Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издательский Дом «БAXPAX» Caмapa 1998 4 страница




Размещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похо­же на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение; '

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным

реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа - акценти­рование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа - склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа - субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных

сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование бу­дущего.

Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабочен­ность свободными откровенными эмоциональными пере­живаниями.

Выход за правый край листа - желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед от­крытыми свободными переживаниями. Стремление сохра­нить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа - фиксирование на мыш­лении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые - ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно - в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции.

Схема обработки рисунка в тесте "Дом"

№ п/п   Выделяемый признак  
1.   Схематическое изображение  
2.   Детализированное изображение  
3.   Метафорическое изображение  
4.   Городской дом  
5.   Сельский дом  
6.   Заимствование из литературного или сказочного сюжета  
7.   Наличие окон и их количество  
8.   Наличие дверей  
9.   Труба с дымом  
10.   Ставни на окнах  
11.   Размер окон  
12.   Общий размер дома  
13.   Наличие палисадника  
14.   Наличие людей рядом с домом и в доме  
15.   Наличие крыльца  
16.   Наличие штор на окнах  
17.   Наличие растений (количество)  
18.   Количество животных  
19.   Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и т.д.)  
20.   Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3  
21.   Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3  
22.   Дверь открытая  
23.   Дверь закрытая  

 

<ЧЕЛОВЕК»

Голова - сфера интеллекта (контроля). Сфера вообра­жения.

Голова большая - неосознанное подчеркивание убеж­дения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая голова - застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце - межперсональ­ный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола ~ мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея - орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким об­разом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея - потребность в защитном интеллек­туальном контроле.

Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импуль­сов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.

Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры - признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осто­рожности, защиты.

Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, не­достаток жизненности.

Плечи широкие - сильные телесные импульсы.

Туловище.

Туловище угловатое иди квадратное - мужественность. Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворен­ных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.

Лицо.

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецеп­торы внешних стимулов - сенсорный контакт с действи­тельностью.

Лицо подчеркнуто - сильная озабоченность отношени­ями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут - потребность доми­нировать.

Подбородок слитком крупный - компенсация ощуща­емой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты - возможны слуховые гал­люцинации. Встречаются у особо чувствительных к кри­тике.

Уши маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - силь­ное стремление избегать неприятных визуальных воздей­ствий.

Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены - грубость, черствость.

Глаза маленькие - погруженность в себя.

Подведенные глаза - грубость, черствость.

Длинные ресницы - кокетливость, склонность оболь­щать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины - женственность.

Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекват­ные чувства.

Рот впалый - пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презритель­ные установки, тенденция мыслить ироническими соци­альными стереотипами.

Ноздри - примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы - агрессивность.

Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное - незащищенность. Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность,

возможны чувства деперсонализации и отчужденности. Брови редкие, короткие - презрение, изощренность. Волосы - признак мужественности (храбрости, силы,

зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная

с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют

голову, - субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности.

Руки - орудия более совершенного и чуткого приспо­собления к окружению, главным образом в межперсональ­ных отношениях.

Широкие руки (размах рук) - интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный кон­троль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная ус­тановка. Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролиро­вать проявление агрессивных враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физической силе. ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособля­емость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу - неповоротли­вость, ригидность.

Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные - сильная потребность к луч­шей приспособляемости в социальных отношениях с чув­ством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на ле­вой стороне - социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу - напряжение. Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги - женственность. Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то - зави­симость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Руки сильные - агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности дос­тигнутого.

Рука, как боксерская перчатка - вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах - чувство вины, неуве­ренность в себе.

Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие. Пальцы длинные - открытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест. Кулаки далеко от тела - открытый протест. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) - враж­дебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей - сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные - сильная потреб­ность к независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие - чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног - боязливость. Ступни не изображены - замкнутость, робость. Ноги широко расставлены - откровенное пренебреже­ние (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стрем­лении к независимости.

Ноги отсутствуют - робость, замкнутость. Ноги акцентированы - грубость, черствость. Ступни - признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные - потребность бе­зопасности. Потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие - скованность, за­висимость.

Поза.

Лицо изображено так, что виден затылок - тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело в анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула - сильное жела­ние найти выход из ситуации, страх, одиночество, подо­зрение.

Человек, изображенный бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорции по отно­шению к правой или левой сторонам - отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображен­ных).

Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособ­ляемость.

Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешен­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный - определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны - особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.

Кукла - уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек - может означать увиливание и не­гативизм.

Фигура Бабы-Яги- открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура - свойственное подросткам пережи­вание неполноценности и отверженности, враждебность, самопрезрение.

Фон, окружение.

Тучи - боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли - незащищенность. Фигура человека на ветру- потребность в любви, при­вязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) - незащищенность. Представля­ет собой необходимую точку отсчета (опоры) для констру­ирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей

субъектом качества, например, «мальчик катается на тон­ком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже - под человеком.

Оружие - агрессивность.

Многоплановые критерии.

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентиро­вание, штриховка - сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы - зависимость.

Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы. Позы с широко расставленными ногами - грубость черствость.

Контур, нажим, штриховка, расположение. Мало гнутых линий, много острых углов - агрессив­ность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии - женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров -грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный - боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи - настойчивость, безо­пасность.

Линии неодинаковой яркости - напряжение. Тонкие продленные линии - напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру- изоляция.

Эскизный контур - тревога, робость. Разрыв контура - сфера конфликтов. Подчеркнута линия - тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчер­кнутой детали).

Зубчатые, неровные линии - дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии - амбиции, рвение. Яркая линия - грубость.

Сильный нажим - энергичность, настойчивость. Боль­шая напряженность.

Легкие линии- недостаток энергии. Легкий нажим -низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом - агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим - циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим - эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Длина штрихов.

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет - удлиняются.

Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи - импульсивное поведение. Ритмичная штриховка - чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи - тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные - напряженность, зам­кнутость.

Горизонтальные штрихи- подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи - неза­щищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево - интроверсия, изоляция. Штрихи слева направо - наличие мотивации. Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия.

Стирания - тревожность, опасливость.

Частые стирания - нерешительность, недовольство со­бой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) - это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисун­ка - наличие сильной эмоциональной реакции на рисуе­мый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) - внутренний конфликт или конфликт собственно этой де­талью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок - экспансивность, склонность к тщес­лавию, высокомерию.

Маленькие фигуры - тревога, эмоциональная зависи­мость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром - скован­ность, чувство собственной малоценности и незначитель­ности.

Недостаток симметрии - незащищенность.

Край листа, рисунок у самого края листа - зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтере­сованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные. Отсутствие существенных дета­лей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллек­туальную деградацию или серьезное эмоциональное нару­шение.

Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (неуме­ние ограничить себя) указывает на вынужденную потреб­ность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несуществен­ные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей - субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация- тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация - скованность, педан­тичность.

Ориентация в здании.

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его - критерии неутерянного контакта с реальностью.

принятие задания с минимальным протестом - хоро­шее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка - недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшается темп и продуктивность - быстрое истощение.

Название рисунка - экстраверсия, потребность в под­держке. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка - идентифика­ция с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности- хороший про­гноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования - скрывание про­блем, нежелание раскрыть себя.

«ДЕРЕВО»

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево - символ стоящего человека). Корни - коллективное, бессознательное. Ствол- импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви- пассивность или противостояние жизни. Интерпретация рисунка дерева всегда содержит посто­янное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).

Как мы уже отмечали, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических при­знаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а так­же наблюдается использование понятий, которые трудно

конкретизировать. Например, в интерпретации признака «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «силь­ное воображение», «частый выдумщик» или: «недостаточ­ная концентрация» - чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например; «пустота», «напыщенность», «вы­сокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «неда­лекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вы­чурность», «фальшивость» и тут же - «дар конструктив­ности», «способности к систематике», «техническая ода­ренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообла­дание», «воспитанность» - «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при обще­нии с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подоб­ные эпитеты в их адрес.

В этой связи мы предлагаем вариант интерпретации, описанный в современной литературе, который можно, по нашему мнению, использовать в повседневной практике психологических консультаций.

Земля приподнимается к правому краю листа - задор,

энтузиазм.

Земля опускается к правому краю листа - упадок сил,

недостаточность стремлений.

Корни. Корни меньше ствола - желание видеть спрятанное,

закрытое.

Корни равны стволу - большое сильное любопытство,

уже представляющее проблему.

Корни больше ствола - интенсивное любопытство, мо­жет вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой - детское поведение в отно­шении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий - способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подав­лять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия - стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, могущая быть источником внутреннего конфликта. Заторможенные моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное - отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция - желание най­ти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельству­ет о потребности в жесткой и неукоснительной системати­зации с опорой на привычки.

Расположение слева направо - увеличивается направ­ленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опо­ре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; чес­толюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы

Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграж­дающих ощущений, чувства покинутости и разочарования. Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны- поиск самоутверждения, кон­тактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.

Листва-сетка, более или менее густая - большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке- поис­ки объективности.

Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира дет­ским способом.

Закрытая густая листва - непроявляющаяся агрессив­ность.

Детали листвы, не связанные с целым, - суждения,

принимающие малозначительные детали за характеристику

явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе - детские

поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприят­ностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Толстые ветви - хорошее различение действительности. Листья-петельки - предпочитает использовать свое

обаяние.

Зигзаги в листве - осторожность и скрытность.

Листва-сетка - уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор - женственность, приветли­вость, обаяние.

Пальма - стремление к перемене мест.

Плакучая ива - недостаток энергии и задора, стремле­ние к твердой опоре и поиск позитивных контактов; воз­вращение к прошлому и опыту детства; трудности в при­нятии решений.

Зачернение, штриховка - напряжение, тревожность.

Ствол зачерней - внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол - желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой,

рефлексия неудач.

Ствол в форме разломанного купола - острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противосто­ять.

Разделяющая линия в листве - пассивность, мягкость,

податливость.

Ствол из одной линии- отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крова толстыми -

может самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями - тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом - решительность, актив­ность, продуктивность.

Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не за­держивается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые - активность заторможена тре­вогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» - тенденция к скрытности ради злоупот­реблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, не­соответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой- хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутрен­ний мир.

Ствол оторван от земли - недостаток контакта с вне­шним миром; жизнь повседневная и духовная мало свя­заны.

Ствол ограничен снизу - ощущение несчастья; поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу - поиск надежного положе­ния в своем кругу.

Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кру­гу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремле­ние укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

Общая высота - нижняя четверть листа - зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа - менее выраженная зависи­мость и робость.

Три четверти листа - хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком - хочет быть замеченным,

рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота листвы (страница делится на восемь частей):

1/8 - недостаток рефлексии и контроля. Норма для

ребенка четырех лет,

1/4 - способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,

3/8 - хорошие контроль и рефлексия, 1/2 - интериоризация, надежды, компенсаторные мечты, 5/8 - интенсивная духовная жизнь, 6/8 - высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов, 7/8 - листва занимает почти всю страницу - бегство

в мечты.

Манера изображения

Острая вершина - защищается от опасности, настоя­щей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;

желание действовать на других, атакует или защища­ется, трудности в контактах;

хочет компенсировать чувство неполноценности, стрем­ление к власти;

поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на од­ном листе) - детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

МЕТОДИКА

ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ Ч. Д. СПИЛБЕРГА, Ю. Л. ХАНИНА

Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный мо­мент (реактивная тревожность как состояние) и личност­ной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как уг­рожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напря­жением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая ре­активная тревожность вызывает нарушения внимания,

иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невроти­ческими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естествен­ная и -обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.