Разбирая диалектику Платона, Ге- гель еще раз старается показать отли- чие субъективной, софистической диа- лектики от объективной:
«Что все одно, говорим мы о каждой вещи: «эта вещь — одна и одновременно показываем мы в ней множественность, много частей и свойств», — но при этом
* — отступить, чтобы лучше прыгнуть (познать?), Ред, ** — Узловой пункт, Ред,
NB
„пустая диалектика"
говорится: «это есть единое в совер- шенно ином отношении, чем многое»; — мы не соединяем этих мыслей. Таким образом представление и речь идут туда и сюда от одного к другому. Если эти переходы туда и обратно совершаются сознательно, то это — пустая диалек- тика, которая не объединяет противо- положностей и не приходит к единству» (232) [177].
Платон в „Софисте" 135:
NB
«Трудное и истинное заключается в том, чтобы показать, что то, что есть иное, есть то же самое, — а то, что есть то же самое, есть иное, и именно в одном и том же отношении» (233) [177].
NB
объективизм
«Но мы должны отдавать себе отчет в том, что именно понятие не является только непосредственным в истине, хотя оно и является простым, — но оно является таковым от духовной про- стоты, является по существу мыслью, возвратившейся в себя (непосредственно есть лишь это красное и т. д.); с другой стороны — понятие не является чем-то только самим внутрь себя рефлекти- рующим, вещью лишь в сознании; но оно существует также и само по себе, т. е. есть предметная сущность»... (245).
Понятие не есть нечто непосредственное (хотя поня- тие есть „простая" вещь, но это простота „духовная", простота идеи) — непосредственно только ощущение „красного" („это — красное") и т. п. Понятие не есть „только вещь сознания", но понятие есть сущность предмета (gegenstandliches Wesen), есть нечто an sich, „само по себе".
... «Эту мысль о природе понятия Платон не высказал столь определенно»... (245).
идеализм
и мистика
у Гегеля (и у
Платона)
Подробно размазывает Гегель „натур-
философию" Платона, архивздорную
мистику идей, вроде того, что «сущ-
ность чувственных вещей суть треуголь-
ники» (265) [197] и т. п. мистический
вздор. Это прехарактерно! Мистик-идеа-
лист-спиритуалист Гегель (как и вся
казенная, поповски-идеалистическая
философия нашего времени) превозно-
сит и жует мистику — идеализм в исто-
рии философии, игнорируя и небрежно
третируя материализм. Ср. Гегель о Де-
мокрите — nil!! О Платоне тьма раз-
мазни мистической.
действитель- ное разумно 136
Говоря о республике Платона и о хо- дячем мнении, что-де это — химера, Гегель повторяет свое любимое:
... «Что действительно, то разумно. Но нужно знать, различать, что на деле действительно; в обывательской жизни все действительно, но существует различие между миром явлений и дей- ствительностью»... (274) [204].
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Неверно-де ходячее мнение, что философия Аристо- теля есть „реализм" (299) [225], (id. стр. 311 [237] „эмпи- ризм") в отличие от идеализма Платона. ((Здесь опять Гегель явно многое натягивает под идеализм.))
NB
NB
Излагая полемику Аристотеля с учением Пла- тона об идеях, Гегель скрадывает ее материалистические черты (ср. 3 2 2 — 3 2 3 [244-245] и др.) 137.
((только
обернуть))
именно!
Гегель совсем скомкал критику платонов- ских „идей" у Аристотеля
Проговорился: «Возвеличение Алек- сандра» (Александра Македонского, ученика Аристотеля)... «как бога не уди- вительно... Бог и человек вообще не столь далеки друг от друга»... (305) [231].
Идеализм Аристотеля Гегель ви- дит в его идее бога (326) [247]. ((Конечно, это — идеализм, но он объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = матери- ализму.))
Критика Аристотелем
„идей" Платона есть кри-
тика идеализма как
идеализма вообще:
ибо откуда берутся поня-
тия, абстракции, оттуда
же идет и „закон" и „необ-
ходимость" etc. Идеалист
Гегель трусливо обошел
подрыв Аристотелем (в его
критике идей Платона) ос-
нов идеализма.
NB
Когда один иде-
алист критикует
основы идеализма
другого идеалиста,
от этого всегда вы-
игрывает материа-
лизм. Ср. Аристо-
тель versus Платон
etc. Гегель versus
Кант etc.
«Левкипп и Платон говорят, что движение вечно, но они не говорят, почему» (Aristoteles. „Metaphysik", XII, 6 и 7) — стр. 328 [248].
Аристотель
так
жалко
выводит бога
против
материалиста
Левкиппа и
идеалиста
Платона.
У Аристотеля
тут
эклектизм. А Гегель
прикры-
воет слабость
ради
м и с т
и к и!
256
Диалектичен Сторонник диалектики, Ге-
не только пе- гель, не сумел понять диалекти-
реход от
ма- ческого перехода о т материи
терии к
со- NB к движению о т материи к
знанию,
но и сознанию — второе особенно.
от ощущения Маркс поправил ошибку (или
к мысли
etc. слабость?) мистика.
Чем отличается диалектический переход от
недиа-
лектического?
Скачком. Противоречивостью.
Пере-
рывом постепенности. Единством (тождеством)
бытия
и небытия.
Следующее место особенно ясно показывает, как Гегель покрывает слабости идеализма Аристотеля:
«Аристотель мыслит предметы, и, выступая в ка- честве мыслей, они выступают в своей истинности; это их *.
Это не означает, что предметы природы вследствие этого сами суть мыслящие су- щества. Предметы мыслятся мною субъек- тивно; тогда моя мысль есть также понятие вещи, и это последнее есть субстанция вещи. В природе понятие существует не как мысль в этой свободе, а имеет плоть и кровь; но
плоть и кровь обладает душой, и эта душа есть ее понятие. Аристотель понимает, что такое вещи в себе и для себя; это и есть их . Понятие не существует для самого себя. Оно ограничено внешностью. Обычное определение истины таково: «истина есть совпадение представления с предметом». Но само представление есть лишь одно какое- либо представление, я со своим представ- лением (с его содержанием) вовсе не совпа- даю: я представляю дом, бревно, но я сам
• — сущность, субстанция. Ред,
не являюсь ими, — я есть нечто иное, чем представление дома. Лишь в мышлении имеется налицо истинное совпадение объек- тивного и субъективного. Это — я (курсив Гегеля). Аристотель, следовательно, стоит на высшей точке зрения; нельзя и желать по- знать более глубокое» (332—333) [252—253].
„В
боде"
природе" понятия (в свободе мысли и
не существуют „в фантазии человека!!
этой сво-). „В при-
роде" они, понятия, имеют „кровь и плоть". — Это превосходно! Но это и есть материализм. Понятия человека суть душа природы — это лишь мистиче- ский пересказ того, что в понятиях человека своеоб-
разно
(это NB: своеобразно и диалектич
е с к и!!)
отражается природа.
Стр.
318—337 [241
—255] только о мет
афизике
Аристотеля!! Все с к
р а д е н о, что говорит против
идеализма Платона по существу!! Особенно
скраден
вопрос
о существовании вне человека и
челове-
чества!!! = вопрос о
материализме!
Аристотель змпирик, но мыслящий (340). «Эмпирическое, постигнутое в его синтезе, есть спекулятивное понятие"... (341). (Курсив Гегеля.)
ср. Фейер- баха: еван- гелие чувств читать
в связи =
мыслить
Совпадение понятий с „синтезом",
суммой, сводкой эмпирии, ощущений,
чувств несомненно для философов всех
направлений. Откуда это совпадение?
От бога (я, идея, мысль etc. etc.) или
от (из) природы? Энгельс прав в своей
постановке вопроса 139.
NB
... «Субъективная форма составляет сущность кантовской философии»... (341).
Кант
„цель" и
причина,
закон, связь,
разум
По поводу телеологии Аристотеля: ... «Природа имеет средства в самой себе, и эти средства суть также цель. Эта цель в природе есть ее *,
истинно разумное» (349) [263].
... «Рассудок это не только мышление с сознанием. Здесь налицо цельное, истинное, глубокое понятие природы, жизненности»... (348).
Разум (рассудок), мысль, сознание без при- роды, без соответствия с ней есть фальшь. = материализм!
Отвратительно
читать, как Гегель выхваливает
Аристотеля
за
«истинно спекулятивные понятия»
(373 [283] о „душе
" и многое другое), размазывая явно
идеалистический
(= мистический) вздор.
Скрадены
все
пункты колебаний Аристотеля между
идеализмом
и материализмом!!!
проговорил- ся насчет „реализма"
По поводу взглядов Аристотеля на „душу" Гегель пишет:
«На деле всякое всеобщее реально как особенное, единичное, как сущее для другого» (375) [284] — иначе-де душа.
Aristoteles. „De anima"** II, 5:
«Различие» (между Empfinden и Erken- nen ***) «состоит в том, что то, что произ-
* — логос. Ред. * * — Аристотель. «О душе» Ред. * ** — ощущением и познанием. Ред,
водит ощущение, находится вовне. При- чина этого лежит в том, что деятельность ощущения направлена на единичное, тогда как познание, наоборот, направлено на всеобщее; а это последнее находится в из- вестном смысле в самой душе в качестве субстанции. Поэтому мыслить может вся- кий, если он хочет,... а ощущать зависит не от него — для этого необходимо, чтобы было налицо ощущаемое».
Гвоздь здесь — „auβen ist" * — в н е человека, независимо от него. Это материализм. И эту-то основу, базу, суть материализма Гегель начинает wegschwatzen **:
«Такова совершенно правильная точка зрения ощущения», —пишет Гегель и объяс- няет, что-де „пассивность" несомненно есть в ощущении «безразлично, субъективно или объективно, — в том и другом есть момент пассивности... Аристотель с этим моментом пассивности не отстает от идеа- лизма; ощущение всегда с одной стороны пассивно. Плох тот идеализм, который полагает, что пассивность и спонтанность духа зависят от того, является ли данная определенность внутренней или внеш- ней, — как будто в ощущении есть сво- бода; ощущение есть сфера ограничен- ности»!!... (377—378) [286].
((Идеалист замазывает щель, ведущую к материализму. Нет, это не gJeich- gultig***, вне или внутри. В этом- то и суть! „Вне" это есть материализм. „Внутри"=идеализм. И словечком „пас- сивность" с умолчанием о слове („вне") у Аристотеля Гегель иначе описал
то же вн е. Пассивность это и значит вне!! Идеализм ощущения Гегель за- меняет идеализмом мысли, но тоже идеализмом.))
NB увертка от матери- ализма
... «Субъективный идеализм говорит: нет никаких внешних вещей, они — определенность нашей самости. По отношению к ощущению с этим можно согласиться. Я пассивен в ощущении, ощущение субъективно; во мне есть бытие, состояние, определенность, а не свобода. Находится ли ощущение вне меня или во мне, без- различно, оно есть»...
Дальше идет знаменитое сравнение души с воском, заставляющее Гегеля вертеться как черт перед заутреней и кричать о „недоразумении, часто порождаемом" этим (378—379) [287].
Аристотель говорит („De anima", II, 12):
NB
Душа =
воск
NB
«Ощущение есть восприятие ощу- щаемых форм без материи»... «По- добно воску, который принимает только знак золотого кольца с пе- чатью, а не самое золото, — одну лишь чистую его форму».
„иначе"
на практике
трусливая увертка
от матери- ализма
Гегель пишет:... «в ощущении до нас доходит только форма, без материи. Иное дело, когда мы действуем практически, — когда едим или пьем. В практической области мы вообще выступаем как отдель- ные индивиды, и притом как отдельные индивиды в некотором наличном бытии, будучи сами таким материальным налич- ным бытием, и держим себя в отношении к материи также материальным образом. Лишь постольку, поскольку мы мате- риальны, мы можем так себя держать; дело в том, что наше материальное суще- ствование приходит в действие» (379) [287].
((Вплотную подход к материализму — и вилянье.))
По поводу „воска" Гегель сердится и бранится, что-де „это всякий понимает" (380) [2S8], «грубейшим образом останавливаются на грубой стороне сравнения» (379) [288] etc.
ха-ха!!
«Никоим образом душа не должна быть пассивным воском и извне принимать определения»... (380) [289].
... «Она» (die Seele*) «превращает форму внешнего тела в свою собственную»...
Aristoteles. „D е а п i т а", III, 2:
Аристотель
Гегель
прикрывает
слабости
идеализма
... «Деятельность ощущаемого и ощу- щения одна и та же и едина; но бытие их не одно и то же»... (381) [289].
И Гегель комментирует:
... «Есть тело, которое звучит, и субъект, который слышит; бытие — двоякого рода»... (382) [290].
Но вопрос о бытии роне!!! Софистическая
вне человека увертка о т
оставляет в сто- материализма!
Говоря о мышлении, о разуме (), Аристотель говорит („De anima", III, 4):
... «Нет ощущения без тела, же от
tabula rasa **
ха-ха!
ха-ха! боится!!
тела отделим»... (385) [292]... « подобен книге, на страницах которой ничего в дей- ствительности не написано» — и Гегель опять сердится: «другой пресловутый при- мер» (386) [293], Аристотелю приписывают прямо обратное его мысли etc. etc. ((и во- прос о бытии независимо от ума и от человека скраден!!)) — все ради того, чтобы доказать: «Аристотель таким обра- зом не реалист».
* — душа. Ред. ** — чистая доска. Ред.
Аристо- тель и матери- ализм
Аристотель:
«Поэтому тот, кто не ощущает, ничего не познает и ничего не понимает; если он что-нибудь познает ( *), то необхо-
димо, чтобы он это познал также в ка- честве представления: ибо представления, это — то же, что ощущения, только без материи»...
... «Вопрос о том, познает ли рассудок действительные предметы, когда отвле- кается от всякой материи, подлежит еще особому рассмотрению»... (389) [295] и Ге- гель выцарапывает из Аристотеля, что-де « и ** одно и то же» (390) [296]
etc. Образец идеалистических натяжек идеалиста!! Подделка Аристотеля под идеа- листа XVIII-XIX века!!
ФИЛОСОФИЯ стоиков
По поводу „критерия истины" с т о и к о в140 — „по- нятое представление" (444—446) [338—340] — Гегель говорит, что сознание сличает лишь представления с представлением же (не с предметом: „истина есть согласие предмета с познанием" = „знаменитое опреде- ление истины") и, следовательно, дело все в «объек- тивном логосе, в разумности мира» (446) [339].
Гегель
против
стоиков и их
критерия
„доводы" есть на все
«Мышление не приносит с собой ничего, кроме формы всеобщности и тождества с собой; таким образом, с моим мышлением все может быть согласовано» (449) [342].
«Основания, это — нечто произволь- ное; для всего можно найти хорошие основания»... (469) [357]. «Вопрос о том, какие основания должны почитаться хорошими, зависит от целевой уста- новки, от интереса»... (ib.) [357—358].
Говоря об Эпикуре (342—271 до Р. X.), Гегель сразу (до изложения взглядов) становится в боевую позицию против материализма и заявляет:
«Между тем ясно уже (!!) само собой (!!), что если истинным считать ощущае- мое бытие, то тем самым вообще уни- чтожается необходимость понятия, все распадается без всякого спекулятивно- го интереса, и, наоборот, утверждается обывательский взгляд на вещи; и дей- ствительно, при этом нет никакого воз- вышения над точкой зрения обыватель- ского здравого смысла, или, вернее, все снижается до уровня обывательского здравого смысла»!! (473—474) [362].
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление