КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание как поток. чисел, обозначающих известные для испытуемого даты, например— 1812,1917)
чисел, обозначающих известные для испытуемого даты, например— 1812,1917). При одновременном увеличении сложности основной задачи и уменьшении сложности игнорируемой интерференция практически полностью исчезает: — так, ещё сам Дж. Струп установил, что задача чтения слов, когда не следует обращать внимание на то, какими цветами эти слова написаны, практически никакой интерференции не вызывает. По данным Струпа, различие между чтением 100 слов, написанных чёрной краской, и 100 слов, написанных разными краска ми, составляет всего около 1 с. Однако чтение слов — существенно более сложная задача, чем называние цвета. Это становится очевидным, если сравнить трудности научения решению обеих задач в онтогенезе. Показательна и скорость поиска струп-элементов на карте Струпа: если надо, например, найти синий цвет, то это происходит на порядок быстрее, чем если требуется найти слово «синий». 2.Запоминание с дистрактором. Влияние дистракторов на воспроизведение огромно. Тем не менее, при одних дистракторах удержание осуществляется легко, а при других — с большими трудностями. Так как задача удержания в памяти может быть выполнена испытуемым при одновременном игнорировании отвлекающей задачи, то затруднения в процессе запоминания с дистрактором относятся к явлениям мнемической интерференции. Увеличение сложности основной задачи. Величина интерференции тем меньше, чем осмысленнее (т. е. сложнее!) материал, подлежащий запоминанию. Так, например, И. Шипош повторил эксперимент Петерсонов, но для запоминания предъявлялся не бессмысленный Цифро-буквенный стимульный материал, а набор пословиц. Эффект забывания после 18 секунд обратного счёта тройками в этих экспериментах вообще не проявился! Пословицы воспроизводились и опознавались без всяких затруднений '. Увеличение сложности задачи игнорирования. Величина интерференции (т. е. ухудшение воспроизведения под воздействием дистрактора) тем больше, чем сложнее дистрактор2. Например, более сложные арифметические операции сильнее мешают воспроизведению, чем простые. [кончание cтраницы 395] ___________________ 1 Плихтова Я., Шипош И., Арохова О., Халмиова О., Поташова А. Интерфункциональный подход в исследовании памяти человека. // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983, с, 35, 2Клацай Р, Память человека. М„ 1978, с, 128.
Раздел пятый 3.Рефрактерный период, т. е. задержка реакции на второй из двух — Сложность обеих задач можно повышать путём увеличения 4.Реверсивные изображения. Известно, что усложнение одно — В известном двойственном изображении Э. Рубина «лица — 5.При дихотическом предъявлении на одно ухо осмысленной (бо ______________________ 1 Neumann О. Informationsselektion und Handlungssteuerung. Inaug.-Diss. Bochum, 1980, p. 85. 2Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972, с. 174. 3 См. Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1995, с. 251. 4 Осгуд Ч. Перцептивная организация. // Хрестоматия по ощущению и вниманию. 5См., например, Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека.
Сознание как поток Как и предполагалось, во всех рассмотренных (и во многих других!) случаях величина интерференции падает при усложнении основной задачи и возрастает при усложнении игнорируемой.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |