Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шшшвшшшшшш




делах досягаемости, будет совершать приближающие движения в виде кивания головой, пытаясь снова завладеть соском.

Движения головой у трехмесячного ребенка имеют ту же функцию, что и тыкающие движения, которые прекоииальный теленок совершает с рождения, едва только встав на ноги. Этой функцией является приближение. С самого начала теленок способен зрительно воспринимать и совершать скоординированные движения приближения. Младенец, который является альтрициалом, достигает начала этой стадии лишь после третьего месяца жизни1.

Мы предполагаем, что движения приближения в виде кивания головой у трехмесячного младенца, мать которого отнимает сосок, лишь частично управляются зрительным восприятием груди или соска. Наши фильмы показывают, что, когда сосок внезапно выводится изо рта, глаза младенца смещаются от лица матери и, не фокусируясь конкретно на груди, в той или иной мере отклоняются в общем ее направлении. Грудь не фиксируется глазом младенца, но ее образ — вместе с лицом — вероятно, присутствует в периферических отделах сетчатки. Представляется вероятным, что, когда мы проводили этот эксперимент, «полостная перцепция» соска была прервана утратой соска и последовавшим в туже секунду зрительным восприятием груди, добавляющимся к восприятию лица. Подобный отвод соска случается не только в экспериментальной ситуации — в более или менее измененной форме он имеет место практически при каждом кормлении. Я не склонен предполагать, что на этом возрастном уровне младенец связывает эти события. Но здесь, несомненно, присутствует неразрывный переход от квазикоэнестетической полостной перцепции соска к периферическому видению груди и лица, которое может склонить младенца следовать за ним движениями своей головы.

Это — последовательность дискретных событий. Возможно, они воспринимаются младенцем как непрерывность или как одно событие, как целое. Для нас это означает нечто большее. Мы полагаем, что эта последовательность — полостная перцепция (соска), неудовольствие (из-за потери соска), периферическое видение груди и лица — играет решающую роль в ускорении пробуждающегося осознания младенцем раздельности «я» и «не-я».

1 В свете того, о чем мы подробно говорили в другом месте, мы можем предположить, что на третьем месяце жизни в перцептивном отношении младенец находится, пожалуй, на несколько ином уровне, чем прекоциальный теленок. Этот уровень в чем-то является более примитивным, в чем-то — менее. Ибо трехмесячный ребенок уже научился диакритически воспринимать некоторые элементарные структурные детали в кивающем человеческом лице. Восприятие же новорожденного теленка не является продуктом научения; я полагаю, что он распознает только движение, а не диакритические детали большого движущегося объекта. Любой большой движущийся объект, который движется в его поле зрения, будет вызывать у новорожденного теленка движение по направлению к нему. Добравшись до большого движущегося объекта, теленок совершает дальнейшие действия приближения с помощью тактильной ориентации.

В этом первичном осознании «я» является тем, что ощущается внутри; «не-я» — тем, что можно только видеть после утраты того, что ощущалось внутри. Вполне возможно, что именно из этой утраты и из желания-фантазии, связанной с тем, что младенец может только видеть, проистекает экран сновидения, описанный Левином.

Функция экрана сновидения, пожалуй, аналогична функции последнего перцепта, предшествовавшего амнезии при травматическом неврозе. Переживание заново этого последнего перцепта провоцирует повторение приступа; как будто переживший травму невротик пытается повторить травматическое переживание, пытаясь достичь более благополучного исхода; как будто катастрофу можно было бы устранить путем аннулирования. И это так, как будто сновидец восстанавливает экран сновидения, чтобы вернуть сосок в рот.

Утверждение, что «я» — это то, что индивид ощущает внутри, а «не-я» — это то, что он видит вовне, находит некоторую поддержку в непосредственном наблюдении. На одном и том же возрастном уровне, на третьем и четвертом месяце, мы наблюдали так называемые «пробные движения» у большинства нормально развивавшихся детей. Они представляют собой медленные, плавные, осторожные движения рук и пальцев, которые совершают трехмесячные дети, держа свои ладони на расстоянии вытянутой руки и с сосредоточенным вниманием пристально следя за движениями пальцев. Создается впечатление, что ребенок учится координировать движения пальцев, упражняя их под контролем зрения. Это поведение можно наблюдать на протяжении нескольких недель, когда оно является одним из любимых занятий ребенка. Однако эти очевидные «упражнения в направленном контроле над пальцами» не приводят к заметному прогрессу в хватательных движениях ребенка. Это произойдет два или три месяца спустя, а тонкие хватательные движения пальцами появятся через восемь месяцев. Поэтому, по всей видимости, функция этих «упражнений» иная.

Это подтверждается экспериментом, проведенным мной на нескольких таких детях. Когда они совершали движения пальцами и пристально наблюдали за ними, я вставлял кусок картона, следя за тем, чтобы он не касался ребенка, таким образом, что ребенок не мог видеть своих рук. Движения пальцев продолжались без перерыва. Мы можем предположить, что ребенок продолжал воспринимать пропри-оцептивные сообщения от движений рук. Можно задать себе вопрос, не служили ли эти движения, совершаемые ребенком, различению «я» и «не-я», то есть проприоцепции и зрительной дистантной перцепции, а не попыткой овладеть каким-либо видом мышечной координации.

Различение «я» и «не-я» является conditio sine qua поп1 направленной коммуникации. Прежде чем появится какая-либо причина для направленной коммуникации, должно установиться сознание другого существа, отличного от субъекта. Ребенок приобретает сознание

Непременное условие (лат.)Прим. перев.

этого в ответ на лицо человека, удовлетворяющего потребность, на лицо матери; но в этот период такое сознание является недостаточным, чтобы ребенок мог воспринимать того, кто удовлетворяет потребность, в целом. От этого рудиментарного неполного сознания другого человека длинная линия развития ведет к сознанию самости.

Из предыдущих глав становится очевидным, что мы проводим достаточно строгое разграничение между «Эго», «я» и «самостью». Определение Эго было дано Фрейдом, когда он ввел понятие психической структуры. К функциям Эго относится функция центральной управляющей организации, посредничества между внешним миром и остальной психикой. «Я» и «не-я» — неаналитические понятия. Они были введены нами для описания феноменов, которые обычно встречаются и эмпирически наблюдаются у младенцев. Эти термины обозначают зарождающееся сознание субъектом того, что существует «нечто отличное» от него. На этой стадии этим «чем-то отличным» является его окружение. Сознание этого возникает в результате все большего ограничения первичного нарциссизма новорожденного благодаря установлению рудиментарных функций Эго, первой из которых является восприятие. Куби (1953) в клинической работе с взрослыми разработал во многом сходную концепцию «я» и «не-я»; ее отличие состоит в том, что он рассматривает «я» как «апперцептивную массу» в понимании Уильяма Джемса. В моей концепции, основанной на работе с младенцами, развитие апперцепции является как более поздним, так и вторичным по отношению к развитию рудиментарного восприятия.

Остается определить понятие самости, описать, как она зарождается и устанавливается. Это, насколько мне известно, в психоаналитической литературе никогда эксплицитно не делалось и будет темой следующей главы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.