Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иена, 1903




НАУКА И ГИПОТЕЗА», IX) 2 ИЗДАНИЕ. ЛЕЙПЦИГ, 1910

ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

ПАУЛЬ ФОЛЬКМАН.

ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК»

(Nat. IV. 171 в Бернской библиотеке)

Автор — эклектик и пошляк в философии, особенно,
когда говорит против Геккеля, о Бокле etc. etc. Но
уклон все же материалистический, например, стр. 35 *
[40]** — «Вопрос, предписываем ли мы природе поня-
тия или природа нам» — соединение-де обеих точек
зрения. Мах-де прав (стр. 38 [43]), но я противопоста-
вляю ей (точке зрения Маха) „объективную":

«Таким образом я считаю, что логика в нас имеет
исходное свое начало в закономерном течении вещей
вне нас, что внешняя необходимость процессов природы
есть первая и самая настоящая наша учительница»
(стр. 39 [43]).

Восстает против феноменологии и современного мо-
низма, — но совершенно не понимает сути материали-
стической и идеалистической философии. Собственно,
сводит дело к „методам" естествознания в общепозити-
вистском духе. Вопроса об объективной реальности при-
роды вне сознания (и ощущений) человечества не умеет
даже поставить.

МАКС ФЕРВОРН. «БИОГЕННАЯ ГИПОТЕЗА»

ср. стр. 9, определение „Enzyme" 195

(Med. 5218)
Автор развивает специальную тему

о „живой субстанции" и о химическом
обмене веществ в ней. Специальная
тема.

Есть указатель литературы по данному вопросу.

* P. Volhmann. «Erkenntnistheoretische Grundzüge der Naturwissen-
schaften». Leipzig — Berlin, 1910. Peд.

** П. Фолькман. «Теория познания естественных наук», СПБ., 1911. Ред.


Стр. 112 — „рабочая гипотеза" в этом-де суть. На-
пример, материализм-де в XIX веке принес большую
пользу естественным наукам, — но теперь «ни один
философ-естествоиспытатель не будет уже считать ма-
териалистическое понимание подходящим» (112). Веч-
ных истин нет. Значение идей, их Fruchtbarkeit *,
роль их как „фермента", — «который творит и дей-
ствует» (ИЗ).

(Характерно здесь наивное выражение взгляда,
что „материализм" мешает! Никакого понятия о
диалектическом материализме и полное неуме-
ние отличить материализм как философию
от отдельных, заскорузлых взглядов материали-
стами называющих себя обывателей данного вре-
мени. ]

Цель автора — «механический анализ явлений жизни»
(стр. 1, Предисловие) — ссылка на последнюю главу
„Allgemeine Physiologie" **.

Вместо «живой белок» (стр. 25) — неясное-де поня-
тие, вместо «живая белковая молекула» («так как мо-
лекула не может быть живой») автор предлагает гово-
рить о «биогенмолекуле» (25).




Превращение химического в жизненное — вот, видимо, в чем суть. Чтобы свободнее двигаться в этом новом, еще темном, гипотетическом, долой „материализм", долой „связывающие" старые идеи („молекула"), назовем по-новому (биоген), чтобы вольнее искать новых знаний! N В. К вопросу об источниках и живых побудительных мотивах современного „идеализма" в физике и естествозна- нии вообще.

 


* — плодотворность. Ред.
*• — «Общей физиологии». Ред.

.



Ф. Д АННЕМАН. «КАК СОЗ Д АВАЛАСЬ
НАША КАРТИНА МИРА»
196




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.