Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути преодоления интерференции. Интерференционная склонность как индивидуальная переменная




Один из эффективных способов преодоления возникающих за­труднений — снятие запрещения, замена задачи игнорирования задачей выполнения. В этих случаях интерференционный эффект ослабевает или вовсе исчезает. К сожалению, такую замену методически не всегда легко осуществить. Если позволить испытуемому завершить незавер­шённое действие или разрешить ему обращать внимание на любое изо­бражение при предъявлении реверсивных изображений, то трудно по­нять, какую инструкцию мы должны дать испытуемому, чтобы сравнить результаты при наличии запрета и при его отсутствии. Однако иногда снять запрет удаётся.

• Цвет струп-стимулов называется быстрее, если разрешить испыту­
емому вначале читать струп-стимул, а потом называть его цвет '.

• Связанные с запретом трудности выполнения задачи игнорирова­
ния сами по себе ослабевают в процессе тренировки — ведь, в
конце концов, и задача игнорирования, оставаясь неизменной, дол­
жна уходить из сознания. Например, интерференция навыков в ре­
зультате тренировки полностью исчезает 2.

• Н. Морей после многочасовой тренировки в ситуации дихотиче-
ского прослушивания довёл свои результаты по обнаружению чи­
сел в неповторяемом сообщении до 83% по сравнению с 4% у
среднего нетренированного испытуемого 3. Весьма заметно па­
дает и время выполнения теста Струпа при повторных испытани­
ях. Даже если через 6-10 месяцев после тестирования дать испы­
туемому повторно выполнить тест Струпа, наблюдается суще­
ственное сокращение времени 4. [кончание cтраницы 397]

____________________

1 Klein G. Semantic power measured through the interference of words with color-naming. // Amer. J. Psychol., 1964, 77, p. 576-588.

2См. Уолфл Д. Тренировка. // Экспериментальная психология (под ред. С. Сти-венса),2. М., 1963, с. 923.

3См. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981, с. 107.

4Miiller G. Differential-psychologische Untersuchungen zum Vigilanzverhalten. // Psychol. Forschung, 1970, 34, p. 10-47. По моим данным, при повторении теста несколько


 

Раздел пятый

Перевод умышленно игнорируемой информации из базового содержания на поверхность сознания снимает необходимость в чередо­вании этой части базового содержания с поверхностным содержанием сознания. Такой приём позволяет избавляться от устойчивых опечаток и орфографических ошибок.

• Данлап рекомендовал машинисткам, печатающим, скажем, ВДа
вместо ДВА, сознательно несколько раз подряд напечатать ВДА.
Это, по его мнению, позволяет избавиться от стандартной ошиб­
ки '. По моим наблюдениям, такой приём помогает и пианисту в
борьбе с устойчивой ошибкой.

• Мама ребёнка, упорно писавшего «шол» вместо «шёл», спросила
моего совета, как отучить его от этой ошибки. В соответствии со
сказанным, она стала требовать, чтобы ребёнок написал несколько
раз подряд именно «шол». После первой же попытки последовал
бурный протест ребёнка, который настаивал на том, что после
«ш» должна писаться буква «ё».

• В. Франкл ввёл в психотерапевтическую практику аналогичный
приём, названный им парадоксальной интенцией. Суть приёма: пси­
хотерапевт требует от пациента, чтобы он осуществил (при нев­
розе навязчивых состояний) или захотел осуществления (при фо­
бии) того, чего он так опасается и о чём запрещает себе даже
думать. Франкл описывает случаи, когда бессонница излечива­
лась запрещением спать, треморофобия у хирургов — попыткой
продемонстрировать, «как здорово у меня могут дрожать руки»,
импотенция — требованием воздержаться от половой жизни и т. д.
Вот приводимый Франклом пример излечения от энуреза. Девя­
тилетний мальчик, несмотря на все наказания, угрозы и уговоры,
регулярно мочился в постель. Тогда был применен приём пара­
доксальной интенции: мальчику было обещано, что за каждую
ночь, когда он намочит постель, он получит 5 центов. Мальчик
обрадовался: он был уверен, что скоро разбогатеет. Он делал всё
возможное, чтобы мочиться в постели каждую ночь и зарабо­
тать кучу денег, однако, к его сожалению, ничего не получалось.
«Мальчик просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него
не всё ладилось» 2. [кончание cтраницы 398]

_____________________

раз подряд без перерыва заметное улучшение наблюдается только после двух-трех повторений.

1Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека. // Экспериментальная
психология (под ред. С. Стивенса), 2. М., 1963, с. 180.

2Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990, с. 343.



 

Сознание как поток

Если природа всех интерференционных феноменов одинакова, если снятие запрета — общий способ преодоления интерференционных помех, то величина интерференционного воздействия на сознание мо­жет оказаться сравнительно устойчивой индивидуальной характерис­тикой человека. Психологи, во всяком случае, рассматривают интерфе­ренционную склонность, обычно измеряемую с помощью теста Струпа, как более-менее устойчивый признак когнитивного стиля человека. Труд­но надеяться, что один и тот же человек одинаково реагирует на все возможные задачи игнорирования хотя бы потому, что такая реакция зависит от субъективной сложности заданий, а каждый испытуемый по-своему воспринимает сложность принципиально разных задач. Да и результат выполнения методик, измеряющих величину интерференции (включая и тест Струпа), характеризует не только интерференционную склонность. Поэтому неудивительно, что экспериментальные данные не слишком убедительно подтверждают единосущность интерференци­онной склонности, но некоторые основания для такого представления всё-таки есть.

• Во-первых, сам тест Струпа показывает сравнительно высокую
надёжность данных при повторном тестировании (коэффициент
корреляции между результатами первого и второго тестирования,
по разным данным, составляет около 0,7 — конечно, маловато
для надёжного тестирования устойчивых личностных свойств, но
не так уж плохо для теста, при повторном выполнении которого
весьма мощно сказывается эффект обучения). Таким образом,
этот тест измеряет нечто более-менее устойчивое.

Также обнаружены значимые связи между выполнением стандарт­ного теста Струпа и ряда других интерференционных методик, в част­ности:

• Положительные связи с выполнением практически всех его мно­
гочисленных аналогов. Это показано в различных экспериментах.
Пример наугад: Г. Хёрманн обнаружил такую связь с акустиче­
ским аналогом, когда испытуемым зачитывают слова «громко» и
«тихо», а они должны реагировать на реальную громкость звука, с
которой эти слова произносятся '.

• Положительная связь со временем задержки реакции на второй
из двух быстро следующих друг за другом сигналов, причём груп­
па высокоинтерферируемых испытуемых (по тесту Струпа) имеет [кончание cтраницы 399]

________________________

1Merz F. t/ber die individuelle Interferenzneigung. //Z. exp. ang. Psychol., 1961, 8, P-381-392.


 


 

Раздел пятый

тем большую разницу в рефрактерном периоде с группой низко-интерферируемых испытуемых, чем сложнее ситуация опыта '.

• Отрицательная связь с объёмом памяти на цифры, но только при запоминании с дистрактором (без задачи - дистрактора связь меж­ ду величиной интерференции по тесту Струпа и объёмом крат­ковременной памяти не обнаружена)2.

Таким образом, выявлена однонаправленность влияния игнори­руемого задания: высокоинтерферируемые испытуемые по тесту Стру­па оказываются обычно высокоинтерферируемыми и по аналогам тес­та, и по своему рефрактерному периоду, и по реакции на дистракторы в процессе удержания подлежащего воспроизведению материала в по­верхностном содержании сознания. Всё это позволяет предполагать существование устойчивых индивидуальных особенностей протекания интерференционного процесса у разных людей. Частота обращения к базовому содержанию сознания может, тем самым, являться важной индивидуальной характеристикой. [кончание cтраницы 400]

________________________________

1 Mainka G. Theoretische und experimentelle Analysen zum Interferenzphanomen. Inaug.-Diss. Berlin, 1970.

2Jensen A., Rohwer jr. W. The Stroop color-word test: a review. // Acta Psychologica,
1966,25,36-93, p. 75.


Раздел шестой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.