* — «сколькими способами эти различные высказывания произво- дятся, столькими путями они указывают на бытие». Ред.
** — ибо столько же раз, сколько высказываются категории, столько же раз обозначают они бытие. Ред.
„вещь в себе"; связь земли и солнца, природы вообще — и закон, *, бог. Раздвоение по-
знания человека и возможность идеализма (= ре- лигии) даны уже в первой, э л ементарной аб- стракции [„дом" вообще и отдельные домы]
Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (= понятия) с нее не есть простой, непо- средственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни; мало того: воз- ' можность превращения (и притом незаметного, несозна- ' ваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (in letzter Instanz ** = бога). Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее („стол" вообще) есть известный кусочек фантазии. (Vice versa: нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке: ср. Писарев о мечте полезной, как толчке к работе, и о мечтательности пустой 169.)
Наивное выражение „трудностей" насчет „философии математики" (говоря по-современному): книга 13, глава 2, § 23:
... «Далее, тело есть субстанция, ибо оно обладает известной законченностью. Но как могли бы быть субстанциями линии? Они не могли бы таковыми быть ни в смысле формы и образа, подобно, например, душе, ни в смысле материи, подобно телу: ибо очевидно, что ничто не может состоять ия линий, или из плоскостей, или из точек»... (стр. 224 [220])...
* — логос. Ред. ** — в последнем счете. Рев,
Книга 13, глава 3 разрешает эти трудности превос- ходно, отчетливо, ясно, материалистически (матема- тика и другие науки абстрагируют одну из сторон тела, явления, жизни). Но автор не выдерживает последова- тельно этой точки зрения.
NB
Швеглер в своем комментарии (т. IV, стр. 303) говорит: Аристотель дает здесь позитивное из- ложение «своего взгляда на математическое: математическое есть нечто отвлеченное от чув- ственного».
Книга 13, глава 10 касается вопроса, лучше изложенного у Швеглера в комментарии (в связи с „Ме- taphysik" VII, 13, 5): наука касается только общего (ср. книга 13, глава 10, § 6), а действительно (субстан- циально) только отдельное. Значит, пропасть между наукой и реальностью? Значит, бытие и мышление несо- измеримы? „Истинное познание действительного невоз- можно?" (Швеглер, т. IV, стр. 338). Аристотель отве- чает: потенциально знание направлено на общее, актуально на особое.
Швеглер (ib.) называет hochst beachtenswert
сочинение F. Fischer: „Die Metaphysik, von empirischem Standpunkte aus dargestellt" * [год издания (1847)], который говорит о „реализме" Аристотеля.
Книга 14, глава 3, § 7:... «если в чувственных вещах вовсе не находится математическое, то почему же чув- ственным вещам присущи свойства математического?»... (стр. 254 [245]).
(Тот же смысл последней фразы книги, книга 14, глава 6, § 21.)
Конец „Метафизики".
# Friedrich Fischer (1801—1853), профессор фи- лософии в Базеле. В статье о нем Ргаntl'я
* — в высшей степени ценным сочинение Ф. Фишера: «Метафизика, изложенная о эмпирической точки з рения». Ред.
ха-ха!!!
(„Allgemeine Deutsche Biographie" *, т. 7, стр. 67) дается пренебрежительный отзыв о нем и гово- рится, что он-де «вследствие своего полнейшего неприятия субъективного идеализма чуть было не впал в противоположную крайность — в эмпиризм, чуждый идеальному».
* — «Всеобщая немецкая биография». Ред.
II
ЗАМЕТКИ О КНИГАХ, СТАТЬЯХ И РЕЦЕНЗИЯХ
Ф. ИБЕРВЕГ. «ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»170
|Книга носит несколько странный характер: коротень- кие §§ с парой слов о содержании учений и длиннейшие мелким шрифтом набранные пояснения, на 3/4 полные
имен и пазваний книг [притом старо: библиография до 60-х, 70-х годов]. Нечто unleserliches! * История имен и книг!;
Ф. ПАУЛЬСЕН. «ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ» 171
Прехарактерна откровенная постановка вопроса в введении: задача новейшей философии „примирить ре- лигиозное миросозерцание и научное объяснение приро- ды" (стр. IV ** [V] ***). Sic! И эта идея развита преобсто- ятельно: борьба-де на два фронта — с материализмом и „иезуитизмом" (и католическим и протестантским). Материализм, конечно, понимается (выдается?) за rein mechanisch, physikalisch u. s. w. ****
* — неудобочитаемое! Ред.
** F. Paulsen. «Einleitung in die Philosophie». Berlin, 1899. Ред.
*** Ф. Паулъсен. «Введение в философию». M., 1899 Ред.
**** — чисто механический, физический и т. д. Ред.
Автор прямо также говорит, что новейшая филосо- фия опирается на Канта и является представительни- цей „идеалистического монизма".
До — стр. 10 [10]... «Мир между знанием и верой»...
И стр. 11 [11]: «Установить этот мир» — «вот центральный пункт философии Канта... Отдать должное тому и другому: знанию против скептицизма Юма, вере против догматического ее отрицания в материализме — вот итог его работы» (12) [11].
?
«Только одно обстоятельство может смутить полное надежд» (надежда на этот мир) «ожидание: это — абсо- лютно враждебный религии радикализм, распростра- няющийся теперь в широких массах населения... Так атеизм является теперь» (как прежде у буржуазии) «догматом социал-демократии» (стр. 14—15 [14]). «Это —катехизис наизнанку. И как старая догматика, так и эта новая, отрицательная догматика, враждебна науке, поскольку она в своих догмах налагает цепи на дух критики и сомнения». (Напоминает название Anti- pfaffen * и уверяет, что христианство чуждо пристрастия к богатым, что оно, христианство, переживет и ту борьбу, к которой идет Европа.)
Опровергая материализм и защищая теорию Allbe- seelung ** (которую он толкует в идеалистическом смысле), Паульсен игнорирует 1) что он опровергает не материализм, а лишь некоторые доводы некото- рых материалистов; 2) что он противоречит себе, толкуя современную психологию в идеалистическом смысле.
X Ср. стр. 126 [125]. «Сила... не что иное, как тенден- ция к определенной деятельности, и, следовательно, по своей общей сущности совпадает с бессознательной волей».
(Ergo — Seelenvorgange und Kraft вовсе не так unuberbruckbar ***, как казалось автору раньше, стр. 90 [88] u. ff.)
* * * — Следовательно — душевные явления и сила вовсе не так не соединимы. Ред.
Стр. 112—116 [111—115]: почему бы Weltall * не мог- ла быть носителем des Weltgeistes **? (Потому что человек и его мозг есть высшее развитие духа, как автор и сам признает.
NB
Когда Паульсен критикует материалистов, — он противопоставляет материи высшие формы духа. Когда он защищает идеализм и толкует идеалистически современную психологию, — он сближает низшие формы духа с Krafte etc. ***. Это — самая уязвимая пята его философии).
Ср. особенно стр. 106—107 [105—106], где Паульсен высказывается против взгляда на материю как на нечто мертвое.
X Contra стр. 86 [84]: «в движении не кроется реши- тельно никакой мысли»...
Автор как будто бы слишком легко отделывается от той мысли, что Gedanke ist Bewegung ****. Его доводы сводятся только к «обычному человеческому рассудку: бессмысленно», «мысль есть не движение, а мысль» (87) [85]. Может быть и теплота не есть движе- ние, а есть теплота??
Совсем глупы доводы автора, что-де физиолог не пере- станет же говорить о мыслях, а не о движениях, равных этим мыслям? И о теплоте никто никогда не перестанет говорить.
Влюбившись, не будет же он говорить «даме о соот- ветствующем сосудодвигательном процессе... Ведь это же очевидная бессмыслица» (86—87) [85]. Именно! — г-на Паульсена! И почувствовав недостаток теплоты, мы будем говорить не о том, что теплота есть род дви- жения, а о том, как добыть угля.
* — вселенная. Ред. ** — мирового духа. Ред. *** — с силами и т. д. Ред. **** — мысль есть движение. Ред. ***** — бессмысленным. Ред.
Паульсен считает sinnlos ***** положение, что мысль есть Bewegung. Сам же и против дуализма и гово- рит об „эквиваленте". (140 и 143 [139 и 143-144]) — ,. физический эквивалент психического" (или Begleit-
erscheinung *). Разве это не та же begriffliche Konfu- sion **, за которую он презрительно ругает Бюхнера?
Когда Паульсен объявляет свой параллелизм „не мест- ным", а „идеальным" (стр. 146 [145]), то его дуали- стический характер выступает еще яснее. Это не объ- яснение дела, и не теория, а простое словесное ухищ- рение.
Написано в 1903 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление