Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Если будет достаточное количество желающих (не менее 10 человек), возможен трансфер от Москвы прямо до центра китайской культуры и обратно. 75 страница




В то же время часть литераторов-африканеров продолжала писать на нидерландском языке, адресуясь к более образованной (городской) части бурского населения. Таковы, например, семь сборников «Смешные истории и другие стихи» (1893—1909) Мелта Бринка (1842—1925). Однако сам нидерландский язык Бринка, претерпевший значительные изменения и далеко отошедший от «высокого голландского», был аргументом от противного в пользу африкаанс как единственно живого языка бурского народа. На нидерландском языке писал и Ян Лион Каше (1838—1912), автор исторических романов в духе Я. Ван Леннепа «Домашний очаг гугенота» и «Верность до смерти», а также дидактических новелл цикла «Семь дьяволов, и что они творят» (полностью опубл. в 1907 г. на африкаанс), обличающих семь смертных грехов. Голос африканера «с африканерским сердцем» (а таковых и считали истинными — в отличие от африканеров с «английским» или «голландским» сердцем) звучит в его программно-аллегорической поэме «Африканерский язык». Ему принадлежит также серия юмористических миниатюр на внутриполитические темы, которую он печатал в «Патриоте». Как и африканерский «папаша Катс» (прозвище Мелта Бринка), «дядюшка Ян», как звали Каше, хорошо знал жизнь и психологию обывателя, был мастером бытописания, знатоком и любителем терпкого народного юмора.

В целом литература второй половины XIX в., несмотря на бесспорное влияние реакционных, прежде всего расистских и кальвинистских, идей, на этапе своего становления обогащается и демократическими элементами. Буржуазный африканерский национализм, находившийся тогда на ранней стадии развития, искал опоры у народных масс. К ним апеллируют, их учат, у них учатся и первые профессиональные бурские литераторы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительно короткий исторический промежуток, охваченный VII томом, представляет собой чрезвычайно насыщенный и богатый период в истории мировой литературы.

Складывающаяся в этот период мировая капиталистическая система, которая втягивает в себя самые отдаленные уголки земного шара, бурное развитие техники, в частности средств транспорта и связи, также сближающее между собой далеко расположенные друг от друга точки планеты, обусловили гораздо более интенсивный культурный обмен, а это повлекло за собой последствия, существенно определяющие литературный процесс в целом.

Ни одна литература мира уже не может в этот период рассматриваться вне сложной системы литературных связей, и те направления в национальных литературах, которые складываются с некоторым опозданием, сохраняя свою автохтонность, в то же время несут на себе отпечаток этих интенсифицировавшихся контактов. Тут же кроется и причина еще одной особенности мирового литературного процесса в рассматриваемый период — его значительное ускорение.

Такое убыстрение темпа развития порождено изменившимся ритмом самого движения мировой истории. Действительно, к середине XIX в. капиталистическая система в западноевропейских странах, а несколько позднее и в США достигает стабилизации и определенной зрелости, а уже в конце XIX в. проявляются ощутимые признаки ее кризиса, ознаменовавшие наступление эпохи империализма. Разные части планеты потрясают революционные и национально-освободительные движения.

Убыстрившиеся темпы литературного процесса проявились в одновременном развитии или быстрой смене литературных направлений. Реализм, достигший в этот период значительной зрелости, во многих случаях сосуществует с продолжающим свой путь романтизмом, порой играющим роль в становлении реалистического метода (например, в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы, Латинской Америки, некоторых народов России). С другой стороны, реализм в странах Западной Европы приходит в соприкосновение с получившим в этот период значительное распространение натурализмом и с возникающими новыми нереалистическими направлениями, как символизм, поэзия парнасцев, неоромантизм, во многом отмеченными кризисными чертами. Эти новые явления дают о себе знать в западноевропейских странах, прежде всего во Франции, однако в дальнейшем наблюдается проникновение такого рода направлений даже в те литературы, развитие которых шло несколько замедленно (скандинавские, итальянская, испанская и др.). Процессы «стяженного развития» наблюдаются в литературах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также в США, Латинской Америке и некоторых странах Востока.

Таким образом, можно говорить о тенденциях синхронизации литературного процесса. Однако эти тенденции не снимают той заметной неравномерности литературного развития, которая продолжает давать о себе знать и во второй половине XIX в. Эта неравномерность сказывается и в развитии того направления, с которым связаны высшие достижения мировой литературы этого периода — реализма.

Высочайшего подъема достигает русская реалистическая литература, развивавшаяся в обстановке необычайно интенсивных общественных сдвигов и превращения экономически отсталой, полуфеодальной России в центр мирового революционного движения. Необычайная популярность русской реалистической литературы и то огромное значение, которое имели художественные открытия Толстого, Достоевского, Тургенева и других классиков реализма для многих писателей в разных странах, являются одной из существенных примет мирового литературного процесса того времени. В различных культурных сферах воздействие русской литературы преломлялось по-разному. Чрезвычайно интенсивны связи с русской литературой и влияние русской революционно-демократической критики в литературах народов, входивших в состав России. В этих литературах идет

интенсивный процесс становления реализма, появляются писатели, ставшие национальными классиками, — И. Франко, М. Налбандян, И. Чавчавадзе, Мирза-Фатали Ахундов. Для литератур Центральной и Юго Восточной Европы, где также ведется борьба за торжество реализма, существенно влияние русских революционеров-демократов, а также знакомство с творчеством Гоголя и Тургенева. В Латинской Америке русская литература воспринимается как союзница в борьбе за национальное освобождение и национальную культуру. В странах, где развитие реализма осложнялось в это время натуралистическими и декадентскими импульсами, наибольшую роль сыграло творчество русских классиков, прежде всего Толстого и Достоевского, в борьбе за сохранение и развитие реалистических традиций. Это воздействие дает о себе знать в эпоху, охватываемую данным томом, но наиболее интенсивно оно проявляется в последующий период.

Хотя во второй половине века в литературах Западной Европы имеет место известное влияние позитивизма, ограничивающего возможности реалистического видения мира, а в дальнейшем натурализма и порой декадентских тенденций, творчество таких мастеров, как Флобер, Мопассан, Гарди, Фонтане, Ибсен, свидетельствует о продолжении реалистической традиции и поступательном развитии реализма. Хотя к концу рассматриваемого периода позиции реализма на Западе оказались несколько потесненными натурализмом и декадентскими воздействиями, однако его новый расцвет и качественное изменение, начавшееся на рубеже веков и обозначившееся творчеством Франса и Шоу, Генриха и Томаса Маннов, Роллана и Голсуорси, происходит с учетом больших достижений реализма во второй половине XIX столетия.

Особенно остро неравномерность литературного развития проявилась в странах Азии и Африки. Вторая половина века, когда обостряется соперничество капиталистических держав в борьбе за колонии, рынки сбыта, сферы приложения капитала, была временем дальнейшего преодоления былой замкнутости и обособленности азиатских и африканских стран. Здесь идет процесс складывания и развития национального самосознания, стимулируемый как развитием местного капитализма, так и усилившимся колониальным гнетом. Поэтому наиболее характерными чертами рассматриваемого периода в этом регионе был рост как взаимопритяжения центров и периферии всемирной капиталистической системы, так и сил отталкивания, находивших свое выражение в антиколониалистских движениях и в неприятии норм и ценностей западноевропейской буржуазной цивилизации. При этом отмеченные процессы интеграции и дезинтеграции протекали в странах Азии и Африки несинхронно, и это определило значительные различия в уровне литературного развития. Тенденции постепенной синхронизации литературного процесса, характерные для других регионов, в странах Азии и Африки в этот период еще не находят места, и, напротив, происходит (при общем поступательном движении большинства азиатских и африканских литератур) все более ощутимый отрыв литератур-лидеров от других литератур. Так, в турецкой, бенгальской, японской и ряде других литератур осваиваются принципы реалистического метода, но одновременно во многих литературах Азии и Африки еще создаются полноценные в художественном отношении произведения в духе средневековой традиции.

Тем не менее в восточных литературах активно идет процесс усвоения европейского литературного опыта. Благодаря вовлечению литератур Азии и Африки в мировой литературный процесс возникают предпосылки для устранения стадиально-типологического различия между большинством из них в ходе сложного и противоречивого их развития в будущем. В то же время Запад ищет теперь на Востоке не только экзотику, он движим не только стремлением понять «восточную душу», свойственным в прошлом тенденциям «ориентализма» в европейской культуре. На Западе стремятся изучить новые тенденции развития и ознакомиться с литературными ценностями, создаваемыми на Востоке.

Многие тенденции литературного развития рассматриваемого в данном томе периода оказываются чрезвычайно продуктивны для будущего и во многом определяют судьбы литературы в XX в. В западном литературоведении высказывается мнение, что наиболее значительную роль сыграли в будущем нереалистические течения и декаданс. Не приходится сомневаться в том, что эти направления получили свое многообразное продолжение и в первые десятилетия XX в. и определили многое в дальнейшем литературном развитии. Необходимо учитывать и то, что наряду с болезненными кризисными тенденциями в этих направлениях многие художники, с ними связанные, внесли свой вклад в обновление и развитие преимущественно поэзии. Однако наиболее перспективными для литературных судеб XX в. были в этот период заветы реализма, достигшего

выдающихся успехов в правдивом изображении человека и аналитическом осмыслении законов общества. Существенно то, что именно во второй половине XIX в. в ряде литератур была создана наиболее зрелая реалистическая классика. Это относится к русской и многим западноевропейским литературам, к некоторым литературам Центральной и Юго-Восточной Европы и других регионов. Изучение реалистической классики XIX в. позволяет противопоставить обоснованные научные аргументы тенденциям представить реализм как нечто устаревшее и архаичное.

Важной для будущего оказалась и получившая в рассматриваемый период не столь широкое распространение литература, воодушевленная идеями социализма. Роль этой традиции для литературного развития двадцатого века чрезвычайно велика.

Можно сказать, что определение того места, которое литература периода, охваченного данным томом, занимает в цепи литературного развития человечества, опровергает то противопоставление культуры XIX и XX вв., которое сейчас имеет значительное распространение.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Библиография к седьмому тому «Истории всемирной литературы» построена по единым принципам, принятым для всего издания в целом.

Библиография, как правило, повторяет структуру тома, иерархию его разделов, глав и параграфов. Однако в организации библиографического материала сделаны отдельные отклонения от общей структуры тома. Прежде всего выделены персональные библиографии, посвященные наиболее крупным писателям, которым в томе может и не быть посвящен специальный параграф. Кроме того, следует иметь в виду, что если творческий путь тех или иных крупных писателей (скажем, Гюго, Диккенса, Теккерея и т. д.) начинается за пределами хронологических рамок тома, то посвященную им основную литературу следует искать в библиографии к шестому тому «Истории всемирной литературы», здесь же даны исследования, освещающие их позднее творчество.

Седьмой том «Истории всемирной литературы» охватывает период, который был очень значительной эпохой в культурной жизни многих стран. Поэтому объем соответствующей научной литературы очень велик.

В самом деле, работ, освещающих творчество Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского, Флобера, Золя, Мопассана, Ибсена и многих других выдающихся писателей, великое множество. Это не могло не заставить составителей библиографии производить строгий отбор. Как обычно, предпочтение отдавалось фундаментальным исследованиям, снабженным достаточно солидным справочным аппаратом. Специальные справочные издания в библиографии представлены широко, хотя и не с исчерпывающей полнотой. В целях экономии места исключаются ссылки на ранее, т. е. в предшествующих томах, упомянутые издания. Исключения из этого правила делались лишь в отдельных случаях — в частности, для национальных литератур и ряда историко-литературных проблем, которым посвящено немного специальных работ и исследований. Обращение к библиографии седьмого тома, как обычно, предполагает знакомство с библиографией предшествующих томов «Истории всемирной литературы».

Библиография составлена Научно-библиографическим отделом Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы под наблюдением В. П. Алексеева и В. Т. Данченко — по литературам зарубежных стран и по общей библиографии к тому (в этой работе принимали участие Г. М. Агеева, В. П. Алексеев, А. Б. Базилевский, Т. В. Балашова, С. А. Белоусов, А. А. Волгина, Е. Ю. Гениева, В. Г. Гринько, Н. Л. Глазкова, В. Т. Данченко, О. В. Емельянова, Б. А. Ерхов, А. М. Кайгородов, М. В. Корзинкин, Н. А. Кузнецова, Г. И. Лещинская, М. В. Линдстрем, Н. И. Лопатина, И. Ю. Мельникова, Т. М. Мирошниченко, Б. М. Парчевская, Ю. А. Рознатовская, Н. А. Толмачев); В. Б. Черкасским — по русской литературе; институтами литературы и языка академий наук Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Белорусской ССР, Грузинской ССР, Казахской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Украинской ССР, Эстонской ССР — по литературам союзных республик под редакцией В. Б. Черкасского, а также Р. Г. Бикмухаметовым, Л. Г. Голубевой и У. А. Гуральником — соответственно по литературам народов Поволжья и Приуралья, Северного Кавказа и Дагестана, еврейской литературе.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ
МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 8. — С. 115—217.

Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 7. — С. 5—110.

Маркс К. Революционная Испания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 10. — С. 423—480.

Маркс К. Франция Бонапарта Малого // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 11. — С. 627—632.

Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 8. — С. 3—113.

Ленин В. И. Евгений Потье (к 25-летию его смерти) // Полн. собр. соч. — Т. 22. — С. 273—274.

Ленин В. И. Лев Толстой, как зеркало русской революции // Полн. собр. соч. — Т. 17. — С. 206—213.

Ленин В. И. Л. Н. Толстой // Полн. собр. соч. — Т. 20. — С. 19—24.

Ленин В. И. Л. Н. Толстой и его эпоха // Полн. собр. соч. — Т. 20. — С. 100—104.

Ленин В. И. Л. Н. Толстой и современное рабочее движение // Полн. собр. соч. — Т. 20. — С. 38—41.

Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся? // Полн. собр. соч. — Т. 2. — С. 505—550.

Ленин В. И. Памяти Герцена // Полн. собр. соч. — Т. 21. — С. 255—262.

Ленин В. И. Развитие капитализма в России // Полн. собр. соч. — Т. 3. — С. 1—609.

Ленин В. И. Уроки коммуны // Полн. собр. соч. — Т. 16. — С. 451—454.

ОБЩИЕ РАБОТЫ

Вайман С. Т. Марксистская эстетика и проблемы реализма. — М., 1964.

Из истории литературных связей XIX века. — М., 1962.

История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века (1871—1917) / Под ред. Л. Г. Андреева, Р. М. Самарина. — М., 1968.

История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века / Под ред. М. Е. Елизаровой, Н. П. Михальской. — М., 1970.

История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева. — М., 1982.

История зарубежной литературы XIX века. Под ред. А. С. Дмитриева — М., 1983. — Ч. 2: Страны Европы и США.

Типология стилевого развития XIX века: Стилевое выражение социальной жизни и народно-поэтическая традиция; Стилевые формы многостороннего изображения человека и действительности; Объективность стиля и поиски гармонии / Отв. ред. Н. К. Гей. — М., 1977.

Эпоха реализма: Из истории междунар. связей рус. лит. / Отв. ред. М. П. Алексеев. — Л., 1982.

Adams R. M. Nil: Episodes in the literary conquest of void during the nineteenth century. — L. etc., 1970.

The age of realism. — Harmondsworth (Midd’x), 1974.

Becker G. J. Documents of modern literary realism. — Princeton (N. J.), 1963.

Chevrel Y. Le naturalisme. — P., 1982.

Clark B. H., Freedley G. A history of modern drama. — N. Y.; L., 1947.

Dédéyan Ch. Le nouveau mal du siècle: De Baudelaire à nos jours. — P., 1968. — T. 1: Du postromantisme au symbolisme (1840—1889).

Forgács L. Fudatosság és költöiseg. — В., 1970. — к. 2: A szocialista realizmus esztétikai meghatározásáhor.

Friedrich H. Die Struktur der modernen Lyrik: Von der Mitte des neunzehnten bis zur Mitte des zwanzigsten Jahrhunderts. — Hamburg, 1967.

Furst L. R., Skrine P. N. Naturalism. — L., 1971.

Hobsbawn E. Die Blütezeit des Kapitals: Eine Kulturgeschichte der Jahre 1848—1875. — Frankfurt a. M., 1980.

Jullian R. Le mouvement des arts du romantisme au symbolisme: Arts visuels, musique, littérature. — P., 1979.

Lamm M. Det moderna dramat 1830—1930. — Stockholm, 1964.

Lukács G. Probleme des Realismus: In 3 Bd. — В.; Neuwied, 1964.

Neues Handbuch der Literaturwissenschaft. — Wiesbaden, 1976. — Bd. 18, 19: Jahrhundertende — Jahrhundertwende / Von H. Kreuzer et al.

Propyläen Geschichte der Literatur. — B., 1984. — Bd. 5: Das bürgerliche Zeitalter 1830—1914.

Scott N. A. Craters of the spirit: Studies in the modern novel. — L.; Sydney, 1969.

Sedlák J. Osonosti a diela vo svetovom realistickom románe. — Br., 1975.

Smith P. Public and private value: Studies in the nineteenth-century novel. — Cambridge etc., 1984.

Wellek R. A history of modern criticism. — 2nd ed. — New Haven, 1966. — Vol. 3, 4.

Сидзэнсюги бунгаку. Каваути Киёси-хэн. — Токио, 1962.

I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОБЩИЕ РАБОТЫ

История русской литературы: В 10 т. — М.; Л., 1956. — Т. 8, 9.

История русской литературы: В 3 т. — М.; Л., 1964. — Т. 3.

История русской литературы: В 4 т. — Л., 1982—1983. — Т. 3, 4.

История русской литературы XIX века / Под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского: В 5 т. — М., 1910. — Т. 4, 5.

Кулешов В. И. История русской литературы XIX века 70—90-е годы. — М., 1983.

Поспелов Г. Н. История русской литературы XIX века: (1840—1860-е годы). — 3-е изд., доп. — М., 1981.

Русская литература XX века / Под ред. С. А. Венгерова. — М., 1914. — Т. 1.

Русская литература конца XIX — начала XX века: Девяностые годы. — М., 1968.

*

Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. — 3-е изд. — М., 1913. — Вып. 2.

Базанов В. Из литературной полемики 60-х годов. — Петрозаводск, 1941.

Борщевский С. Щедрин и Достоевский: История их идейной борьбы. — М., 1956.

В память П. И. Мельникова (Андрея Печерского). — Н.-Новгород, 1910. — (Нижегор. ученая архивная комиссия. Сб. Т. 9, ч. 1).

Вересаев В. В. Живая жизнь. — 4-е изд. — М., 1928.

Вопросы русской литературы 1840—1870-х гг. — Л., 1954.

Гершензон М. О. История молодой России. — М.; Пг., 1923.

Десницкий В. А. Избр. статьи по русской литературе XVIII—XIX вв. — М.; Л., 1958.

Евгеньев-Максимов В. Е. Из прошлого русской журналистики: Статьи и материалы. — Л., 1930.

Евгеньев-Максимов В. Е. «Современник» при Чернышевском и Добролюбове. — Л., 1936.

Евгеньев-Максимов В. Е., Тизенгаузен Г. Последние годы «Современника» (1863—1866). — М., 1938.

Евнин Ф. И. А. Ф. Писемский: К 125-летию со дня рождения (1820—1881). — М., 1945.

Емельянов Н. П. «Отечественные записки» Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина (1868—1884). — Л., 1986.

Есин Б. И. Демократический журнал «Дело». — М., 1959.

Иванов И. И. Писемский. — СПб., 1898.

Идеи социализма в русской классической литературе. — Л., 1969.

Из истории русской журналистики 2-й половины XIX в. — М., 1964.

Ильин В. В. Русская реальная критика переходного периода. — Смоленск, 1975.

Иовчук М. Т. Философские и социологические взгляды Н. П. Огарева. — М., 1957.

История русского романа: В 2 т. М.; Л., 1964. — Т. 2.

История русской поэзии: В 2 т. — Л., 1969. — Т. 2.

Кирпотин В. Я. Радикальный разночинец Д. И. Писарев. — М., 1934.

Козьмин Б. П. Журнал «Современник» — орган революционной демократии: Журнально-публицистическая деятельность Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. — М., 1957.

Козьмин В. П. Литература и история. — М., 1969.

Козьмин Б. П. Русская нелегальная революционная печать 70-х и 80-х годов XIX века. — М., 1960.

Куприянова Е. Н., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы. — Л., 1976.

Линков Я. И. Революционная борьба А. И. Герцена и Н. П. Огарева и тайное общество «Земля и воля» 1860-х гг. — М., 1964.

Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. — Л., 1974.

Коробка Н. Очерки литературных настроений. — СПб., 1903.

Кузнецов Ф. Ф. Журнал «Русское слово». — М., 1965.

Кузнецов Ф. Ф. Публицисты 1860-х годов: Круг «Русского слова»: Г. Благосветлов, В. Зайцев, Н. Соколов. — М., 1969.

Лебедева Г. М. Сатирический журнал «Искра». — М., 1959.

Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60—70-е годы XIX века. — М., 1958.

Нечаева В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Эпоха». — М., 1975.

И. С. Никитин: Статьи и материалы о жизни и творчестве. — Воронеж, 1952.

О русском реализме XIX в. и вопросах народности литературы: Сб. статей. — М.; Л., 1960.

Очерки по истории русской журналистики и критики. — Л., 1965. — Т. 2.

Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР: В 2 т. — М., 1955. — Т. 1.

Плеханов С. Н. Писемский. — М., 1986.

Плоткин Л. А. Д. И. Писарев: Жизнь и творчество. — М., Л., 1962.

Плоткин Л. А. Писарев и литературно-общественное движение 60-х годов. — М.; Л., 1945.

Порох И. В. Герцен и Чернышевский. — Саратов, 1963.

Пруцков Н. И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. — Л., 1971.

Пруцков Н. И. Русская литература XIX века и революционная Россия. — Л., 1971.

Пустовойт П. Г. А. Ф. Писемский в истории русского романа. — М., 1969.

Путинцев В. А. Н. П. Огарев: Жизнь, мировоззрение. творчество. — М., 1963.

Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. — М., 1974. — Т. 3.

Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг. — М., 1960—1970. — Вып. 1—5.

Рудницкая Е. Л. Н. П. Огарев в русском революционном движении. — М., 1969.

Русская журналистика: Шестидесятые годы. — М., 1930.

Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. — Л., 1973.

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972.

Скафтымов А. П. Статьи о русской литературе. — Саратов, 1958.

Смирнов М. Глеб Успенский и Салтыков-Щедрин. — Саратов, 1964.

Страхов Н. Н. Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом. — СПб., 1885. — Т. 1.

Тараканов Н. Г. Н. П. Огарев: Эволюция философских взглядов. — М., 1974.

Тонков В. А. И. С. Никитин: Очерк жизни и творчества. — М., 1968.

Усакина Т. История, философия, литература. — Саратов, 1968.

Фатеев П. С. М. Михайлов — революционер, писатель, публицист. — М., 1969.

Цыбенко В. А. Мировоззрение Д. И. Писарева. — М., 1969.

Яковлев М. В. Мировоззрение Н. П. Огарева. — М., 1957.

Ямпольский И. Г. Сатирическая журналистика 1860-х годов: Журнал революционной сатиры «Искра». — М., 1964.

Moser C. A. Pisemsky: A provincial realist. — Cambridge (Mass.), 1969.

Seghers A. Über Tolstoi, über Dostojewskij. — В., 1963.

Steiner G. Tolstoy or Dostoevsky: An essay in contrast. — L., 1959.

Vogüé E. M. de. Le roman russe. — 4e éd. — P., 1897.

РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
И КРИТИКА 60-х ГОДОВ.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, ДОБРОЛЮБОВ

Богословский Н. В. Н. Г. Чернышевский: 1828—1889. — 2-е изд. — М., 1957.

Бродский Н. Л., Сидоров Н. П. Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?» — М., 1933.

Бурсов Б. И. Вопросы реализма в эстетике революционных демократов. — М., 1953.

Бурсов Б. И. Мастерство Чернышевского-критика. — Л., 1959.

Бурсов Б. И. Чернышевский как литературный критик. — М.; Л., 1951.

Верховский Г. О романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» — Ярославль, 1959.

Водолазов Г. Г. От Чернышевского к Плеханову. — М., 1969.

Володин А. И., Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г. Чернышевский или Нечаев?: О подлинной и мнимой революционности в освободительном движении России 50—60-х гг. XIX в. — М., 1976.

Н. А. Добролюбов. — М., 1936. — (Лит. наследство; Т. 25/26).

Н. А. Добролюбов — критик и историк литературы. — Л., 1963.

Н. А. Добролюбов и русская литературная критика. — М., 1988.

Н. А. Добролюбов: Эстетика. Литература. Критика. Сб. статей и материалов. — Л., 1988.

Ефремов А. Ф. Язык Н. Г. Чернышевского. — Саратов, 1951.

Жданов В. В. Николай Александрович Добролюбов. — 3-е изд. — М., 1961.

Зельдович М. Г. Чернышевский и проблемы критики. — Харьков, 1968.

Каган М. С. Эстетическое учение Чернышевского. — М.; Л., 1958.

Караганов А. Чернышевский и Добролюбов о реализме. — М., 1955.

Кружков В. С. Н. А. Добролюбов: Жизнь, деятельность, мировоззрение. — М., 1976.

Лаврецкий А. Белинский, Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм. — 2-е изд. — М., 1968.

Ланщиков А. Н. Г. Чернышевский. — 2-е изд. — М., 1987.

Лебедев А. А. Герои Чернышевского. — М., 1962.

Лебедев-Полянский П. И. Н. А. Добролюбов: Мировоззрение и литературно-критическая деятельность. — 2-е изд. — М., 1935.

Николаев М. П. Н. Г. Чернышевский: Художественные произведения Н. Г. Чернышевского, написанные на каторге и в ссылке. — Тула, 1959.

Пантин И. К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. — М., 1973.

Покусаев Е. И. Н. Г. Чернышевский: Очерк жизни и творчества. — 5-е изд. — М., 1976.

Рейсер С. А. Летопись жизни и деятельности Н. А. Добролюбова. — М., 1953.

Рыскин Ю. Д. Н. А. Добролюбов: 1836—1961: Указ. литературы 1917—1960 гг. — М., 1961.

Рюриков Б. С. Н. Г. Чернышевский. — М., 1961.

Скафтымов А. П. Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского. — 2-е изд. — Саратов, 1947.

Смирнова З. В. Вопросы художественного творчества в эстетике русских революционных демократов. — М., 1958.

Соловьев Г. А. Эстетические взгляды Добролюбова. — М., 1963.

Соловьев Г. А. Эстетические воззрения Чернышевского и Добролюбова. — М., 1974.

Стеклов Ю. М. Жизнь и деятельность Н. А. Добролюбова (1836—1861). — Л., 1930.

Стеклов Ю. М. Н. Г. Чернышевский: Его жизнь и деятельность. — 2-е изд. — М.; Л., 1928. — Т. 1, 2.

Тамарченко Г. Е. Чернышевский-романист. — Л., 1976.

Чернышевская Н. М. Летопись жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского: 1828—1889. — М., 1953.

Н. Г. Чернышевский. — M., 1959. — (Лит. наследство; Т. 67).

Н. Г. Чернышевский: Статьи, исследования, материалы. — Саратов, 1958—1987. — Т. 1—10.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.