Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние сложности заданий на величину интерференции




Сознание как поток

Как бы ни были просты задачи, используемые при изучении ин­терференции, их всё-таки можно варьировать по сложности. Исходя из вышесказанного, можно утверждать: чем сложнее основная задача, тем менее испытуемому будет «мешать» задача игнорирования. Ибо чем сложнее эта задача, чем напряженнее её решает испытуемый (и, соответственно, трансформирует связанное с этой задачей поверх­ностное содержание), тем дольше она, в силу этого, удерживается на поверхности сознания. Но, значит, тем реже она будет «ускользать» из него. Из тех же соображений: как только игнорируемая задача сменит основную в поверхностном содержании сознания, то чем сложнее за­дача игнорирования, тем дольше она будет находиться на поверх­ности и, тем самым, тем больше будет «мешать» решению ос­новной задачи.

Речь, правда, идёт только о заданиях, относительно легко выпол­няемых испытуемыми. И только — об их сравнительной сложности меж­ ду собой. Игнорировать сверхсложные задачи, требующие от испыту­емого осуществления занимающих много времени осознанных операций, не составляет труда: испытуемый легко принимает решение не делать мощных сознательных усилий. Трудно игнорировать лишь те задачи, выполнение которых происходит настолько автоматически, что практи­чески не требует целенаправленных усилий.

На такие переменные, как сложность интерферирующих задач, исследователи далеко не всегда обращали должное внимание. Тем не менее, если под высказанным углом зрения просмотреть литературу, посвященную различным интерференционным феноменам, мы обнару­жим удивительную для психологии согласованность результатов.

1. Струп-феномен. Рассмотрим, как влияют вариации сложности основного и игнорируемого задания на величину интерференции в феномене Струпа '. (Следует учесть, что другие факторы, влия­ющие на интерференцию, мы пока не анализируем.).

Увеличение сложности основной задачи. Величина интерференции падает при:

— различении не цветов, а оттенков цвета; [кончание cтраницы 393]

____________________

1Более подробно см. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 221 -225.


 

Раздел пятый

— различении (в многочисленных модификациях) не цветов, а
геометрической формы (использовались, например, карточки
различной конфигурации, на которых были написаны названия
геометрических фигур, не соответствующих конфигурации
карточки); определении ориентации предъявленных фигур,
количества букв в словах «четыре», «пять», «шесть» и т. п.;

— совмещении двух основных заданий (например, от испытуемого
требовалось одновременно с нажатием клавиш, соответствующих
цвету струп-стимулов, разговаривать с экспериментатором);

— усложнении процесса называния цвета (например, в условиях,
когда собственная речь испытуемого подается ему в наушники с
небольшой временной задержкой);

— Оригинальный пример: Я. Ледовая (в своей курсовой работе)
создала оригинальную модификацию теста Струпа для лиц,
знакомых с нотной грамотой: испытуемые должны были вначале
давать названия нотам обычного нотного текста, а затем называть
их в случае, когда они обозначались на нотном стане вместо
кружка словом, соответствующим другой ноте: например, на
месте, обозначающем ноту «фа», написано буквами «си».
Величина интерференции оказалась меньше у тех испытуемых,
кто дольше выполнял задание называть обычные ноты, т. е. у
тех испытуемых, для кого основное задание было труднее.

Увеличение сложности задачи игнорирования. Величи­ на интерференции возрастает при:

— усложнении задачи чтения для испытуемых (величина интерфе­
ренции выше у детей, у менее образованных взрослых испытуемых
и т. п.). Я сам наблюдал, как шестилетняя девочка, достаточно
уверенно называющая цвет цветовых пятен, но при этом едва уме­
ющая читать по слогам, практически вообще не смогла справиться
с задачей называния цвета струп-стимулов;

— повышении осмысленности использованного текста, окрашен­
ного в разные цвета (меньше всего интерференция у бессмыслен­
ных слогов, чуть больше — у слов, а наибольшего значения эта
величина достигает при использовании связного текста '; интер­
ференция меньше для случайных четырёхзначных чисел, на
которые не следует обращать внимание,
чем для четырёхзначных [кончание cтраницы 394]

__________________________

1Л. Е. Осипов, разработавший модификацию с применением связного текста, от­мечает, что величина интерференции равна 86% от стандартного эффекта Струпа — такого не удавалось получить ни в одной другой модификации.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.