Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника и практика психоанализа 33 страница




Я умышленно выбрал именно эти цитаты для того, чтобы стало ясно, почему может сложиться такое впе­чатление, что Фрейд полагал полезной строгую и жесто­кую атмосферу для невроза переноса. Однако я не ду­маю, что из этих цитат складывается точная картина того, что Фрейд имел ввиду. По моему мнению, он под­черкивал «неестественные» аспекты психоаналитической техники, потому что они были чуждыми, искусственны­ми для обычных взаимоотношений доктор — пациент и обычной психотерапии его дней.

Например, в работе, написанной в том же году, что» и цитированная выше, где он рекомендует эмоцоиональ­ную холодность и отношение «зеркала», Фрейд утвер­ждает: «Таким образом, решение загадки состоит в том, что перенос к аналитику вызывает сопротивление лечению только в случае негативного переноса или в случае позитивного переноса репрессированных эротичес­ких импульсов. Если мы «передвинем» перенос, сделав, его сознательным, мы отделим от личности аналитика только эти два компонента эмоционального акта; дру­гой компонент, который является допустимым для созна­тельного Эго и не вызывает возражений, сохраняется и является проводником успеха в психоанализе, а также в других методах лечения» (Фрейд, 1912а, с. 105).

В работе, посвященной технике, вышедшей годом позже, в качестве рекомендаций об «эмоциональной хо­лодности» и «зеркале» Фрейд писал: «Первоочередной целью лечения остается расположить пациента к лече­нию и к личности доктора. Для того чтобы обеспечить это, не нужно ничего делать, нужно лишь дать пациенту время. Если доктор проявляет серьезный интерес к не­му, внимательно работает над сопротивлениями, которые появляются в начале анализа, и избегает определенных ошибок, пациент сам сформирует такое расположение и свяжет доктора с одним из образцов тех людей, кото­рые, как он привык, обращались с ним с любовью. Мож­но поплатиться первым успехом, если с момента на­чала лечения аналитиком был выбран какой-то другой отправной момент, а не полное сочувствия понимание, например, морализирование, или же если аналитик ведет себя как представитель или приверженец какой-то соперничающей партии — например, как другой член суп­ружеской пары».

Возможно наиболее «разоблачающей» личностью Фрейда является его эссе «Наблюдения по переносу любви» (1915а). Я процитирую лишь избранные места, которые показывают его участие, заботу о пациенте. «Любой, кто принимает аналитическую технику, будет более не способен пользоваться ложью и притворством, что доктора обычно находят неизбежным, и, даже если с самыми лучшими намерениями он попытается сделать это, он, весьма вероятно, вскоре выдаст себя... Вместе с тем, эксперимент по развитию нежных чувств по отношению к пациенту также небезопасен. Наш контроль над собою не настолько совершенен, чтобы мы могли быть уверены, что однажды эти чувства не зайдут даль­ше, чем мы рассчитывали» (с. 164). «Курс, которым должен следовать аналитик, не ограничивается пере­численным здесь, это нечто, для чего нет модели в ре­альной жизни. Он должен проявлять заботу, не уходя от переноса любви, не отвергая его, не делая его без­вкусным для пациента; просто он должен твердо воз­держиваться от любых ответов на него. Он должен по­нимать, что такое перенос любви, не обращаться с ним так, как будто это ситуация, которая должна пройти через лечение и вернуться назад, к своим неосознанным истокам» (с. 166).

«Опять же, когда женщина просит любви, отвергать и отказывать — это огорчительная роль для мужчины, и, несмотря на неврозы и сопротивления, в женщине вы­соких принципов, которая признает свою страсть, есть какое-то особое очарование... Но это совершенно не означает, что аналитик должен уступить. Как бы вы­соко он ни ценил любовь, еще выше он должен ценить возможность помочь своей пациентке в решающий пе­риод ее жизни. Она должна научиться у него преодоле­вать принцип удовольствия, отвергать удовлетворение, которое «идет в руки», но социально не приемлемо, в пользу более отдаленного, которое может быть весьма непреоделенным, но которое и психологически и соци­ально безупречно» (с. 170).

Я полагаю, что эти цитаты из работ Фрейда четко показывают, что, хотя он и полагал, что депривации в инкогнито необходимы для роста и развития невроза переноса, он чувствовал, что аналитик должен быть спо­собен поддерживать отношения совершенно иного свой­ства для того, чтобы психоаналитическая терапия была эффективной. При чтении работ психоаналитиков, посвя­тивших себя проблемам техники, складывается впечатление, что почти все они испытывают затрудне­ния по этому вопросу. Депривация и инкогнито являют­ся необходимыми, но не достаточными. По моему мне­нию, некоторые авторы, такие как Ференци (19286), де Форест (1954), Лоранд (1946) и Нахт (1962), заходят слишком далеко в противоположном направлении, пре­увеличивая важность удовлетворения, одновременно недооценивая значение депривации. Фрейд (19136) говорит о необходимости гибко пользоваться все­ми правилами; Феничел (1941) описывает «коле­бания» аналитика и необходимость аналитику быть свободным и естественным, с этим соглашаются и другие авторы — Стерба, (1934), Лоевельд (I960) и Меннингер (1958) и др. По моему мнению, в работах Элизабет Зетцель (1956) и Стоуна (1961) должным об­разом подчеркнуты и разделены депривационные аспек­ты техники и аспекты, дающие удовлетворение.

Для того, чтобы действительно понять пациента, тре­буется большее, чем интеллектуальные или теоретичес­кие соображения. Для получения инсайта, чего требует психоанализ, аналитик должен быть способен стать эмоционально связанным и принять определенное обя­зательство перед пациентом. Ему должен нравиться пациент; длительное неприятие или отсутствие интере­са, точно так же, как и слишком сильная любовь, будут мешать лечению (Гринакре, 1959; Стоун, 1961, с. 29, 44, 61). Аналитик должен иметь желание помогать и лечить пациента, он должен беспокоиться о благоденствии па­циента, не теряя при этом из виду своих отдаленных целей.

Определенная доля сочувствия, дружеского от­ношения, тепла и уважения к правам пациента яв­ляется необходимым условием. Офис аналитика — ме­сто лечения, а не исследовательская лаборатория. Мы можем испытывать реальную любовь к нашим пациен­там, потому что они в определенном смысле являются больными, беспомощными детьми, вне зависимости от того, что представляет собой их внешность. Они никогда не повзрослеют, если мы не разовьем их потенциальные возможности, не обеспечим их взаимоуважение и чув­ство собственного достоинства, поэтому не следует на­лагать излишних деприваций, подвергать их унижению.

Это приводит нас к самой сердцевине вопроса. Как может аналитик устойчиво поддерживать отношения деприваций и инкогнито и вместе с тем постоянно вы­казывать свое сочувствие и заботу? В предыдущей секции, посвященной общению с пациентом, я уже приво­дил примеры того, как это может быть достигнуто. Ил­люстрации этого будут также даны во втором томе. Здесь позвольте мне подчеркнуть еще раз, что каждую

процедуру (анализа) психоанализа, которая является странной или искусственной для пациента, я тщательно объясняю ему в подходящее время. Напри­мер, когда пациент в начале анализа задает во­прос, я стараюсь дать ему возможность исследовать причины данного вопроса, а затем объясняю, что то, что я не отвечаю на вопрос, имеет определенную цель, а именно: позволяет пролить свет на истоки его любо­пытства, затем я добавляю, что в будущем я, как правило,, не буду отвечать па вопросы. Вместе с тем иногда я отве­чаю на вопрос, но только в том случае, если чувствую, что вопрос реалистичный и ответ на него избавит от множества не относящихся к делу объяснений.

Однажды пациент рассказал мне о чрезвычайно фрустрирующем сеансе с предыдущим аналитиком. У пациента было сновидение, что он играет защитни­ком в футбольной команде: они разыгрывают Т-комби­нацию, и, к его изумлению, центральный нападающий превращается в Адольфа Гитлера (в Т-комбинации за­щитник стоит прямо за центральным нападающим, ко­торый сгибается, удерживая футбольный мяч на земле между ногами. Задача центрального игрока состоит в. том, чтобы послать мяч назад, между своими ногами, защитнику, который затем передает его другому игроку или пройдет с ним вперед и т. д.). Это стандартная фут­больная комбинация, и любой, кто знает хоть что-нибудь об американском футболе, знает о ней очень хорошо.

Аналитик, о котором идет речь, был сорокалетним американцем, который знал бы все это, если бы в мо­лодости был футбольным болельщиком, и не знал это­го, если бы никогда не интересовался этим. Таким обра­зом, неуверенность пациента была оправданна. Пациент хотел перейти к ассоциациям об Адольфе Гитлере и своей личной позиции по отношению к нему в сновиде­нии. Но прежде всего он спросил, знает ли аналитик, что такое Т-комбинация, поскольку это казалось реша­ющим моментом для понимания сновидения. Аналитик промолчал. Тогда пациент неохотно объяснил и описал, что такое Т-комбинация, кто такой защитник, кто та­кой центральный игрок и т. д. Большая часть сеанса была потрачена на это. Было жалко тратить время на такие тривиальности, ведь аналитик мог сказать в са­мом начале сеанса (как оказалось), что он знает все

это. Но даже более важно, что поведение аналитика по­казывает, что он следовал «правилу», истинной цели которого он не понимал, и из-за этого позволил се­бе и пациенту испытать ненужную фрустрацию и впу­стую потратил время.

Часто необходимо исследовать интимные детали сек­суальной жизни пациента или его туалетных привычек, что очень смущает многих пациентов. Когда я считаю нужным задавать пациенту такие вопросы и ощущаю это унижение, я либо исследую вместе с ним его сму­щение, либо, по меньшей мере, показываю, что я пони­маю, что раскрытие этих вопросов болезненно, но не­обходимо. Я обычно прямо отмечаю сексуальные или враждебные чувства пациента ко мне; если кажется, что он чрезмерно расстроен из-за моего вмешательства, тогда я показываю тоном или словами, что я осознаю его затруднения и сочувствую им. Я не обращаюсь с па­циентом, как с маленьким ребенком, но стараюсь вы­яснить, сколь сильную боль он в состоянии вынести, продолжая продуктивно работать.

Я стараюсь защищать чувство самоуважения паци­ента, но, если я чувствую, что необходимо сказать неч­то, что, как я знаю, будет восприниматься как униже­ние, я сознательно сделаю, это, хотя при этом могу вы­разить каким-то образом свое сожаление. Например, не­давно я сказал пациенту в конце сеанса: «Я знаю, что это щекотливое положение для вас. Но в конце концов вы сможете рассказать мне то, что терзает вас, — что вы любите меня и хотели, чтобы и я любил вас, однако, все, что я могу вам на это сказать: да, хорошо, мы долж­ны вместе исследовать это».

Если анализ смещается назад, в какие-то старые невротические паттерны поведения, я пытаюсь контро­лировать свои чувства печали и разочарования, точно так же, как я сдерживаю свое удовольствие и гордость, когда он делает огромный шаг вперед. Но при этом я позволяю некоторой части своих чувств проявиться, поскольку отсутствие эмоций кажется проявлением хо­лодности и негуманности. Я стараюсь регулировать чув­ства пациента, вызванные неудачей или триумфом, на­поминая ему (и себе) о наших целях.

Для того чтобы поддерживать эту способность пере­ходить из одного положения в другое, противоположное,

т. е. вызывать фрустрацию и давать удовлетворение, соблюдать дистанцию и быть близким пациенту, ис­пользовать самые различные сочетания того и другого, нужно, чтобы аналитик обладал высоким уровнем эмо­циональной мобильности и гибкости. Я не имею под этим в виду изменчивость и нестабильность. Аналити­ческая ситуация требует, чтобы аналитик был реальным человеком, заслуживающим доверия. Аналитик должен обладать способностью к эмоциональному сопережива­нию со своими пациентами, но, точно так же он должен обладать и способностью сдерживать себя. Сопережи­вание обеспечивает возможность эмфатического пони­мания, отчуждение дает шанс обдумать, оценить, вспом­нить и т. д. Сочувствие, забота и тепло всегда должны быть в распоряжении аналитика, но он также должен быть способен занять позицию бесстрастного, стороннего наблюдателя. Существуют и такие ситуации, когда тре­буется и то, и другое; болезненный инсайт должен даваться с точностью хирургического разреза, тон голо­са в этом случае должен показывать заботу.

Когда я описываю сочувствие и заботу, проявляемые аналитиком, я не хочу этим сказать, что такие чувства следует проявлять открыто, заметно, при первом же признаке дискомфорта у пациента. Я полагаю, что на­личие таких чувств должно быть видно из того, как ана­литик работает; они должны ощущаться в атмосфере аналитической ситуации. Анализ не может выполняться успешно в здоровой и крепкой манере, равно как в ве­селой и беспечной. Но он не будет плодотворным и то­гда, когда проводится в мрачной, унылой тональности, тональности агонии. Искреннее приятие и толерантность аналитика ко всему материалу пациента, его вниматель­ное отношение ко всем деталям, вне зависимости от того, насколько они безобразны или примитивны, его прямой, решительный подход даже к наиболее деликат­ным вопросам без признаков жестокости или фальши­вого рыцарства — все эти элементы вносят вклад в аналитическую атмосферу.

Желание заботиться не следует смешивать с патоло­гическим терапевтическим рвением. Оно должно прояв­ляться в серьезности целей, которые ставятся аналити­ком, его постоянных поисках инсайта, его уважении к различному инструментарию своей профессии без превращения его в культ или ритуал, оно должно прояв­ляться в его желании и способности бороться годами за достижение целей. То, что аналитик дает болезненные инсайты, является таким же признаком его терапевти­ческого намерения, как и его забота о чувстве собст­венного достоинства пациента. Равно важно выносить вспышки враждебности со стороны пациента, его попыт­ки унизить без отмщения и оставаться невозмутимым при его сексуальных провокациях. Это не означает, что аналитик не должен иметь чувств и фантазий по отно­шению к своим пациентам, это означает лишь, что они должны находиться в определенных пределах, так, чтобы аналитик был в состоянии контролировать свои ответы, которые становились бы открытыми настолько, насколько это требуется для пациента.

Аналитик должен позволять чувствам переноса па­циента достигать оптимальной интенсивности. Это тре­бует, чтобы аналитик обладал способностью выносить стресс, тревогу и депрессию спокойно и терпеливо. Все это возможно лишь в том случае, когда сам аналитик прошел через глубокое психоаналитическое пережива­ние и продолжает заниматься самоанализом. Тем не ме­нее, профессиональная вредность очень велика, и тера­певтические результаты при лечении аналитика оставля­ют желать лучшего (Фрейд, 1937а, с. 248—250; Вилис, 1956; Гринсон, 1966). Сейчас я хотел бы непосредст­венно процитировать Фрейда.

«Давайте сделаем небольшую паузу для того, чтобы заверить аналитика в своем искреннем сочувствии, ведь ему приходится в своей деятельности выполнять самые строгие требования. Это выглядит так, как если бы анализ был третьей «невозможной» профессией, ког­да заранее уверен в том, что достигнешь только таких результатов, которые не принесут удовлетворения. Две другие профессии известны уже довольно давно — это образование и правительственная работа. Очевидно, что мы не можем требовать того, чтобы будущий ана­литик стал совершенством, прежде чем займется анали­зом, ибо где и как бедняга приобретает те идеальные качества, которые ему потребуются в его профессии? Ответ — в, анализе себя, с которого начинается его под­готовка к будущей деятельности. Из-за практических причин этот анализ может быть коротким и неполным...

Не следует удивляться, что эффектом поглощенности своим репрессированным материалом, который борется за свое освобождение в человеческом разуме, будет активизация всех тех инстинктивных влечений, которые обычно аналитик способен был сдерживать. Причем эти «опасности анализа», хотя они и угрожают нам, яв­ляются пассивными и активными партнерами в анали­тической ситуации, и нам не следует отказываться от их помощи. Не может быть сомнений и в том, как их использовать. Однако каждый аналитик должен периоди­чески — через пять лет или около того — сам прохо­дить анализ, не стыдясь предпринимать такой шаг...

Нашей целью не является уничтожение любой сво­еобразности человеческого характера ради схематичес­кой «нормальности», также не требуется, чтобы лич­ность, которая «тщательно проанализирована», не чув­ствовала никаких страстей и не имела внутренних кон­фликтов. Дело аналитика состоит в том, чтобы добиться наилучших из возможных условий для функционирова­ния Эго; тогда его задача будет выполнена» (Фрейд, 1937а, с. 248—250).

Из этого видно, что скромность — еще одно важное требование, которое аналитическая ситуация предъявля­ет к психоаналитику (Шарпе, 1947, с. 110—112).

Аналитик передает инсайт, который обычно болез­нен, сообщая его в атмосфере откровенности, сочувст­вия и сдержанности. То, что я описал, отражает то, как я пытаюсь разрешить конфликт между созданием ат­мосферы депривации и заботой, сохранением близости к пациенту и, одновременно, сохранением дистанции. Я понимаю, что это глубоко личный вопрос и не пред­лагаю в качестве точного предписания для всех анали­тиков. Однако я считаю, что, несмотря на индивидуаль­ные различия среди психоаналитиков, две эти группы противоположных требований следует принимать во внимание. Аналитик должен обладать чертами, которые будут облегчать развитие невроза переноса и рабочего альянса, они равно важны для создания оптимальной аналитической ситуации (Гринсон, 1965а).

4.23. Мотивации психоаналитика,

которых требует аналитическая ситуация

 

Из вышеизложенного должно стать ясно, что в дей­ствительности невозможно отделить умения аналитика от его черт, и то, и другое связано с его мотивациями. Фактически одним из наиболее важных открытий Фрей­да было то, что поведение и мысли человека являются результатом инстинктивных побуждений, конституции и опыта. Я попытался изолировать умения, черты и моти­вации друг от друга для того, чтобы сделать их более четкими, а также поставить ударение на определенных необходимых условиях для аналитической ситуации.

Я начал с умений и черт потому, что они более приемлемы для ежедневной клинической проверки. Мо­тивации более трудны для анализирования, потому что они происходят из примитивных бессознательных, ин­стинктивных побуждений и ранних объектных отноше­ний. Их очень трудно точно вербализовать и почти не­возможно верифицировать. Более того, позднейшие про­цессы взросления Эго и Ид, равно как и факторы опы­та, по-видимому, имеют первостепенную важность. По­мимо этого, существует так много сложных иерархий инстинкта и защиты, которые дают сходную поверхност­ную картину, что только внимательнейшее изучение ин­дивидуального может раскрыть специфические качества инстинкта и защиты, задействованные в данной моти­вации. Тем не менее, есть некоторое количество общих соображений, которые стоит рассмотреть, даже если эти моменты могут показаться импрессионистскими или упрощенными.

Инстинктивные побуждения принуждают человека искать разрядки и удовлетворения. По мере того, как развивается Эго, поиск безопасности приобретает дру­гую опасную цель. Все последующие мотивации можно отнести за счет поиска удовлетворения или безопасно­сти или комбинации того и другого. Я ограничу это об­суждение мотивов тем, что я считаю тремя основными компонентами психоаналитической работы: 1) аналитик как сборщик и проводник инсайта и понимания; 2) ана­литик как мишень невроза переноса; 3) аналитик как врачеватель больного и страдающего (Флейминг, 1961).

Одной из уникальных черт психоаналитического лечения является то, что решающую роль в терапевти­ческом процессе имеют интерпретация, инсайт и пони­мание (Е. Бибринг, 1954; Гилл, 1954; Эйсслер, 1956). Аналитик должен понимать своего пациента для того, чтобы получить инсайт в его поведении, фантазии и мысли. Затем его задачей будет передать скрытое зна­чение, интерпретировать его для пациента. Желание по­нять другое человеческое существо столь интимным путем, желание добиться инсайта предполагает нали­чие склонности проникать во внутреннюю жизнь другой личности (Шарпе, 1930, с. 17). Это исходит и от либи­дозных, и от агрессивных побуждений. Можно просле­дить это в прошлое, к стремлениям к симбиотическому слиянию с матерью или к враждебным, разрушающим побуждениям по отношению к чреву матери.

Добывание инсайта может быть результатом стремле­ний к всемогуществу или способом преодолеть тревогу по отношению к незнакомым людям. Поздние либидозные и агрессивные компоненты также вносят вклад в побуж­дение добыть инсайт. Анальное сопутствующее значение таких понятий, как получение, добывание или собира­ние инсайта, совершенно явно. Сексуальное любопыт­ство эдиповой фазы может добавлять свой импульс этой активности, так что такое получение инсайта может стать заменителем фрустрированного подглядывания дет­ства, а также компенсацией за то, что ребенок оставался вне сексуальной жизни родителей (Шарпе, 1947, с. 121).

Я уже подчеркивал особую важность эмпатии как способа получения доступа к тонким и сложным момен­там другой личности (см. секции 4.211 и 4.221). Получе­ние инсайта путем эмпатии зависит от способности ана­литика к идентификации и интроекции, от способности входить в интимный, высокочувствительный, превербаль­ный контакт с данным пациентом, — все это развива­ется из материнской любви и заботы раннего детства.

Желание передать инсайт, быть проводником пони­мания может быть связано с либидозными или враж­дебными побуждениями, зависящими от того, как бес­сознательно ощущается акт интерпретации: как помощь или причинение боли, доставляющий удовольствие или боль. Передача понимания пациенту может быть бессознательной материнской деятельностью, формой

кормления, воспитания, защиты или обучения пациента-ребенка. Это может также символически являться ак­том оплодотворения. Из маленького семени инсайта могут развиться большие изменения. Принесение инсай­та может быть также использовано бессознательно, как способ восстановления контакта и связи с тем, что ра­нее понималось, т. е. с утерянным объектом любви, В этом смысле передача инсайта может служить попыт­кой преодолеть депрессивное состояние (Гринсон, 1960).

Побуждение передать инсайт другой личности может стать как бы заглаживанием чувства вины, связанного с фантазией о том, что был причинен вред кому-то ма­ленькому, больному, т. е. сибсу, конкуренту и т. д. Аналогично поиски и передача инсайта могут являть­ся контрфобической функцией или антидепрессантом. Аналитик может исследовать бессознательное пациента для того, чтобы преодолеть свои собственные тревоги, т. е. как бы продолжить свой собственный анализ (Фрейд, 1937а, с. 249).

Хотя приведенные значения далеко не полны, я по­лагаю, что они затрагивают некоторые наиболее важ­ные бессознательные силы, которые являются важными составляющими мотивировки личности при выборе про­фессии, где одной из наиболее важных его функций будет собирание и передача понимания. По моему мне­нию, вопрос о происхождении данной мотивации не яв­ляется решающим для определения его ценности или вреда. Имеет значение лишь степень деинстинктуализа­ции и нейтрализации этих побуждений у аналитика (Хартманн, 1955, с. 239—240).

Степень нейтрализации будет определять то, до ка­ких пределов функция носителя понимания может осу­ществляться относительно бесконфликтно, автономной, реалистичной функцией Эго. Например, я не считаю, что заслуживает специального внимания вопрос, являет­ся ли передача пациенту инсайта кормлением, воспи­танием, защитой или обучением со стороны аналитика. Важно то, что кормление, воспитание, защита или обу­чение должны быть свободны от сексуальных или аг­рессивных подтекстов и не являются, следовательно, ни чрезмерно возбуждающими, ни вызывающими вину.

Сходным образом проникновение во внутреннюю жизнь пациента с целью получения инсайта, очевидно,

имеет либидозные и агрессивные предпосылки, но в реальной работе важно знать, насколько тесно эта дея­тельность связана с фантазиями, продуцирующими тре­вогу или вину. Следует также иметь в виду, что такое очищение, будучи достигнуто однажды, не останется насовсем, поскольку давление, исходящее от Ид, Су­перэго и внешнего мира, приводит к регрессии или же к прогрессу. Следовательно, другим важным моментом является то, насколько приемлемым для созна­тельного, разумного Эго аналитика являются эти агрес­сивные и либидозные мотивы. Осознание контрперено­са является еще одним моментом в побуждении психо­аналитика, так как контрперенос может обеспечить те функции, которые ранее не осуществлялись должным образом из-за нейтрализации (различные точки зре­ния по этому вопросу можно найти в работах Винникот, 1956; Спитц, 1956а; Балинт, 1950а; Кан, 1963, 1964).

Было бы несправедливостью предъявлять к профессии психоаналитика такое жестокое требование, как сво­бодное от конфликта, вины и тревоги получение и пе­редача инсайта, и только. Следовало бы, чтобы эта деятельность приносила удовольствие аналитику. Еже­дневная психоаналитическая работа трудна и часто бо­лезненна для аналитика. Ему нужно и некоторое количество позитивного удовольствия при выполнении своих обязанностей, которое бы поддержало его, помогло со­хранить живой интерес и заботу о своих пациентах. Удо­вольствие, получаемое от слушания, наблюдения, иссле­дования, представления и сочувствия, не только воз­можно, но и необходимо для оптимальной работоспо­собности аналитика (Шарпе 1947, с. 120—212; Сцасц, 1958, с. 204—210).

Другая характеристика психоанализа, которая отли­чает его от всех других психотерапий, — это особое ударение на структурирование взаимоотношений между пациентом и терапевтом таким образом, чтобы мог раз­виваться невроз переноса. Для того чтобы облегчить развитие невротических реакций переноса, необходимо, чтобы аналитик вел себя совершенно особым образом, отличным от всех других отношений пациент — терапевт. Я имею в виду то, что кратко можно назвать инкогнито депривационное поведение психоаналитика. Это приво­дит нас к вопросу: «Какие мотивации могут побудить

человека избрать карьеру в области, где одной из его главных задач будет вести себя как относительно без­ответный чистый экран по отношению к пациенту, так, чтобы пациент мог проецировать и перемещать на этот экран неразрешенные и отвращенные образы прошлого?

Этот аспект техники не представляет труда для тех аналитиков, которые склонны к изоляции, уходу, отре­шенности. Трудности возникают тогда, когда эти анали­тики оказываются неспособными изменить свое отно­шение и технику, когда аналитическая ситуация требует этого. На меня произвело сильное впечатление то, что, оказывается, многие аналитики чувствуют робость и неуверенность во время первичных интервью, когда они сидят лицом к лицу с пациентом. Они стремятся сокра­тить число предварительных интервью для того, чтобы как можно быстрее обрести безопасность и комфорт, которые дает их положение за кушеткой. Анализ канди­датов со сходными проблемами обнаруживает, что они страдают определенной формой страха, связанного с ситуацией, когда они на кого-то смотрят, или с ситуа­цией, когда на них смотрят. Этот страх скрывает ре­прессированные эксгибиционистские побуждения и гене­рализованные агрессивность и сексуальность этой ситу­ации. Положение за кушеткой предоставляет им воз­можность смотреть при том условии, что на них не смот­рят.

На меня произвело большое впечатление то, что зна­чительное число психоаналитиков страдает повышен­ным чувством страха. Это столь поразительно, что я был вынужден признать, что одним из мотивов, который де­лает психоанализ привлекательным как профессию, яв­ляется скрытое положение терапевта. Важный инстру­мент, облегчающий невроз переноса, который состоит в сдерживании аналитиком своих эмоциональных ответов и сохранении относительной анонимности, вероятно, служит и этой патологической склонности. Сдержан­ность и стремление к уединенности являются аналогич­ными здоровыми чертами характера, которые также мо­гут сделать этот аспект психоаналитической техники при­влекательным (Джонс, 1955, с. 406).

Решающим фактором является то, насколько фикси­рованной, ригидной и интенсивной является эта черта аналитика. Пока он проявляет достаточную гибкость и

может преодолевать свою робость, когда это необходи­мо, это, вероятно, не станет серьезной помехой. С дру­гой стороны, сильные, не находящие выражения эксгиби­ционистские побуждения аналитика могут стать другой проблемой. Для них положение «за кушеткой» и непро­явление своих эмоциональных ответов может привести к хронической фрустрации, которая, в свою очередь, мо­жет привести к появлению непоследовательного поведе­ния или бессознательных провокаций и действию во­вне пациента.

Генерализованные уход и отчуждение по отношению к пациенту являются значительно более грозными при­знаками и указывают на неспособность терапевта осу­ществлять психоанализ, не считая карикатурных вари­антов истинной процедуры. Мой опыт работы с кандида­тами, страдающими от этих проблем, показывает, что многие из них являются личностями, которые борются против сильной враждебности, ненависти и тревоги. Им необходимо находиться в некотором отдалении для того, чтобы справляться с гневом или паникой. Эти лю­ди не подходят для психоаналитической работы, и, тем не менее, они добиваются ее, потому что при поверхност­ном взгляде она предоставляет им возможность избежать ужаса прямого контакта с людьми. Отчужденность — обычный вариант этого патологического поведения. Спо­собность временно и частично отстраняться является необходимым условием для психоаналитической работы, это особенно важно для развития невроза переноса. Ключевыми являются слова «временно и частично». Когда отчужденность контролируема, она ценна, когда она обязательна, зафиксирована, это уже противопоказа­ния для выполнения аналитической работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.