержание сознания таким образом, чтобы под­лежащие запоминанию элементы не искажались. Это как раз и делают мнемонические приемы, способствующие «лучшему за­поминанию» информации. Они побуждают испытуемого искус­ственно изменять стимульный материал. Вот типичные приемы: создание образов. Например, при предъявлении пары слов созда­вать зрительный образ, создающий воображаемую ситуацию, включающую оба эти слова (так, при предъявлении пары слов «щенок - педаль» испытуемый вспомнит, что на слово «щенок» ему надо отвечать «педаль», если он сможет представить себе щенка, едущего на велосипеде и энергично крутящего педали 2); мысленное размещение предъявленных для запоминания объектов в пространстве; создание слов-посредников и т. д.3. Для любителей гипотезы структурной ограниченности особо отмечу: вся облегчающая воспроизведение мнемотехника не уменьшает, а увеличивает объем подлежащего запоминанию материала, а иног­ да ещё и дополнительно усложняет способ его извлечения из памяти. Проанализируем вышеприведенный пример Аткинсона по созданию образов. Построенный им образ с равным успехом может быть применим к парам слов «щенок — колесо», «собака велосипед», «лапа — педаль» и т. п. Поэтому испытуемый все равно должен запомнить саму предъявленную пару слов, а заодно — [кончание cтраницы 376]

___________________

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

2См. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980, с. 191.

3См. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. М., 1988, с. 128-137.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.