P. Janet. „La dialectique dans Hegel et dans Platon" **.
1860. Mariano. „La Philosophie contemporaine en Italie" ***. Vera. „Introduction a la Philosophie de Hegel" ****.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
' — Е. Боссир. «Предшественники гегельянства». Ред. • * — П. Жанз. «Диалектика у Гегеля и у Платона» Ред. *** — Мариано «Современная философия в Италии». Ред. ***• — Вера. «Введение в филоcофию Гегеля». Ред.
ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ 155
[ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ Л О ГИК И (ЭНЦИКЛОПЕД И И)]
I. Учение о бытии. А; Качество
a) бытие;
b) наличное бытие;
c) для-себя-бытие.
B) Количество
a) чистое количество;
b) величина (Quantum);
c) степень.
C) Мера.
II. Учение о сущности. А) Сущность, как основа су-
ществования
a) тождество — различие—
основа;
b) существование;
c) вещь.
B) Явление
a) мир явления;
b) содержание и форма;
c) отношение.
C) Действительность
a) отношение субстанци-
альности;
b)» каузальности;
c) взаимодействие.
III. У ч ен и е о понятии. А) Субъективное понятие
a) понятие;
b) суждение;
c) заключение.
B) Объект
a) механизм;
b) химизм;
c) телеология.
C) Идея
a) жизнь;
b) познание;
c) абсолютная идея.
Понятие (
познание) в бытии (в непосредственных
явлениях)
открывает сущность (закон причины,
тождества,
различия etc.) — таков действительно
общий
ход всего человеческого познания (всей
науки) вообще. Таков ход и естествознания
и полит
и ч е с к о й экономии | и истории |.
Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение исто-
рии мысли.
Чрезвычайно благодарной кажется задача
проследить
сие конкретнее, подробнее, на истории
отдельных
наук. В логике история мысли должна,
в общем и
целом, совпадать с законами мышления.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1
абстрактное „Sein" только как момент
* * * **
в
Бросается в глаза, что иногда Гегель идет от абстрактного к кон- кретному (Sein * (абстрактное) — X) a s е i п** (конкретное) — Fiir- sichsein ***), — иногда наоборот (субъективное понятие — объект— истина (абсолютная идея)). Не есть ли это непоследовательность идеалиста (то, что Marx называл Ideenmystik **** у Гегеля)? Или есть более глубокие резоны? (на- пример, бытие — ничто — идея
* — бытие. Ред.
*• — наличное бытие. Ред.
** — для себя бытие. Ред.
• •*• — мистикой идей. Ред.
••••* — все течет. Ред.
# Качество и ощущение (Emp- findung) одно и то же, говорит Фейер- бах. Самым первым и самым первона- чальным является ощущение, а в н е м неизбежно и ка- честв о...
становления, развития). Сначала мелькают впечатления, затем вы- деляется нечто, — потом разви- ваются понятия качества # (опре- деления вещи или явления) и количества. Затем изучение и раз- мышление направляют мысль к по- знанию тождества — различия — основы — сущности versus явле- ния, — причинности etc. Все эти моменты (шаги, ступени, про- цессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине (= абсолют- ной идее).
Если Магх не оставил „Логики" (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В „Капи- тале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания
не надо 3-х слов: это одно и то же
материализма, взявшего все ценное у Гегеля и дви- нувшего сие ценное вперед.
Товар — деньги — капитал
производство абсолютной Mehrwert * производство относительной Mehrwert.
История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее.
Начало — самое простое, обычное, массовидное, непо- средственное „бытие": отдельный товар („Sein" в по- литической экономии). Анализ его как отношения
• — прибавочной стоимости. Ред.
социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индук- тивный, — логический и исторический (формы стои- мости).
Проверка фактами respective практи- кой есть здесь в каждом шаге анализа.
Ср. к вопросу о сущности versus явление
— цена и стоимость — спрос и предложение
versus Wert
(= kristallisierte Arbeit)*
— заработная плата и цена рабочей силы.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
* — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ
«ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА ТЕМНОГО
ИЗ ЭФЕСА» 156
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
Ф. ЛАССАЛЬ. «ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
ТЕМНОГО ИЗ ЭФЕСА»
2 ТОМА. БЕРЛИН, 1858 (379 + 479 стр.)
(Bern: Log. 119. 1)
В эпиграфе, между прочим, из Гегеля — из его „Истории философии" — что нет ни одного положения Гераклита, которое бы он не взял в свою логику.
Гегель. Сочинения, том XIII, Моя цитата „Vorlesungen iiber Philosophie" 157.
стр. die
328 * [246] Geschichte
** der
Понятно, почему Магх назвал это сочинение Лассаля „ученическим" (см. письмо к Энгельсу от... 158): Лассаль просто повторяет Гегеля, списывает его, пережевывает миллион раз по поводу отдельных мест Гераклита, снабжая свой труд невероятной бездной ученейшего, гелертерского-архи, балласта.
Отличие от Магх'а: у Магх'а тьма нового и интересует его только движение вперед о т Гегеля и от Фейербаха дальше, от идеалистической диалектики к материа- листической. У Лассаля рюминирование Гегеля на взятую частную тему: в сущности, списывание Гегеля по поводу цитат из Гераклита и о Гераклите.
Лассаль разделил свой труд на 2 части: «Об- щая часть. Введение» (т. I, стр. 1—68) и «Историче- ская часть. Фрагменты и свидетельства» (остальное). Глава III в общей части: «Краткое логическое раз- витие гераклитовской системы» (45—68 стр.) — дает
квинтэссенцию метода — выводов Лассаля. Эта глава — чистое списывание, рабское повторение Гегеля по по- воду Гераклита! Учености и тут (а еще больше в исто- рической части) тьма, но это ученость низшего сорта: задали задачу — отыскать гегелевское в Гераклите. Strebsamer * ученик выполняет ее „блестяще", перечи- тывая у всех древних (и новых) писателей в с е о Ге- раклите и в с е толкуя под Гегеля.
Marx в 1844—1847 гг. ушел от Гегеля к Фейербаху и дальше Фейербаха к историческому (и диалекти- ческому) материализму. Лассаль в 1846 г. начал (Пре- дисловие, стр. III), в 1855 г. возобновил и в VIII. 1857 г. (Предисловие, XV) кончил работу голого, пустого, ник- чемного, гелертерского пережевывания гегельянщины!!
Отдельные главы II части интересны и небесполезны лишь по переводам отрывков из Гераклита и по популя- ризации Гегеля, но это не устраняет всех указанных недостатков.
Иногда прямо прелестна по своей детской наивности философия древних и Гераклита, например, стр. 162— «чем объяснить, что моча тех, которые поели чеснока **, пахнет чесноком?»
И ответ: «не тем ли, что, как говорят некоторые из по- следователей Гераклита, один и тот же огненный про- цесс превращения происходит как в мироздании, так и в (органических) телах, а затем после охлаждения вы- ступает там (в мироздании) как влага, здесь прини- мает форму мочи, а превращение ( ***) из пищи сообщает запах того, из чего она благодаря сме- шению с ним возникла?»... (162—163).
Гераклит
о золоте
и товарах
На стр. 221 if. Лассаль цитирует Плу- тарха, который говорит о Гераклите:
... «как из огня все создается путем превра- щения, так и огонь из всего, подобно тому как за золото мы имеем вещи, а за вещи золото»...
• — Старательный. Ред. ** Слово «чеснока» написано В. И. Лениным над словом «Knob- lauch» Ред.
* * * — испарение. Ред.
неверно
идеализм
Лассаля
По этому поводу Лассаль говорит о стоимости (Wert) (стр. 223 NB) | и о Function des Geldes * |, по-гегелевски развивая ее (как «выделившееся абстракт- ное единство») и добавляя:... «что это
единство, деньги, не является чем-то дей- ствительным, а представляет собой нечто только идеальное (курсив Лассаля), видно
из того» etc...
(Но все же NB, что это писано в книге, вышедшей в 1858 г., предисловие датировано августом 1857.) В примечании 3 на стр. 224 (224—225 стр.) Лассаль еще подробнее говорит о деньгах, что-де Гераклит не был „националь-экономом", что-де деньги ((только (??))) Wertzeichen etc. etc. ** («всякие деньги — только иде- альное единство, или выражение стоимости, всех реаль- ных, находящихся е обращении продуктов») (224) etc.
Так как Лассаль здесь
говорит смутно о
moderne
Entdeckungen
auf diesem
Gebiet *** — теории
стои-
мости и денег,
то можно предположить, что
он
имеет
в виду именно беседы и
письма Маркса.
Стр. 225—228. Лассаль приводит большой о т р ы- в о к из Плутарха, доказывая далее (убедительно), что речь идет именно о Гераклите, что Плутарх здесь изла- гает «в основных чертах спекулятивную теологию Ге- раклита» (стр. 228).
* — функции денег. Ред. ** — знак стоимости и т. д. и т. д. Ред. •** — современных открытиях в этой области. Ред.
Лассаль вычитывает у Гераклита теологии и „объективную логику" одним словом, Гегель „по поводу"
и целую систему (sic!!) и т. д. — Гераклита!!
Бесконечное подчеркивает и
(поистине утомительное) число раз пережевывает Лассаль, что Гераклит
не только признает во всем движение, что его прин- цип движение или становление (Werden), но что именно все дело в понимании „процессирующего тождества безусловных (schlechthin) противополож- ностей" (стр. 289 и многие другие). Лассаль, так сказать, вбивает колотушкой в голову читателя ту гегелевскую мысль, что в абстрактных понятиях (и в их системе) нельзя иначе выразить принцип движения, как принципом тождества противополож- ностей. Движение и Werden, вообще говоря, могут быть без повторения, без возврата к исходному пункту и тогда такое движение не было бы „тождеством противоположностей". Но и астроно- мическое и механическое (на земле) движение и жизнь растений и животных и человека — все это вбивало человечеству в головы не только идею дви- жения, но именно движения с возвратами к исход- ным пунктам, т. е. диалектического движения.
Наивно и прелестно выражено это в знаменитой фор- муле (или изречении) Гераклита: „нельзя войти дважды в одну и ту же реку" — а в сущности (как сказал уже Кратил —"ученик Гераклита) и одного раза нельзя (ибо пока все тело опустится в воду, вода будет уже не прежняя).
(NB: Этот Кратил диалектику Гераклита доводил до софистики, стр. 294—295 и многие другие, говоря: ничто не истинно, ничего ни о чем сказать нельзя. Отрицательный (и только отрицательный) вывод из диалектики. У Гераклита же наоборот был принцип: „все истинно", во всем есть (доля) истины. Кратил только „двигал пальцем" в ответ на все, показывая, что все движется, ничего ни о чем сказать нельзя.
Лассаль совершенно не знает чувства меры в этом сочинении, прямо-таки топя Гераклита в Гегеле. Это жаль. Гераклит в меру, как один из основоположников диалектики, был бы архиполезен: из 850 страниц Лассаля надо бы сделать 85 страниц квинтэссенции и перевести на
русский: „Гераклит как один из основополож- ников диалектики (по Лассалю)". Могла бы выйти полезная вещь
Основной закон мира, по Гераклиту, (, иногда *) есть „закон превращения в противополож- ность" (стр. 327) (, ).
Лассаль излагает смысл как «закон раз-
вития» (стр. 333), приводя, между прочим,
слова Nemesius: «Демокрит, Гераклит и Эпикур полагают, что ни для всеобщего, ни для единичного не существует провидения» (ib.).
И слова Гераклита: «Мир не создан никем из богов и никем из людей, но он есть вечно живой огонь и всегда будет им» (ibid.).
Странно, что, пережевывая
религиозную фило-
софию Гераклита, Лассаль
ни
разу не цитирует и
не называет Фейербаха!
Как
относился вообще
Лассаль к Фейербаху? Как
идеалист-гегельянец?
Поэтому-де Филон (Philo) сказал про учение Гера- клита,
... «что оно» (die Lehre **), «подобно уче- нию стоиков, все выводит и з мира и в мир, но не верит, чтобы что-нибудь произошло от бога» (334). Пример „отделки" под Гегеля: Знаменитый отрывок Гераклита (по Stobaeus) о „Das Eine Weise" *** () Лассаль переводит:
«Сколько я ни слыхал рассуждений, никто не до- стиг познания того, что мудрое есть ото всего (т. е. ото всего существующего) отделенное» (344) — считая слова „зверь или бог" вставкой, отвер- гая переводы Риттера («мудрость далека от всех») (344) и Шлейермахера «мудрое отделено ото всего» в смысле „познания" отличного от знания частностей.
По Лассалю смысл сего такой: что «абсолютное (мудрое) чуждо всякому чувствен- ному наличному бытию, что оно отрицательное» (349) — т. е. Negative * = принцип отрицания, принцип движения. Ясная подделка под Гегеля! Вкладывание Гегеля в Гераклита.
Куча подробностей о связи (внешней) Герак- лита с персидской теологией, Ормузд — Ари- ман 160, с учением магии etc. etc. etc.
Гераклит сказал: „время есть тело" (стр. 358)... это-де в смысле единства бытия и ничто. Время есть чистое единство бытия и небытия и т. д.!
Огонь у Гераклита-де = принцип движения [а не про- сто огонь], нечто-де подобное огонь в учении философии (и религии) персидской! (362).
Если-де Гераклит первый употребил термин („слово") в смысле объективном (закон), то и сие взято из персидской религии... (364).
— Цитата из Зенд-Авесты l6l (367).
В § 17 об отношении ** Лассаль
толкует эти идеи Гераклита в смысле „необходи- мо с т и", „с в я з и" (376).
NB:
„связь всего" () (стр.
379)
Платон-де (в „Т h е а е t е t е s" ***) выражает ге- раклитовскую философию, говоря:
«Необходимость связывает существенность бытия»...
«Гераклит есть источник того обычного для стоиков представления, что , rerum omnium necessi-
tas ****, выражает с в я з ь и сцепление, illigatio»... (376).
Cicero: «Роком я называю то, что греки называют т. е. порядок и лоследовательность причин,
* — отрицательное. Ред.
** — справедливости к необходимости. Ред.
*** — «X е э m е m е». Ред.
**** — необходимость всех вещей. Ред.
когда одна причина, связанпая с другой причиной, по- рождает из себя явление» (стр. 377).
Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась идея „связи всего", „цепи причин". Сравнение того, как в истории человеческой мысли пони- мались эти причины, дало бы теорию познания бесспорно доказательную.
Том II.
Толкуя об „огне", Лассаль, 1000 раз повторяясь, доказывает, что это у Гераклита „принцип". Настаивает особенно на идеализме Гераклита (стр. 2 5 — что прин- цип развития, des Werdens *, у Гераклита logisch- praexistent **, что его философия = Idealphilosophie. Sic!! ***) (стр. 25).
((Натяжки под Гегеля!))
Гераклит принимал «чистый и абсолютно немате- риальный огонь» (стр. 28 „Timaeus", про Heraclei- tos ****)...
На стр. 56 (т. II) Лассаль приводит цитату
|из Clemens Al. Stromata ***** V; гл. 14| о Ге- раклите, которая в буквальном переводе гласит:
NB
«Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняю- щимся и закономерно угасающим»...
Очень хорошее изложение начал диалектического материализма. Но на стр. 58 Лассаль дает такой „freie Übersetzung" ****** этого отрывка:
«Мир------ был, есть и будет непрерывным становле- нием, постоянно, но попеременно, переходя из бытия в (текущее) небытие, и из последнего в (текущее) бытие».
* — становления. Ред. ** — логически-предшествующий. Ред. *** — идеалистическая философия. Так!! Ред. **** — «Тимей», про Гераклита. Ред. ***** — Клемента Александрийского. К о вры. (В переносном смыс- ле — книги смешанного содержания.) Ред. ****** — «вольный перевод». Ред
Превосходный образчик, как Лассаль verballhornt * Гераклита под Гегеля, портит живость, свежесть, наивность, историческую цельность Гераклита натяжками под Гегеля (а для натягивания этих натяжек Лассаль десятками страниц пережевывает Гегеля).
II-ой отдел II-ой части („Физика", стр. 1 — 2 6 2!!! Н-го тома) совершенно певыносимы. Гераклита здесь на грош, жвачки Гегеля и натяжек на рубль. Это можно только перелистывать — чтобы им сказать, что этого не следует читать!
Из III отдела («Учение о познании») цитата из Ф и- л о н а:
«Ибо единое есть то, что состоит из двух про-
NB
тивоположностеи, так что при разрезании попо- лам эти противоположности обнаруживаются. Не это ли положение поставил, по словам элли- нов, их великий и славный Гераклит во главу своей философии и гордился им как новым открытием»... ((265)).
NB
И следующая цитата тоже из Филона: ... «Точно так же и части вселенной поделены на две половины и взаимно друг другу противо- поставлены: земля — на горы и равнину, вода — на пресную и соленую... Равным образом атмо- сфера на зиму и лето, а также на весну и осень. Это-то и послужило Гераклиту материалом для его сочинений о природе; заимствовав от нашего теолога идею противоположностей, он иллю- стрировал ее многочисленными и тщательно раз- работанными примерами (Belege)» (стр. 267). Критерий истины, по Гераклиту, не consensus om- nium, не согласие всех (стр. 285) — он был бы тогда subjectiver Empiriker ** (стр. 284). Нет, он objectiver Idealist *** (285). Критерий истины для него, незави- симо от субъективного мнения всех людей, согласие с идеальным законом тождества бытия и небытия (285;.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление